Календарь на 26-е июня

67 — (25 Сивана 3827) Иудейская война. Под натиском римлян пала соседняя с Иотапатой крепость Иафа. "В те дни Веспасиан отрядил начальника десятого легиона, Траяна, во главе 1000 всадников и 2000 пехотного войска против соседнего с Иотапатой города Иафы, который, ободряемый неожиданным сопротивлением иотапатцев, также примкнул к восстанию. ДАЛЕЕ

Траян нашел город трудно поборимым, так как, кроме природных укреплений местности, он был защищен двойной стеной; но видя, что жители идут ему навстречу в боевом порядке, он вступил с ними в битву и обратил их в бегство после лишь краткого сопротив­ления, оказанного ими. Они устремились за первую городскую стену; рим­ляне же, преследовавшие их по стопам, ворвались вместе с ними; они хотели бежать дальше, за вторую стену, но их же сограждане заперли пред ними ворота для того, чтоб вместе с ними не вторглись также и римляне. Бог как будто сам на радость римлянам вверг галилеян в такое несчастье, отдав всю массу народа, оттолкнутую соб­ственными руками сограждан, на заклание кровожадному врагу. Стесненные густыми кучами у ворот, громко обзывая по имени караульщиков, они с мольбой на устах падали под мечами римлян. Первую стену заперли враги, вторую их же сограждане, и так, скученные между двумя обводными стенами, многие закалывали друг друга, многие и сами себя, но бесчисленное множество пало от рук римлян, прежде чем кто нибудь мог подумать об обороне, ибо, кроме страха пред врагами, их поразила еще измена своих друзей. Они умирали, проклиная не римлян, а своих же собратьев. Так легли мертвыми на месте 12 000 человек. Полагая, что город лишился теперь всего своего ратного войска и что остав­шиеся в нем из страха ничего не предпримут, Траян отложил взя­тие города для полководца и отправил послов к Веспасиану с просьбой послать своего сына Тита для довершения победы, Веспасиан, однако, полагал, что предстоит еще борьба, и дал своему сыну отряд из 500 конных и 1000 пеших солдата. Тит поспешно двинулся к городу, выстроил свое войско в боевой порядок и, поручив Траяну команду над левым крылом, сам во главе правого крыла открыл наступление. Когда солдаты со всех сторон приставили лестницы к стене, галилеяне после краткой обороны отступили от нее. Люди Тита вскочили на стены и быстро заняли город. Но внутри последнего им пришлось еще выдержать ожесточенный бой с иудеями: в тесных улицах бросилась им навстречу самая сильная часть населения, в то время как женщины из домов бросали все, что им попадалось в руки, на головы римлян; шесть часов длилось их сопротивление; но когда пали все бойцы, остальная масса народа на открытых местах и в домах была уничтожена, стар и млад без различия, и никто из мужского пола не был пощажен, за исключением бессловесных детей, которые вместе с женщинами были обращены в рабство. Число убитых в го­роде и в предшествовавшей битве простиралось до 15 000, число пленников было 2130. Это поражение галилеяне потерпели 25-го числа месяца Десия." (Иосиф Флавий).

 

Метки:

