Календарь на 24-е июля

-1314 — До н. э.(9 Ава 2446) Когда через год и два месяца после Исхода из Египта Вс-вышний подвел сынов Израиля к границам Святой Земли, они отказались войти в нее и 9 числа месяца Ав плакали и говорили, что лучше им умереть в пустыне, чем быть убитыми и порабощенными кнаанскими народами. Те, кому исполнилось к этому моменту двадцать лет, были наказаны за свое неверие в Тв-рца сорокалетним блужданием и смертью в пустыне. В Землю Израиля вошли только их дети. 9 Ава стало страшным днем для вышедших из Египта: тех, кто достигал 60 лет, оставляла в этот день душа - и они заканчивали свой жизненный путь. Так продолжалось 39 лет, а на сороковой год, когда 9 Ава все были готовы к очередному трауру, никто не умер. До 14 числа месяца люди опасались, что Вс-вышний по какой-либо причине отложил наказание, но утром 15 Ава они поняли, что время страшной беды истекло. href="http://www.midrasha.net/article.php?id=2465">источник, переводчик дат
 

Метки:

70 — (24 Таммуза 3830) Иудейская война. Бой в западной галерее Храма. "27-го Панема (тамуз) (иудеи) провели еще военную хитрость. Они заполнили промежутки между балками и кровлей западной галереи сухими дровами, асфальтом и смолой, а затем удалились, делая вид, что устали бороться. Далее

Многие менее осторожные римляне в своей горячности пустились преследовать отступавших и с помощью лестниц вскочили на галерею; но рассудительные, которым неожиданное отступление иудеев показалось лишенным всякого разумного основания, остались на месте. И действительно, лишь только галерея наполнилась вторгнувшимися, иудеи подожгли ее со всех сторон. Внезапно вспыхнувшее пламя навело па­нику на стоявших вне опасности римлян и ввергло в отчаяние нахо­дившихся внутри галереи. Объятые со всех сторон огнем, одни бросались назад, в город, другие к неприятелям; но прыгая с галереи в надежде спасти себя, они ломали себе члены. В большинстве случаев попытки к бегству предупреждались огнем, а иные предупреждали огонь мечом. Распространившийся повсюду огонь быстро охватил также и тех, которые уже умерли иной смертью. Некоторые спасались от огня на широкую стену портика, но здесь они были окружены иудеями и после долгого сопротивления, которое они оказали, не взирая на свои тяжелые раны, погибли, наконец, все". (Иосиф Флавий)

 

Метки:

1298 — (14 Ава 5058) Еврейская община Таубербишофсхайма (район Вюрцбурга)уничтожена бандой рыцаря Риндфляйша (Rindfleish) (см. 20 апреля).
 

Метки:

1349 — (8 Ава 5109) Во время эпидемии «Чёрной смерти» (чумы), была почти полностью уничтожена община Франкфурта-на-Майне (многие евреи предпочли поджечь свои дома и погибнуть в огне, чтобы не попасть в руки убийц).
 

Метки:

1852 — (8 Ава 5612) Родился Иехошуа Штампфер

Иегошуа Штампфер родился 8 числа месяца менахем-ав 5612 года (1852) в венгерском городе Штайн-Эмангер (в наше время город Сомбатели – перев.) на границе с Австрией. Семья была родом из города Штампфен рядом с Братиславой, и отсюда пошла фамилия Штампфер. Его отец, раввин Беньямин Штампфер, который был судьей в раввинате Штайн-Эмангера, дал сыну традиционное еврейское воспитание; он учился в хедере, а затем в городской гимназии. Штампфер отличался успехами в учебе и в 14 лет написал на немецком языке учебник венгерской грамматики, который понравился профессору и был представлен министру образования с тем, чтобы напечатать его на государственные средства. Еще подростком он оказался под влиянием провозвестников национального возрождения из организации "Ховевей Цион" (в русской транскрипции "палестинофилов" – перев.), таких как Цви Гирш Калишер и других, которые призывали евреев к заселению Эрец Исраэль. После окончания городской гимназии Иегошуа Штампфер стал учиться в ешиве раввина Азриэля Хильдсхаймера в городе Айзенштадт. Позднее Хильдсхаймер был раввином Берлина. В этой ешиве наряду с религиозными были и светские дисциплины. Отец Штампфера, раввинатский судья, был против светского образования, которое получал его сын в ешиве, и отказался поддерживать его материально. Молодой Штампфер вынужден был оставить ешиву; он уехал к своему дяде Элиэзеру Раабу, который был единственным евреем в маленькой деревне Сент-Иштван и стал в его семье домашним учителем. Дядя Элиэзер Рааб, который также впоследствии стал одним из первых поселенцев Петах-Тиквы, состоял в то время в переписке с членами" Ховевей Цион". Под влиянием этих писем, которые дядя давал ему читать, идея возвращения в Эрец Исраэль захватила молодого Штампфера, и он начал строить свой план, как попасть в Святую Землю. Мечтой его было пойти пешком, взойти в Эрец Исраэль и основать рядом со святыми городами Иерусалимом, Хевроном, Цфатом и Тверией еврейские поселения, в которых половину дня люди будут посвящать работе в полях и на виноградниках, а вторую половину – изучению Торы. Большое впечатление, которое привело к быстрому осуществлению его идей, произвели на него выборы в первый парламент Венгрии. Он видел перед собой народ живой и действующий, когда тысячи устремились на выборы, чтобы организовать свою жизнь и улучшить ее. Он слушал их патриотические песни, и чувствовал острую зависть и горькую обиду за свой народ. Все это только усилило его желание отправиться в страну Израиля и удостоиться в будущем увидеть народ Израиля, который создаст первый еврейский парламент в Иерусалиме. И после выборов в Венгрии начал молодой Иегошуа Штампфер последние приготовления к дальней дороге. Напрасно старались родители отговорить его от этой затеи, он не поколебался в своем решении. Когда столкнулся с отчаянным сопротивлением родителей, положил в карман единственную серебряную монету, взял карту страны подмышку и отправился в путь. Было ему тогда семнадцать лет. Он прошел Сербию и Болгарию; ноги были изранены камнями и колючками. Шел по Балканам дни и ночи, недели и месяцы, усталый, голодный, в разорванной одежде; шел по опасным дорогам и не раз сталкивался лицом к лицу со смертью пока не пришел в еврейский город Салоники. Он зашел в дом местного сефардского раввина и рассказал ему о трудностях пути. Раввин дал ему письмо, по которому взяли его бесплатно на один корабль до Смирны. Это был единственный участок пути, когда не шел он, а везли его. В Смирне он сошел с корабля и продолжил свой путь по заброшенным и безлюдным дорогам через Сидон в город Цфат. Там он не хотел задерживаться надолго и продолжил свой путь пока не пришел в Иерусалим. Там он встретил родителей своей матери Шломо и Эстер Рааб, которые приехали в Иерусалим, чтобы в будущем быть похороненными в его святой земле. В Иерусалиме он был принят еврейской общиной и даже введен в дом раввина Розенталя, и в скором времени сидел в ешиве и учил тору. Он подчинился судьбе, потому что устал с дороги, но ненадолго. Вскоре он подружился с Йоэлем Моше Саломоном и Давидом Гутманом. Они были едины во мнении, что надо купить землю и основать на ней поселение, чтобы зарабатывать своим трудом, а не жить за счет "халуки", т.е. пожертвований еврейских общин из стран рассеяния. Штампфер поддерживал идею постройки новых районов Иерусалима за стенами Старого города и основания сельскохозяйственного ишува в Эрец Исраэль. В 1876-79 годах были опубликованы пятнадцать писем Штампфера в газете "Jewish Chronicle", которая выходила в Лондоне, относительно еврейского ишува в целом и еврейских сельскохозяйственных поселений в частности. В результате поисков была приобретена болотистая земля на берегах реки Яркон, где раньше располагалась арабская деревня Амлебес, жители которой болели малярией из-за скопления малярийных комаров в долине Яркона и умирали один за другим. Евреи вынуждены были купить эту землю из-за отсутствия выбора. Землю, принадлежавшую властям, им не продавали, хотя они готовы были хорошо за нее заплатить. Петах-Тиква была основана в 1878 году, когда Иегошуа Штампферу, одному из ее основателей, было всего 26 лет, и был он среди тех, кто восстановил ее в 1883 году. Он дал мошаве название Петах –Тиква, что означает "врата надежды". Иегошуа Штампфер и другие поселенцы отважно боролись с препятствиями, созданными природой, с