363 — (28 Сивана 4123) Погиб император Рима Юлиан

В 312 году по Рождеству Христову произошло одно весьма драматичное событие. Константин, только что разгромивший в битве при Мильвианском Мосте армию Максентуса - своего соперника на трон императора Рима - провозгласил, что его победа была результатом помощи со стороны Бога христиан. Христианство, в весьма, как мы знаем, извращенной форме, после этого стало государственной религией Римской Империи. Иерусалим с того времени перестал именоваться Аелией Капитолиной и служить всего-навсего пристанищем римскому гарнизону, но вместо этого был превращен в святой град новой возобладавшей религии. В 361 году на трон взошел новый император - молодой человек двадцати шести лет от роду по имени Юлиан, снискавший себе в истории титул Юлиана Отступника из-за того, что с самого начала своего правления отверг Христианство и провозгласил, что восстановит старые языческие верования и религию. Частью его антихристианской политики было оказание разных милостей и привилегий иудеям. В июле 362 года Юлиан встретился с иудейскими предводителями и старейшинами в Антиохе и спросил их, почему они больше не приносят жертв Богу. Те ответили, что жертвы можно приносить исключительно в том случае, если бы был восстановлен их храм в Иерусалиме. Юлиан был в достаточной степени образованным и сведущим человеком и, поэтому, знал, что разрушение храма и изгнание иудеев из Иерусалима постоянно использовалось в проповедовании христиан с 70 г. н.э. в качестве доказательства истинности Христианства. Таким образом, он понимал, что разрешение иудеям вернуться в Иерусалим и вновь жить на их старой родине, а также восстановление храма, нанесло бы серьезнейший удар по Христианству. В соответствии с современными источниками, император пообещал собравшимся к нему иудеям: "Я предприму все усилия со всяким рвением для того, чтобы восстановить храм Всевышнего Бога". Затем он еще раз подтвердил свое намерение, выразив его письменно в своем послании: "Я восстановлю святой город Иерусалим за счет своей казны и населю его, как вы и хотели того на протяжении всех этих многих лет" ("История Иерусалима" - Харпер Коллинз, Лондон, 1996, стр. 195). То, что последовало за этим, заслуживало самого пристального внимания: "Повсюду среди еврейских общин наблюдался просто дикий энтузиазм. Торжествующие звуки шофара раздавались по всем улицам и казалось, что вот-вот должен был придти Сам Мессия. Многие иудеи стали относиться к христианам, которые в течение столь длительного времени торжествовали в своей вере, с крайним негодованием и злобой. Иудеи толпами стали прибывать в Иерусалим, заполоняя собой все его улицы впервые за последние более чем 200 лет. Те, кто не мог приехать сам, слали пожертвования на новый храм. Новыми переселенцами в те дни была построена временная синагога на месте одного из разрушенных входов на Храмовой Горе, и Юлиан, возможно, даже приказал христианским обитателям города возвратить ту собственность иудеев, которой они пользовались после изгнания последних из города. Он назначил одного из своих друзей - Алипиуса, руководить строительством храма, а также отдал ему приказание начать запасать все необходимые для этого материалы. Были изготовлены специальные серебряные инструменты, поскольку использование железа при изготовлении алтаря было запрещено по Закону Моисея". В марте следующего года Юлиан возглавил свою армию в походе против Персии. Перед этим он пообещал самолично принять участие в освящении храма после того, как он вернется домой с победой. Тем временем, работа по возведению храма началась. Рабочие из иудеев начали расчищать место под храм от всего того мусора, который покрывал место прошлого храма, построенного еще Иродом. В то же самое время активно шло накопление стройматериалов. Положение, таким образом, начало складываться самое что ни на есть серьезное. Прежде всего, восстановление Иерусалима для евреев и строительство храма однозначно должно было опровергнуть пророчество Христа о том, что "Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников" (Лук. 21:24). (Это, в свою очередь, безусловно могло бы возбудить преждевременные ожидания среди христиан в отношении того, что времена язычников подходят к концу и что возвращение Господа не за горами.) Далее, все эти изменения свели бы на нет пророчества Книги Откровения о том, что языческая Римская Империя должна была принять в качестве своей новой религии искаженную форму Христианства. Тем не менее, Бог никогда не позволяет Своему Слову быть пренебрегаемым и находиться в поношении у людей, и уж тем более, никому не дано опровергнуть его. Всё это привело к тому, что слова Бога, много веков назад записанные еще пророком Иеремией, вступили в действие и на сей раз: "Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось" (Иер. 1:12). Двадцать седьмого мая внезапно разразившееся землетрясение поколебало пределы Иерусалима. В кладовых на Храмовой Горе, где запасали строительные материалы, разразился пожар, то ли вызванный самим землетрясением, то ли учиненный теми, кто был озабочен грядущими переменами в Святом Городе. Всего лишь через месяц после этого, 26 июня, Юлиан был поражен копьем в бок в ходе неожиданной атаки персиян. Ночь, сменившая тот день, унесла с собой жизнь императора. По преданию, его последними словами были: "Ты победил, Галилеянин..." Следующим императором стал начальник имперской стражи Джовиан. Он был христианином и, возвратившись с потерпевшей неудачу армией назад в Антиох, издал указ, восстанавливающий христианство в качестве официальной государственной религии Римской Империи. Помимо этого, его указ восстанавливал запрет на проживание и нахождение евреев в Иерусалиме. Таким образом, все планы по возвращению евреев в Иерусалим превратились в ничто.

 по прозвищу Отступник, получив смертельную рану в битве с персами близ Ктесифона.
 

Метки:

1170 — (11 Таммуза 4930) В Израиле началась серия землетрясений, продолжавшаяся 5 месяцев. [По - Д.Амиран, «Кадманиот» (Древности) №111]
 

Метки:

1171 — (21 Таммуза 4931) В Блуа сожгли на костре отказавшихся креститься евреев, обвинённых в убийстве на кресте христианского мальчика, чтобы из его крови сделать мацу. Первый кровавый навет во Франции с жертвами среди евреев.
 

Метки:

1743 — (15 Таммуза 5503) В возрасте 47лет в Иерусалиме умер раввин Хаим бар Моше Ибн Атар

Родился в марокканском городе Сале – в богатой семье выходцев из Испании. Изучал Тору у своего деда, р. Хаима Ибн Атара, в честь которого он был назван. Когда период ученичества завершился, р. Хаим организовал ешиву в своем доме и преподавал в ней. Значительную часть своих средств он тратил на благотворительность. В 5492 /1732/ году, когда он еще жил в Сале, в амстердамской типографии вышла его первая книга Хэфец Ашем (Желание Б-га), содержащая его хидушим – аналитические заметки к Талмуду. Впоследствии р. Хаим Ибн Атар переехал в более крупный город Мекнес, а затем и в Фес, старинный духовный центр евреев Марокко. В 5498 /1738/ году, когда в районе Феса началась засуха и сопутствующий ей голод, р. Хаим был вынужден перебраться из центра страны на север, в г. Тетуан, расположенный недалеко от Гибралтарского пролива. Решив совершить алию – подняться в Землю Израиля, р. Хаим вместе с группой учеников отплыл на корабле вдоль северного побережья Африки на восток. Сделав промежуточную остановку в г. Алжире, они временно изменили курс: следующей остановкой на их пути стал итальянский город Ливорно. В итальянских типографиях р. Хаим Ибн Атар издал ряд своих книг. В 5499 /1739/ году в Венеции вышла в свет книга Ор ахаим (Свет жизни) – глубочайший комментарий на Пятикнижие, содержащий множество кабалистических откровений. Во время своего путешествия по Италии р. Хаим Ибн Атар выступал в различных общинах со своими драшот (толкованиями Торы) и этическими проповедями, производя на многочисленных слушателей глубочайшее впечатление. В этот период возник проект, согласно которому р. Хаим должен был на средства еврейских богачей из Ливорно организовать ешиву в Йерушалаиме: в этой ешиве обучались бы юноши из итальянских общин, и несколько учеников прибавилось к его группе уже в Италии. В рош ходеш (первый день месяца) ав 5501 /1741/ года автор книги Ор ахаим отбыл из порта Ливорно с группой своих учеников и их семьями – всего около тридцати человек. На корабле они достигли Александрии, а затем, в конце месяца элуль 5501 /1741/ года сошли на берег в аккском порту. Поскольку в Йерушалаиме свирепствовала эпидемия, они почти год прожили в Акко, посетив за это время многие святыни Северной Галилеи. В Тверии р. Хаим Ибн Атар сблизился с главным раввином города р. Хаимом Абулафией. Восьмидесятилетний мудрец, стремившийся возродить Тверию, увидел в авторе книги Ор ахаим своего возможного преемника во главе общины, и поэтому предложил ему основать ешиву в этом городе. По этому вопросу списались с ливорнскими меценатами – но тем временем завершилась эпидемия в Йерушалаиме, и к концу 5502 /1742/ года, после длительных и опасных странствий, р. Хаим Ибн Атар и его ученики прибыли в святой город. Здесь, во временно пустующем доме своего друга раввина Иммануэля Рики, Ибн Атар открыл ешиву Кнессет Исраэль (Собрание Израиля), которая сразу привлекла наиболее способных молодых знатоков Торы. Согласно традиции, Ибн Атар создал в Йерушалаиме не только «открытую» ешиву, но также и еще одну,«скрытую». В «скрытой» ешиве, доступ в которую был строго ограничен, под его руководством изучались сокровенные тайны Торы (Сарей амеа 6:7). Р. Хаим Ибн Атар прожил в Йерушалаиме меньше года: пятнадцатого тамуза 5503 /1743/ года, на исходе шабаты недельной главы Пинхас, он был призван Всевышним в Небесную ешиву