малярией, которая косила их ряды, с жителями округи арабами, которые раз за разом нападали на мошаву, уводили скот, загоняли свои стада на засаженные поля мошавы. Один раз, во время одного из арабских набегов, разгорячился Штампфер, вскочил на лошадь сторожа мошавы Дауда абу Юсуфа, бедуина-иудея, въехал в ряды нападающих и погнал их прочь. Иегошуа Штампфер, как человек глубоко религиозный, старался воспитывать жителей мошавы в ортодоксальном духе. Однако, когда обстоятельства требовали защищать мошаву с оружием в руках, он никогда не отказывался от этого даже в субботу. Он первый среди ортодоксальных жителей мошавы провозгласил, что защищать достоинство нации – это святой долг, и он важнее соблюдения святости субботы. Жители арабской деревни Амлебес, которая постепенно разрушалась одновременно со строительством Петах-Тиквы, начали завидовать еврейскому поселению, которое развивалось и расцветало, и они стали вредить, выкапывали большие камни и перегораживали ими дренажные канавы, и вообще разрушать и портить всё, что только могли. Однажды в субботу, когда все население мошавы молилось в синагоге, на землю мошавы пришли арабы, чтобы пахать там; они утверждали, что эта земля принадлежит им. Некоторые из молодых поселенцев уже боролись с ними в поле, а остальные жители продолжали молиться, чтобы не нарушать субботу. Но, как только звуки выстрелов, достигли слуха Штампфера, он, самый верующий и самый ортодоксальный среди них, снял с себя талес, выскочил из синагоги, чтобы взять дома ружье, вернулся к молящимся и призвал их всех следовать за ним обороняться. В этот день он предстал перед нападавшими во главе вооруженных поселенцев, так что арабы вынуждены были отступить. Такие нападения случались часто, но жители научились защищать себя. Когда мошава расширилась, и в ней были построены новые дома, нападения стали реже. В 1885 году Штампфер оставил на какое-то время Петах-Тикву и поехал по делам заграницу. Он посетил Америку, Англию, Францию, Германию, Венгрию и Триест, а потом города России и Белосток и произвел там большое впечатление на своих слушателей. Мы находим важные сведения о его поездках в письмах, где он пишет о тяжелом положении, в котором находится еврейский сельскохозяйственный ишув в Эрец Исраэль и в частности его первое поселение. Пишет о посещении барона Ротшильда: в результате стараний Штампфера барон Ротшильд послал в Петах –Тикву десять тысяч франков для помощи в хозяйстве самым нуждающимся. Мы находим в его письмах просьбу и даже мольбу, обращенную к руководителям мошавы: он пишет, что вынужден задержаться заграницей на три месяца, расходы его превысили пятьдесят золотых наполеонов, и он просит поддержать его жену и детей, как обещали, и дать им еще девять наполеонов, если ему придется еще задержаться, чтобы они не знали нужды. В письме из Парижа Штампфер сообщает, что он намерен отправиться в Россию для пользы ишува, встретиться "с братьями нашими сынами Израиля", и он готов пройти всю Россию, чтобы рассказать российским евреям о состоянии ишува в Святой земле и рекомендовать им принять деятельное участие в его делах. По дороге в Россию Штампфер послал письмо из Варшавы Давиду Гутману, который был ответственным за денежные дела мошавы. Он писал, что надеется с Б-жьей помощью вернуться в свой дом в Петах-Тикве после Песах и хочет ехать через Стамбул, чтобы подать прошение его величеству султану, чтобы тот " милостиво разрешил нам закончить строительство наших домов и позволил распахать нам всю землю, которую мы купили на болотах". И еще он попросит султана, чтобы тот позволил использовать воду из Яркона для полива полей и основать на его берегах фабрики, таким образом, чтобы это не нанесло вреда турецким властям. И потому просит Штампфер, чтобы достали ему рекомендательные письма от главного сефардского раввина, рекомендацию барона Гирша к господину Фернандесу, рекомендательные письма от американского посланника, от австрийского и германского консулов к их послам в Стамбуле. И если поселенцы согласны, то пусть напишут и подпишут просьбу, а он уж позаботится, чтобы она попала к султану." И ради малых детей наших, которые могут существовать только за счет плодов нашей земли, я буду стараться, чтобы власти увидели справедливость нашей просьбы". Что было выполнено из обширной его программы, мы не знаем, но важно подчеркнуть, что Штампфер был первым, у кого зародилась идея гидроэлектростанции, чудесным образом воплощенная Пинхасом Рутенбергом (Рутенберг основал Палестинскую Электрическую Компанию в 1923 году – перев). В письме из Белостока Штампфер сообщает о насосах, которые качают воду из колодца (он уже ведет переговоры об их покупке и воображает, как они работают в их поселении) и напоминает товарищам-поселенцам о своем плане обратиться к султану. "Ховевей Цион" России собирались послать тогда в Эрец Исраэль своего первого представителя, г-на Кальмана Зеева Высоцкого. Штампфер произвел большое впечатление на "Ховевей Цион" в России, и они написали письмо д-ру Пинскеру в Одессу, в котором характеризовали Штампфера таким образом: "Нам довелось познакомиться с г-ном Штампфером из мошавы Петах-Тиква, который приехал в Европу и побывал в Париже и в Лондоне, чтобы организовать помощь поселенцам. Мы беседовали с этим господином и нашли в нем человека, детально разбирающегося в делах колонистов, умного, знающего языки английский, немецкий, венгерский и иврит, и, по