 выдающийся комментатор Торы, один из духовных лидеров поколения.
 

Метки:

1743 — (15 Таммуза 5503) В возрасте 47 лет умер раввин из Феса (Марокко) Хаим Ибн Аттар, известный по названию своего библейского комментария, Ор-Хаим
 

Метки:

1881 — В Слуцке в семье зажиточного торговца родился Яаков Кахан (Фихман) — израильский поэт, драматург, переводчик и лингвист, лауреат Государственной премии Израиля. Образование получил в хедере и у домашнего учителя. В 14 лет ушел из дома, бродяжничал по Херсонской области и Подолии, жил случайными заработками, самостоятельно освоил русский и немецкий языки, приобщился к русской и мировой литературе. В молодости преподавал иврит, жил в разных городах России и Западной Европы, в 1912 году переехал в Эрец-Исраэль, где занимался литературной и издательской деятельностью. Первые публикации Фихмана появились в 1900 году в журнале для юношества – стихотворение «Весенняя песня» и перевод стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Первый сборник стихов «Легенды и стихи» вышел в 1910 году и предназначался для детей. Далее были сборники стихов «Стебли», «Весна в Шомроне», «Окраина поля», сборник сонетов «Скалы в Иерусалиме», поэма «Рут», а также множество критических эссе и биографий писателей. Лирика Фихмана отличалась редкой для литературы на иврите певучестью, пластичностью и задушевностью. Фихман перевел с немецкого языка произведения Г.Гейне, И.В.Гете, Г.Гессе, трагедию К.Хеббеля «Ирод и Мариамна»; с французского языка перевел детские рассказы Анатоля Франса; с русского – произведения М.Ю.Лермонтова и А.А.Блока. Фихман одним из первых занялся теоретическими проблемами перевода на иврит, значителен его вклад в развитие детской литературы на иврите. Умер 20 ноября 1960 года в Тель-Авиве
 

Метки:

1899 — (18 Таммуза 5659) Выступление Герцля в Лондоне на огромном митинге. В нём он рассказал публике о намерении вступить в контакт с турецким султаном и под его протекторатом заселять Палестину евреями.
 

Метки:

1903 — (9 июля н. ст.) Газета "Новости дня" сообщила: "Из Киева "Новому Времени" телеграфируют: В Никольской слободке подле Киева скончался еврей Наум Фалькович, 121 год. Он оставил сыновей и дочерей по 80-ти лет и рассказывал, что видел императрицу Екатерину и Наполеона. Среди евреев слободки насчитывается около 25 лиц в возрасте от 80 до 100 лет."
 

Метки:

1921 — (20 Сивана 5681) Ишув. На совещании лидеров Гистадрута и Хаганы одобрено решение о превращении последней во всенародную организацию. Это был принципиальный спор бывших членов Хашомера во главе с И. Шохатом, с выходцами из Еврейского легиона, представителем которых был Э. Голомб. Первые продолжали настаивать на Хагане - организации профессионалов, вторые - на привлечении в её ряды практически всего способного носить оружие Ишува.
 

Метки:

1938 — (27 Сивана 5698) Ишув. Методом "Ограда и башня" основан кибуц Аллоним

Находится на севере Изреельской долины, к северу от шоссе Хайфа—Афула, примерно в 3 км к востоку от Кирьят-Тив‘она. Принадлежит движению Ха-Тну‘а ха-киббуцит ха-меухедет. В 1935 году, ещё до создания кибуца в этом районе в доме семьи Зайд в Шейх-Абреке поселились члены группы Агуддат ро‘им (Союз пастухов), к которым присоединилась молодежная группа из Эйн-Харода. В 1938 было основано поселение по методу хома у-мигдал. В него влились выходцы из Польши и Германии и некоторые члены киббуца Ревивим. В конце периода британского мандата здесь базировался ПАЛМАХ (арабское подразделение) и действовали курсы подготовки бойцов Хаганы. сновные отрасли хозяйства: полеводство, садоводство, разведение мелкого и крупного рогатого скота, птицеводство. Есть несколько промышленных предприятий. Площадь Аллоним 800 га; население — 556 человек (2003). На территории киббуца обнаружены остатки древнего поселения (Тель-Кускус).

 
 

Метки:

1939 — (9 Таммуза 5699) Ишув. Методом "Ограда и башня" создан мошав Кфар Неттер. Расположен в центральной части Израиля на прибрежной равнине близ Нетании, находится под юрисдикцией регионального совета Hof Хашарона. В 2006 году насчитывал 765 жителей. Основан выпускниками сельскохозяйственной школы Mikveh Исраэль. Назван в честь Чарльза Неттера, который основал Mikveh Исраэль.
 

Метки:

1942 — (11 Таммуза 5702) Холокост. Радиостанция Би-би-си расссказала о убийствах евреев в Польше. Однако этому не поверили