нашему мнению, человека порядочного и достойного, который мог бы сопровождать нашего друга господина Высоцкого в его поездке в Эрец Исраэль, но он был разочарован нашим планом". Штампфер писал из Одессы: " Вчера провожал уважаемого г-на Высоцкого, который уехал вместе с Элиэзером Рокахом, и я остался один на пустынном морском берегу, и не было у меня денег на дорогу ...". В конце концов, каким-то образом раздобыл Штампфер денег на дорогу и вернулся из своих странствий в галуте в Эрец Исраэль, и тогда полностью посвятил себя работе на благо любимой мошавы, и стал её руководителем до конца своих дней. Появление доктора Герцеля с его идеей государственного сионизма принял ортодоксальный еврей Иегошуа Штампфер сразу и без подозрений в атеизме, в отличие от других ортодоксов, немедленно установил с ним связь и стал переписываться. Жаль, что во время хаоса Первой мировой войны пропали все письма д-ра Герцеля к нему, материал, который безусловно добавил бы новые черты к духовному облику Штампфера. И вместе с глубокой верой в государственный сионизм росла его уверенность, что без настоящей работы, без непрерывного физического труда никакие смелые планы не в силах изменить что-либо. Это побудило Штампфера объединиться со сторонниками организации еврейского профсоюза и принять участие в собрании представителей большинства еврейских поселений, которое состоялось в 1903 году в Зихрон-Якове под руководством Усышкина, Друянова и других. На собрании обсуждались и другие вопросы, которые беспокоили еврейский ишув в то время. Например, участие женщин в выборах вызывало категорическое возражение ортодоксов во главе со Штампфером. На одном из заседаний по этому вопросу он закончил свое выступление такими словами: "Избирательное право для женщин – это Non Possumus!" (формула категорического отказа, употребляется Папой Римским – перев.). На это ответил Усышкин: "Я знаю мнение собравшихся, всё-таки оно Possumus". Вопрос решился положительно, и Штампфер сообщил к радости всех присутствующих: "Мы подчиняемся, Possumus!.." После того, как барон Ротшильд в 1898 году посадил в Петах-Тикве первый пардес (цитрусовую плантацию – перев.), посадил пардес и Иегошуа Штампфер, и, будучи ограничен в средствах, пригласил компаньона из иерусалимских евреев Давида Файнштейна. Пардес был небольшим (35дунам), но усилия и опыт его хозяев проложили дорогу тем, кто шел после них. Начали расти и цвести в Петах-Тикве один пардес за другим, и было в 1900 году в Петах-Тикве 300 дунамов пардесов. В том же году хозяева пардесов основали товарищество "Пардес", в котором Штампфер был самым деятельным участником до последнего своего дня. Из пардеса Штампфера вышло первое поколение еврейских рабочих по сбору и упаковке цитрусовых, которые научились у работников-арабов и даже превзошли их в умении. Иегошуа Штампфер был одним из первых в Петах-Тикве, кто почувствовал всю меру возможной опасности, когда земля мошавы обрабатывается чужими руками. Когда был основан "Пардес", большой синдикат хозяев пардесов всех мошавов Иудеи, он настаивал, чтобы был внесен и соблюдался пункт о еврейском труде, и внес этот пункт, несмотря на возражения других. Он соблюдал принцип еврейской работы, насколько позволяли обстоятельства, и на его пардесе всегда вместе с арабами работали евреи. Будучи ортодоксальным евреем Штампфер вовсе не был односторонним. Он был отличным руководителем, умел привлечь сердца поселенцев и вызвать доверие к себе и к совету поселения. Он умел призвать к дисциплине, и сам её соблюдал. Он управлял твердой рукой, и все выполняли решения совета, даже если были против. И хотя его религиозные взгляды и соответственно руководство мошавой были крайне ортодоксальны, он с воодушевлением принял репатриантов второй волны (главным образом из России и Польши в 1904-1914гг. – перев.), несмотря на то, что они были людьми светскими. Однако, как человек крайних взглядов и противник нововведений, он был нетерпим по отношению к преподаванию в новой школе, в котором виделся ему атеизм, к театральным постановкам, которые устраивали молодые. Он был против совместных танцев мужчин и женщин на свадьбах, а когда доктор Коэн-Бернштейн прочитал лекцию о медицине и гигиене и показывал иллюстрации с помощью "волшебного фонаря", религиозные во главе со Штампфером переполошились из-за того, что когда тушили свет, мужчины и женщины оставались вместе в темной комнате, и совет поселения потребовал от лектора, чтобы он не выключал свет во время демонстрации "картинок". Но все это не умаляет образ Штампфера, если принять во внимание место, время, его религиозные взгляды и "взрывной" характер. В возрасте 56 лет в канун праздника Шавуот 5665 года (1908) скончался Иегошуа Штампфер и был похоронен в том месте, в которое он вложил всю свою душу, в Петах-Тикве. На его похороны собрались представители разных организаций старого и нового ишува, главные раввины Эрец Исраэль. Большая часть еврейских рабочих поселения в этот день не работала и провожала в последний путь великого идеалиста и борца Иегошуа Штампфера. Чтобы увековечить его память совет Петах-Тиквы решил основать местное благотворительное учреждение, которое будет носить имя покойного, а также выпустить книгу, рассказывающую о его жизни и деятельности. Совет распорядился, чтобы в знак траура в первые тридцать дней не звучали в мошаве песни. Именем Иегошуа Штампфера названа одна из улиц Петах-Тиквы.