Тотальный геноцид евреев, находившихся на контролируемых Германией территориях, должен был, по замыслу нацистского руководства, осуществляться в глубокой тайне. Прежде всего чтобы не вспугнуть до времени потенциальных жертв, не вызвать паники, попыток бегства или сопротивления. Во-вторых, чтобы не всполошить общественность зарубежных государств, не дать поводов для протестов и антигерманской пропаганды. В-третьих, чтобы не вызвать -нежелательной реакции- среди немецкого населения. Наконец, секретность диктовалась стремлением организаторов и исполнителей избежать личной ответственности.В целях предотвращения УТЕЧЕК была разработана и проведена в жизнь особая система мер, в значительной степени доказавшая свою эффективность.Евреи долго не представляли себе всей трагичности ситуации, в которой они оказались, не понимали, что речь идет не о преследованиях и погромах, как уже не раз бывало в истории, а о чем-то неизмеримо худшем. Так, например, Норберт Вальхайм, один из руководителей молодежных организации Германии, рассказывал в 1979 году Лакёру, что о существовании лагерей смерти он не слышал вплоть до того дня, когда в марте 1943 года вместе со своей семьей был выгружен с поезда в Освенциме. В теплушках по дороге в лагеря смерти немецкие евреи продолжали цепляться за официальную версию -переселения на Восток- с целью -трудового использования (Arbeitseinsatz)-.Неосведомленность жертв подчас поражала самих палачей. Так, в оперативной сводке шефа полиции безопасности от 5 января 1942 года указывалось, что прибывшие из рейха в гетто Минска, Риги и Лодзи люди -находились в заблуждении относительно своего будущего и рассматривали себя как пионеров, которые должны быть полезными при колонизации Востока-. Они верили в обещания о том, что после войны вернутся в свои дома. Отправляясь в душегубки, немецкие евреи надевали выходные костюмы и пропускали женщин вперед.Французские евреи в пересыльном лагере в Дранси не представляли себе судьбы депортируемых. Голландские евреи не слышали о лагерях смерти. В ПРИВИЛЕГИРОВАННОМ гетто Терезина почти никто не знал о происходившем в Освенциме, куда периодически отправляли транспорты. Так же обстояло дело с польскими и советскими евреями. В одном из донесений айнзатцгрупп (оперативные соединения СД и полиции безопасности) от 3 ноября 1941 года отмечалось: -Собранные 30 тыс. евреев вплоть до самой экзекуции… верили в предстоящее переселение-.Конечно, со временем отрывочная информация о том, что происходит в действительности, становилась достоянием все большего числа людей. Но слышать о чем-то и верить услышанному – разные вещи. Евреи, обреченные на смерть в газовых камерах, долго не хотели верить доходившей до них информации. Не верили передачам Би-би-си (их считали антигерманской пропагандой типа рассказов о ЗВЕРСТВАХ ВРАГА, которые распространяли обе воюющие стороны во время первой мировой войны). Не верили предупреждениям друзей-неевреев, рассказам беженцев из других стран. Не верили подчас даже людям, чудом спасшимся из расстрельных рвов или лагерей. В лучшем случае их рассказы считали чудовищными преувеличениями, фантазиями душевно травмированных от пережитого людей. Зачастую их обвиняли в дезинформации и паникерстве.Евреи Германии и Австрии допускали, что немцы способны на любую жестокость по отношению к евреям ВОСТОЧНЫМ – русским и польским, но вряд ли по отношению к -людям своего культурного круга-. Французские, бельгийские, голландские евреи были убеждены, что нацисты ненавидят главным образом собственных, немецких евреев и совсем не обязательно питают такие же чувства к евреям других стран, с которыми до тех пор непосредственно не сталкивались. Польские евреи надеялись, что массовые убийства будут ограничены территорией СССР, где гитлеровцы сводят счеты с ЕВРЕЙСКИМ БОЛЬШЕВИЗМОМ. Когда аналогичные акции начали проводиться в Польше, они предпочитали думать, что речь идет о самоуправных действиях местных комендантов. И даже после того, как почти все МАЛЫЕ гетто были ликвидированы, преобладало мнение, что уничтожить сотни тысяч людей в Варшаве не решатся. В итоге, когда большинство европейских евреев были уже мертвы, надежда, что произошедшее ТАМ, в других местах, здесь, У НАС, не случится, все еще одерживала верх. Отторжение реальности, не укладывающейся в привычную картину мира – особенно если речь идет о фактах, вселяющих ужас и таящих в себе непосредственную угрозу, стремление бежать от нее коренится, видимо, в самой природе человека (Ларошфуко писал: -Человек не может пристально смотреть в лицо ни солнцу, ни смерти-). Это – нормальная защитная реакция психики.