 - один из создателей Петах-Тиквы.
 

Метки:

1905 — (21 Таммуза 5665) Предварительное 7 сионистскому конгрессу совещание сионистов России. Скандал и разброд между Ционей Цион и угандистами. Приверженцев идеи трансфера в Уганду было 80 человек, защитников Сиона - 300. Однако за 2 дня собрания договориться или хотя бы выслушать друг друга им не удалось.
 

Метки:

1905 — (21 тамуза 5665) Приказ №262 по 10-му армейскому корпусу генерала Церпицкого, в котором всем в пример поставлен еврей Лазарь Лихтмахер, бомбардир-наводчик 2 батареи 31 артиллерийской бригады. Он, лишившись в одном из мукденских боев левой руки, немедленно, по выздоровлении, вернулся обратно в свою батарею, где был незаменимым наводчиком; «в тех частях, говорилось в этом приказе, где нет подразделений по народностям, где все равны – русский, поляк, татарин, немец и еврей, - где все равно считаются слугами Царя и родины-России, там всегда будут такие герои-солдаты»
 

Метки:

1918 — (15 Ава 5678) Ишув. Закладка первого камня Иерусалимского университета на горе Скопус.
 

Метки:

1922 — (28 Таммуза 5682) Лига Наций утвердила мандат

24 июля 1922 Мандат на Палестину Совет Лиги Наций: Поскольку главные союзнические державы, во исполнение оговоренного параграфом 22 Устава Лиги Нации, пришли к решению передать власть над Палестиной, которая ранее принадлежала Оттоманской империи, Мандатному уполномоченному, избранному этими державами, и в границах, устанавливаемых этими державами; Поскольку главные союзнические державы также пришли к решению, что Мандатный уполномоченный будет нести ответственность за реализацию заявления от 2 ноября 1917 года, сделанного правительством Его Величества короля Британии и одобренного вышеназванными державами, об образовании национального дома еврейского народа при непременном условии, что не будут ущемлены гражданские и религиозные права живущих на этой территории нееврейских общин, а также политические права евреев, проживающих в других странах; Поскольку историческая связь еврейского народа с Палестиной осознана и признана, так же, как и право евреев возродить свой национальный дом на этой земле; Поскольку своим Мандатным уполномоченным по Палестине главные союзнические державы избрали Его Величество короля Британии; Поскольку условия мандата на Палестину уже сформулированы и представлены на утверждение Совету Лиги Наций; Поскольку Его Величество король Британии принял на себя мандатные полномочия в отношении Палестины и согласился отправлять их от лица Лиги Наций и по предложенным ею принципам; Поскольку в вышеупомянутом параграфе 22 (раздел 8) Устава Лиги Наций степень полномочий мандатного правительства, заранее не согласованного членами Лиги, подлежит эксплицитному определению Советом Лиги Наций; Подтверждая вышеуказанный мандат, определяет его условия следующим образом: Статья 1 Мандатный уполномоченный будет обладать всей полнотой административной и законодательной власти, за исключением тех случаев, когда ее ограничивают условия данного мандата. Статья 2 Мандатный уполномоченный будет нести ответственность за создание в стране таких политических, административных и экономических условий, которые наилучшим образом обеспечат создание Еврейского национального дома, как это сформулировано в преамбуле, обеспечат развитие институтов самоуправления, а также защиту гражданских и религиозных прав всех жителей Палестины, независимо от расовой и религиозной принадлежности. Статья 3 Мандатный уполномоченный будет, насколько позволят обстоятельства, развивать местную автономию. Статья 4 Соответствующая еврейская организация получит статус официальной организации, в задачи которой входят консультации и сотрудничество с Администрацией Палестины в тех экономических, социальных и других вопросах, которые могут повлиять на создание Еврейского национального дома, на интересы еврейского населения Палестины и - постоянно под контролем Администрации - на развитие страны в целом. Такой организацией может быть признана Сионистская организация, до тех пор, пока она, с точки зрения Мандатного уполномоченного, подходит по всем основным принципам своей структуры и организации. После консультаций с правительством Его Величества короля Британии она должна предпринять меры по привлечению к сотрудничеству всех евреев, которые хотят участвовать в создании Еврейского национального дома. Статья 5 Мандатный уполномоченный несет ответственность за то, чтобы ни одна часть палестинской территории не была отдана, сдана в аренду или попала под контроль какого-либо иностранного государства. Статья 6 Обеспечивая защиту прав и положения других групп населения, Администрация Палестины будет обеспечивать подходящие условия для иммиграции евреев и - совместно с упомянутой в пункте 4 еврейской организацией - компактное расселение иммигрантов на земле, включая как государственные, так и пустующие земли, не востребуемые для общественных нужд. Статья 7 Администрация Палестины будет ответственна за принятие закона о гражданстве, включающего параграфы, которые облегчат получение палестинского гражданства евреям, избравшим Палестину местом своего постоянного проживания. Статья 8 Привилегии и неприкосновенность иностранцев, включая консульскую юрисдикцию и защиту, которыми они ранее пользовались по Капитуляциям или по обычаям Оттоманской империи, применяться в Палестине не будут. (Капитуляции - договоры Оттоманской Империи с христианскими державами об особом статусе этих держав, находившихся на территории турецкой Палестины (прим.перев.)) Если же державы, чьи подданные пользовались вышеупомянутыми привилегиями до 1 августа 1914 года, не откажутся заранее от прав на их возобновление, или же не согласятся с их неприменением на оговоренный период, то по истечении срока Мандата эти привилегии и неприкосновенность будут восстановлены во всей их полноте, или с теми изменениями, о которых договорятся заинтересованные державы. Статья 9 Мандатный уполномоченный обязан проследить за тем, чтобы судебная система, создаваемая в Палестине, полностью гарантировала все права как иностранцев, так и местных жителей. Должно полностью гарантироваться уважение к статусу различных народностей общин и к их религиозным убеждениям. В частности, контроль и управление вакфами должны осуществляться в соответствии с религиозным правом и распоряжениями дарителей. Статья 10 Для принятия специальных экстраординарных соглашений на Палестину распространяются договоры о выдаче преступников, заключенные между Мандатным уполномоченным и иностранными государствами. Статья 11 Администрация Палестины примет все необходимые меры по защите интересов населения в связи с развитием страны и, выполняя все международные обязательства, принятые Мандатным уполномоченным, будет иметь необходимые полномочия, чтобы обеспечить общественное владение или общественный контроль за естественными богатствами страны, общественными работами, коммунальными услугами и предприятиями общественного пользования, как существующими уже, так и проектируемыми. Администрация введет такую систему землепользования, которая наиболее отвечает нуждам страны, в частности, с учетом желательности компактных поселений и интенсивного земледелия. Администрация может передать еврейской организации, упомянутой в пункте 4, строительство любых сооружений или руководство любыми общественными работами и услугами, а также разработку любых природных ресурсов, естественно, на справедливых условиях и не в ущерб своим собственным планам. При заключении подобных договоров необходимо оговаривать, что данная еврейская организация имеет право распоряжаться, будь то прямо или косвенно, лишь разумным процентом с прибыли на вложенный капитал. Остальная часть прибыли должна использоваться под контролем администрации на нужды страны. Статья 12 На Мандатного уполномоченного будет возложен контроль за международными отношениями Палестины и право выдавать экзекватуры консулам иностранных государств. Ему также вменяется в обязанность дипломатическая и консульская защита граждан Палестины, когда они находятся за пределами страны. Статья 13 Мандатный уполномоченный возьмет на себя ответственность за Святые Места и религиозные сооружения в Палестине, сохраняя все их права и обеспечивая к ним свободный доступ и свободное отправление там религиозных ритуалов, в то же время гарантируя общественный порядок и соблюдение всех приличий. За все вышеперечисленное и связанное с ним, Мандатный уполномоченный несет ответственность исключительно перед Лигой Наций и может договариваться с Администрацией о разумных мерах по реализации поставленных в этом пункте задач, однако с запрещением