Колебания потенциальных жертв между незнанием, знанием и нежеланием верить иллюстрирует следующий случай. Еврейка из Штутгарта обратилась к адвокату (тоже еврею), выполнявшему функции посредника между еврейской общиной и гестапо, с просьбой составить для нее прошение о возвращении из Освенцима ее престарелой матери. Адвокат, будучи, видимо, лучше информирован, ответил: -Ходатайство вы, конечно, можете подать, но мать вашу вы никогда больше не увидите. Освенцим – это лагерь уничтожения-. И все же, когда пару месяцев спустя пришло стандартное уведомление о смерти ее матери -от флегмоны и сепсиса-, дочь сочла указанные причины ВОЗМОЖНЫМИ. -Что такое Освенцим и как погибла наша мать, мы узнали лишь после 1945 года-.Возникает естественный вопрос: что было бы, если бы потенциальные жертвы лучше представляли себе уготованную им судьбу? Любой ответ имеет, конечно, гипотетический характер. Лакёр полагает, что в этом случае бoльшее число людей были бы склонны к сопротивлению, бегству, уходу в подполье. И хотя большинство наверняка погибло бы, но в целом жертв было бы меньше. Важно и другое: еврейское движение Сопротивления могло быть более эффективным, и нацистам был бы нанесен больший ущерб.Что касается международной общественности, реакции которой опасались нацисты, то и она долгое время не принимала информацию, поступавшую из оккупированной Европы. Это относилось, увы, и к правительствам стран антигитлеровской коалиции. Конечно, их позиция объяснялась в первую голову политико-стратегическими соображениями – нежеланием отвлекаться на ВТОРОСТЕПЕННЫЕ для хода и результатов войны вопросы и лить воду на мельницу нацистской пропаганды, утверждавшей, что война ведется союзниками -в интересах евреев- (последнее диктовалось и оглядкой на распространенные в собственных тылах, особенно в Соединенных Штатах Америки, антиеврейские настроения). Но нельзя не учитывать и то, что сообщения о тотальном геноциде не укладывались в привычные для западного человека представления о ведении войны. Информация не соответствовала и распространенному представлению о немцах как народе ЦИВИЛИЗОВАННОМ и КУЛЬТУРНОМ. Поэтому, например, в английских правительственных кругах долгое время не хотели верить поступавшим из Польши (от командования подпольной Армии Крайовой и делегатуры польского эмигрантского правительства в Лондоне) сообщениям об истреблении евреев в газовых камерах. В Министерстве иностранных дел, Министерстве информации, спецслужбах считали информацию ненадежной, преувеличенной, -пропагандой со стороны страдающего народа-. По указанной причине польское эмигрантское правительство с середины 1942 года стало даже занижать данные о числе жертв, поступавшие к нему от представителей подполья.И в американских правительственных кругах (Госдепартаменте, Министерстве обороны и пр.) расценивали сообщения о массовом уничтожении евреев в Европе как ПРЕУВЕЛИЧЕННЫЕ и ПРОДУКТЫ ФАНТАЗИИ. Главный обвинитель от США на Нюрнбергском процессе Р.Х. Джексон в 1946 году признал: -Я был одним из тех, кто в течение этой войны подозрительно и скептически выслушивал большинство рассказов о самых ужасающих зверствах-.Эта реакция вполне совпадала с умонастроением ЧЕЛОВЕКА С УЛИЦЫ. По данным опроса общественного мнения, проведенного в начале 1943 года, более половины американцев не верило, что немцы умышленно умерщвляют евреев. Другой опрос, через полтора с лишним года, показал: большинство американцев считают, что убито не более 100 тыс. человек.О чем говорить, если и после войны многие американцы не хотели верить рассказам вернувшихся из Европы солдат и офицеров о том, что те видели в освобожденных ими немецких лагерях. Так же было и в Англии – сотрудники Министерства иностранных дел, например, не поверили руководителю Комитета британских спецслужб лорду Кавендишу-Бентинку, когда тот, выступая перед ними в конце 1945 года, сообщил, что в нацистских лагерях убиты миллионы людей.Не составляли исключения и еврейские организации и учреждения. Их руководители долгое время отказывались верить информации о происходившем на территориях Польши и Советского Союза даже от собственных представителей. Они считали ее -неоправданно пессимистичной- и вредной, порождающей уныние и отчаяние. Характерный пример: когда в июне 1944 года секретарь сальвадорского консульства в Берне Жорж Мантелло (Георг Мандель) представил собранию швейцарских раввинов показания четырех беглецов из Освенцима и отчет о судьбе депортированных венгерских евреев, документы вызвали не только шок, но и, по крайней мере на первых порах, нежелание верить.Руководство Еврейского агентства для Палестины, в том числе Бен-Гурион и председатель Комитета по спасению евреев Европы Ицхак Гринбаум, тоже сомневалось в правдивости сообщений о массовых убийствах (-какие-то несчастья, вероятно, имели место, но число жертв преувеличено безмерно-). Еврейская пресса в Эрец Исроэл выступала против -распространителей слухов-, упрекая информационные агентства и корреспондентов в том, что те -соревнуются в передаче ужасающих историй и леденящих сердце подробностей-. Даже печатая -тревожные сообщения-, редакторы газет дистанцировались от них. Только после прибытия в ноябре 1942 года группы репатриантов из 78 человек, в том числе 69 жителей Эрец Исроэл, настроение изменилось. Рассказы очевидцев убедили наконец руководство ишува в реальности геноцида, однако и после этого оно сомневалось в возможности убедить в этом американское еврейство.