вмешиваться в структуру и управление сугубо мусульманских Святых Мест, чья неприкосновенность должна гарантироваться. Статья 14 Мандатным уполномоченным будет назначена специальная комиссия по изучению, выяснению и определению прав и притязаний в связи со Святыми Местами и вообще прав и притязаний различных религиозных общин в Палестине. Принцип структуры, выбора членов и функционирования данной комиссии должен быть представлен на утверждение Совету Лиги Наций, без разрешения которого невозможно ни назначение комиссии, ни начало ее деятельности. Статья 15 Мандатный уполномоченный должен обеспечить равную для всех граждан свободу совести и отправления различных религиозных обрядов, при условии, что не нарушается общественная мораль и сохраняется общественный порядок. Запрещается любая дискриминация жителей Палестины по расовому, религиозному или языковому признакам. Никто не может быть изгнан из страны только по причинам исключительно религиозного характера. За каждой из общин признается право создавать школы для обучения своих членов на своем языке, сообразуя программу обучения с учебными требованиями общего характера, выдвинутыми Администрацией. Статья 16 Мандатный уполномоченный будет осуществлять такой надзор над религиозными и благотворительными организациями всех конфессий в Палестине, который обеспечит сохранение общественного порядка и успешное функционирование этих организаций. При надзоре не должно происходить никакого вмешательства в деятельность этих организаций и никакой дискриминации их представителей или членов по религиозной и национальной принадлежности. Статья 17 Администрации Палестины разрешается создать на добровольной основе силы для поддержания мира и порядка, а также для защиты страны. Эти силы будут находиться под наблюдением Мандатного уполномоченного, и не могут без его согласия использоваться для иных, не перечисленных выше, целей. Не допускается создание Администрацией Палестины никаких сухопутных или воздушных сил для каких-либо, не обозначенных выше, целей. Ничто, изложенное в данной статье, не запрещает администрации вкладывать средства на поддержание вооруженных сил Мандатного уполномоченного Палестины. Статья 18 Мандатному уполномоченному вменяется в обязанность проследить, чтобы в Палестине не дискриминировались подданные государств-членов Лиги Наций (включая фирмы и компании, зарегистрированные в этих державах) и граждане других иностранных государств в отношении налогов, коммерции, перевозок, деловой, промышленной или профессиональной деятельности, а также коммерческого судоходства и гражданской авиации. Таким же образом в Палестине не допускается дискриминация товаров, произведенных в вышеперечисленных государствах, или направляемых туда. В подмандатных районах должен осуществляться свободный транзит на справедливых условиях. Принимая во внимание как вышеизложенное, так и другие положения мандата, Администрация Палестины может, по согласованию с Мандатным уполномоченным, устанавливать такие налоги и таможенные пошлины и предпринимать такие шаги по разработке естественных ресурсов страны и защите интересов граждан, какие сочтет необходимыми и полезными. Администрация также может, после консультаций с Мандатным уполномоченным, заключать особые таможенные договоры с любым государством, территория которого полностью входила в 1914 году в состав азиатской части Оттоманской империи или в Аравию. Статья 19 От имени Администрации Палестины Мандатный уполномоченный подписывает все международные соглашения, как уже существующие, так и новые из числа тех, которые будут заключаться с одобрения Лиги Наций, касающиеся работорговли, торговли оружием н боеприпасами, торговли наркотиками, а также договоры, касающиеся торгового равноправия, свободы транзита, морской и воздушной навигации, почтовой, телеграфной и беспроволочной связи, прав на литературную, художественную и промышленную собственность. Статья 20 От имени Администрации Палестины Мандатный уполномоченный будет проводить, насколько позволят религиозные, социальные и другие условия в стране, общую с Лигой Наций политику по профилактике и борьбе с болезнями, включая болезни животных и растений. Статья 21 Мандатный уполномоченный обеспечит в течение года принятие и введение в действие закона о памятниках древности, основанного на следующих принципах. Закон предоставит равные права в отношении раскопок и археологических исследований всем представителям держав, являющихся членами Лиги Наций. Под памятником древности понимается любое сооружение или продукт человеческой деятельности, датируемый ранее 1700 года. Закон о памятниках древности предпочтительнее осуществлять с помощью поощрений, не наказаний. Любой человек, обнаруживший памятник древности, но не имеющий специального разрешения, упомянутого в подпункте 5, заявив о находке официальному представителю соответствующего департамента, получит вознаграждение, соразмерное ее ценности. Любой памятник может быть передан только в соответствующий департамент, за исключением тех случаев, когда департамент отказывается от приобретения данного памятника. Ни один памятник древности не может быть вывезен без экспертного разрешения вышеупомянутого департамента. Любой человек, по злому умыслу или халатному небрежению разрушающий, или наносящий вред памятникам древности, будет подвержен наказаниям, систему которых предстоит разработать. Под угрозой штрафа запрещается расчистка земли и раскопки с целью поиска памятников древности лицами, не получившими специального разрешения от соответствующего департамента. При отчуждении, временном или постоянном, земель, представляющих исторический или археологический интерес, должны быть выработаны справедливые условия. Право производить раскопки будет предоставляться только лицам, обладающим достаточной археологической квалификацией. При этом Администрация Палестины, предоставляя эти права, не должна без веских причин отказывать в разрешении ученым отдельных стран. Находки, сделанные в процессе раскопок, могут быть поделены между археологами и соответствующим департаментом в пропорциях, установленных департаментом. Если такой раздел по научным причинам невозможен, археологи должны получить справедливое возмещение своей части найденного. Статья 22 Официальными государственными языками Палестины будут английский, арабский и иврит. Любая арабская надпись на марках или деньгах должна быть повторена на иврите, любая надпись на иврите должна быть повторена на арабском. Статья 23 Администрация Палестины признает религиозные праздники соответствующих общин официальными выходными днями для членов этих общин. Статья 24 Мандатный уполномоченный будет представлять Лиге Наций ежегодный отчет для одобрения мер, принятых за год по реализации положений мандата. К отчету будут прилагаться копии всех законов и постановлений, принятых за данное время. Статья 25 На территориях, расположенных между Иорданом и восточной границей Палестины, по ее окончательному установлению, Мандатный уполномоченный получает право, с согласия Совета Лиги Наций, отложить применение или воздержаться от применения тех положений Мандата, которые, на его взгляд, не подходят к местным условиям, и одновременно разработать такие положения для местной администрации территорий, которые эти особые условия учитывают. При этом не должны предприниматься действия, противоречащие пунктам 15,16 и 18 мандата. Статья 26 Мандатный уполномоченный дает согласие на то, что, при возникновении какого-либо спора между ним и государством-членом Лиги Наций по поводу трактовки того или иного положения данного мандата, этот спор, если он не может быть урегулирован путем двусторонних переговоров, будет вынесен на решение постоянно действующего Международного Суда, созданного на основании параграфа 14 Устава Лиги Наций. Статья 27 Для изменения положений и условий данного мандата требуется согласие Совета Лиги Наций. Статья 28 В случае завершения Мандата, передаваемого этим документом Мандатному уполномоченному, Совет Лиги Наций предпримет все необходимые шаги по защите прав, предоставляемых в пунктах 13 и 14, и использует все свое влияние, при гарантии Лиги Наций, чтобы правительство Палестины полностью приняло на себя законные финансовые обязательства Администрации Палестины, законно принятые во время срока мандата, включая права государственных служащих на пенсии и пособия. Настоящий документ будет храниться в оригинале в архиве Лиги Наций, а его заверенные копии Генеральный Секретарь Лиги направит всем ее государствам-членам. Лондон, двадцать четвертое июля тысяча девятьсот двадцать второго года. Генеральный Секретарь