Подчас отказывались верить и немецкие евреи-эмигранты, еле успевшие унести ноги от нацистов и, казалось, не имевшие на их счет никаких иллюзий. Так, например, Ханна Арендт вспоминала: -Мой муж и я, собственно, всегда считали, что эта банда способна на все. Однако в такое (т. е. в тотальный геноцид) мы не верили, в том числе и потому, что это противоречило всем военным надобностям и потребностям… Да, это был шок… как будто перед нами открылась бездна… Тут произошло нечто, к чему мы не были готовы-.И, наконец, о реакции населения рейха. Большинство немцев, как известно, одобрительно или равнодушно отнеслись к вытеснению евреев из немецкого общества, тем более что многие получили за их счет личные выгоды. Безучастно наблюдали они и за депортацией, не интересуясь дальнейшей судьбой этих людей – в годы войны у каждого хватало своих забот, тревог и горестей. Многие полагали, что на Востоке депортированные пребывают в трудовых лагерях – в условиях, конечно, худших, нежели в Германии, но зато, по крайней мере, не страдая от бомбежек.Постепенно, однако, стали просачиваться слухи о массовых расстрелах – их свидетелями, а то и участниками становились многие военнослужащие. Но полное уничтожение, осуществляемое индустриальными методами в специально созданных лагерях, оставалось пока тайной за семью печатями почти для всех, кроме непосредственно в нем задействованных. Причем, что следует подчеркнуть, независимо от взглядов, которых тот или иной немец придерживался. Психолог Михаэль Мюллер-Клаудиус осенью 1942 года в косвенной форме прозондировал отношение 61 старого члена НСДАП к ЕВРЕЙСКОМУ ВОПРОСУ (-что же нам все-таки делать с ним-). Две трети собеседников (42 человека) не пожелали говорить на эту тему, 13 высказались за создание для евреев собственного государства, 3 открыто поддержали право на уничтожение -чуждых рас-, 3, напротив, осудили политику режима. Но – -в осуществление на деле права на расово мотивированное уничтожение, которое уже идет, очевидным образом не верил ни один из опрошенных-.Даже люди антинацистски настроенные отказывались, например, верить в существование газовых камер. Журналистка Урсула фон Кардорф, которая с конца 1942 года заносила в дневник слухи об ИСТРЕБЛЕНИИ евреев, прочитав в декабре 1944 года в одной из швейцарских газет описание этих камер и крематориев, воскликнула: -Этого просто не может быть; столь зверски не могут действовать самые жестокие фанатики-.Во многих случаях немцы не желали верить даже свидетельствам очевидцев. Адольф Диамант из Франкфурта-на-Майне недавно вспомнил в газете Юдише Альгемайне: когда в мае 1945 года, после пребывание в лодзинском гетто и Освенциме, он вернулся в родной Хемниц и обратился за медпомощью в местную больницу, его рассказ о пережитом был встречен там с явным недоверием. Врач осведомился, не был ли он когда-либо засыпан развалинами и не имел ли каких-то иных травм головы. -Я понял, что они считают меня сумасшедшим-.Особенно невыносимо было связывать такую информацию с судьбой родных, друзей, знакомых. Известная антифашистка Рут Андреас-Фридрих занесла в дневник: -Могли ли бы мы жить дальше, если бы осознали, что наша мать или наш брат, наша подруга или возлюбленный далеко от нас в невыносимых страданиях были замучены до смерти?- Люди хотели жить, и не только существовать физически, но жить полной жизнью со всеми ее радостями: смеяться, влюбляться, слушать музыку, писать стихи. А все это было бы невозможно, если не отвлекаться мысленно от того, что происходило вокруг.Если даже порядочные, не лишенные моральных ориентиров немцы временами испытывали желание не видеть и не слышать, гнали от себя мысль о непоправимой вовлеченности своего народа в нечто чудовищное, что уж говорить о тех – а их было гораздо больше – кому это помогало избавиться от чувства ответственности за злодеяния режима, который они активно или пассивно поддерживали.Подводя итоги, повторим: да, представить себе в полном объеме масштабы и способы геноцида было действительно трудно. Ибо он был во всех отношениях явлением неслыханным, беспрецедентным. Известный нидерландский историк Луис де Ионг пишет: -Холокост... превосходил возможности воображения большинства людей… Что… тысячи, миллионы мужчин, женщин, детей, старых и молодых, здоровых и немощных могут быть убиты… индустриально, так сказать, истреблены как вредные насекомые – такое представление выходило за рамки постижимого для человека. Происшедшее было настолько ужасающим, что инстинктивная и вполне естественная реакция большинства людей выражалась словами: Этого не может быть! Патриарх современной немецкой историографии Ганс Моммзен