  Великобритании на Палестину.
 

Метки:

1938 — (25 Таммуза 5698) Ишув. Национальный комитет Ваад Леуми принял решение ввести специальный налог Кофер ха-Ишув - Выкуп Ишува, поступления от которого должны идти на нужды Хаганы. Средства в него должны были вносить все, кто по возрасту, состоянию здоровья не могли участвовать в Хагане. Для разъяснения этого решения состоялись многочисленные закрытые собрания населения.
 

Метки:

1954 — (23 Таммуза 5714) В Египте раскрыта израильская агентурная сеть. Арестованы 13 египетских евреев. В Израиле началось т. н. "Дело Лавона", Лавон был тогда министром обороны и он отрицал своё участие в организации сети. Премьерн-министр Л. Эшкол тоже ничего не знал о ней. В результате поиски крайних продлились лет 10.
 

Метки:

1957 — (25 Таммуза 5717) Жюри конкурса на лучший проект здания Кнессета сообщило о единогласном признании победителем соревнования Йосефа Кларвайна.
 

Метки:

1984 — (24 Таммуза 5744) «За злостное хулиганство» был приговорен к 18 месяцам ссылки сионист А. Холмянский, во время обыска его квартиры милицией был «обнаружен» подброшенный револьвер с патронами. Мужественное поведение находящегося под следствием Холмянского (он отрицал обвинение, держал многодневную голодовку и подвергался искусственному кормлению) заставило власти СССР отступить и изменить статью, по которой его обвиняли.
 

Метки:

1995 — (26 Таммуза 5755) Теракт. Взрыв автобуса в Рамат-Гане. 7 погибших.
 

Метки:

2006 — (28 Таммуза 5766) Вторая ливанская война. Тринадцатый день

Сухопутные войска Армии обороны Израиля вели ожесточенные бои в городе Бинат-Джабель на юге Ливана, который считается столицей террористической организации "Хизбалла". В ходе боев в Бинат-Джабиле погибли двое военнослужащих ЦАХАЛа, офицер и солдат. Около 20 человек были ранены. На ливано-израильской границе упал израильский вертолет Apache, зацепивший линию электропередач. В результате катастрофы пострадали шесть военнослужащих. Двое военнослужащих погибли. Террористы "Хизбаллы" обстреляли Цфат, Акко, пригороды Хайфы, Нагарии и Шломи, обстрелам подверглась также Галилея, около десяти человек получили ранения. Армии обороны Израиля потребуется еще 7-10 дней для окончания военной операции в Ливане. Об этом пишет в понедельник, 24 июля, газета "Гаарец" со ссылкой на армейские источники. Командующий управлением тыла Армии обороны Израиля утром отдал приказ жителям северных районов страны оставаться в бомбоубежищах или специально оборудованных комнатах и следовать дальнейшим инструкциям. Этот приказ касается жителей Акко, Кармиэля, Тверии, Хайфы, Нешера. Нацерета (Назарета), Нацрат-Илита, Мигдал-Эмека и Кирьят-Тивона. Около 100 ракет (не менее 30 – на удалении свыше 20 км от границы) взорвались на севере Израиля.Погибшие солдаты Армии обороны Израиля: Лотан Славин (21), лейтенант, из Хацавыпогиб в бою под Бинт-Джбейлем (Южный Ливан) Коби Смилег (20), старший сержант, из Реховота погиб в бою под Бинт-Джбейлем (Южный Ливан) Цви Луфт (42), полковник ВВС, из кибуца Хугла погиб в результате падения вертолета к северу от Цфата Том Фаркаш (23), лейтенант ВВС, из Кейсарии погиб в результате падения вертолета к северу от Цфата

 

Метки:

2014 — (26 Таммуза 5774) Израиль. Открылось для движения шоссе номер 9, которое соединило шоссе номер 4 к югу от Хадеры с шоссе 581 (у перекрестка Хавива) севернее округа а-Шарон.
 

Метки:

2014 — (26 Таммуза 5774) Оперция "Нерушимая скала". День семнадцатый

00:00. Массированные удары ЦАХАЛа по целям в северной части сектора Газы. В атаках участвовали авиация и артиллерия. 07:00. Очередные ракетные обстрелы Израиля после нескольких часов тишины. Ракета, выпущенная по Западному Негеву, разорвалась на открытой местности. 11:00. Сирены системы раннего предупреждения о ракетных обстрелах прозвучали в Ор-Йегуде, Эльаде, Бат-Яме, Од а-Шароне, Герцлии, Холоне, Тайбе, Кфар-Сабе, Петах-Тикве, Кирьят-Оно, Рош-Аине, Ришон ле-Ционе, Рамат а-Шароне, Раанане, в районах Ган Раве, Дром а-Шарон, Хевель Модиин, Хоф а-Шарон и Лев а-Шарон. Пять ракет были перехвачены системой ПРО "Железный купол" над Шфелой и южной частью Гуш-Дана. 12:30. Четыре ракеты, выпущенные по Нетивоту, были сбиты системой "Железный купол". ЦАХАЛ продолжал боевые действия в Джебалии и Бейт-Хануне. В Хан-Юнисе бойцы десантной бригады подавили сопротивление в районе крупного гражданского комплекса и взяли в плен несколько десятков боевиков, передав их общей службе безопасности (ШАБАК). Вторым залпом по Гуш-Дану были выпущены еще две ракеты, перехваченные системой ПРО "Железный купол". 15:00. Интенсивность ракетных обстрелов заметно снизилась. В то же время за три часа были обстреляны Кирьят-Гат, Нетивот, районы Эшколь и Хоф Ашкелон. Шесть ракет были сбиты системой ПРО "Железный купол". 16:30. Дважды сирены "Цева адом" прозвучали в Ашкелоне и населенных пунктах округа Хоф Ашкелон. Жители Ашкелона слышали несколько взрывов в воздухе. Две ракеты были сбиты системой ПРО "Железный купол" и еще одна разорвалась на незастроенной местности на территории регионального совета Эшколь. ЦАХАЛ нанес удар по средней школе в районе Бейт-Хануна. Учебное заведение работало под эгидой UNRWA. По сообщению палестинских СМИ, в результате атаки здание школы было полностью разрушено. Около 16 человек погибли, более 150 были ранены. Агентство Wafa сообщило, что здание школы служило укрытием беженцам из районов, где были ранее начаты боевые действия. По данным этого источника, среди погибших нет совершеннолетних мужчин, а только женщины и дети. 17:00. Сирена "Цева адом" прозвучала в Офакиме и Хацериме. Две ракеты сбиты "Железным куполом" в районе Офакима. 19:26. Обстрелу подверглась Беэр-Шева. Две ракеты разорвались на незастроенной территории рядом с городом. 20:00. В течение последнего часа трижды звучали сирены в населенных пунктах регионального совета Эшколь. В сторону населенных пунктов в Эшколе были запущены из сектора Газы не менее пяти ракет, одна из них разорвалась на территории поселка, попав в теплицу. В результате обстрела ранен один человек. Полученные им травмы оцениваются врачами как легкие. Еще одна ракета упала на территории населенного пункта регионального совета Сдот а-Негев, повредив синагогу. Около 22:10 сирена "Цева адом" прозвучала в Эйлате. Две ракеты были сбиты системой ПРО "Железный купол".

 
 

Метки: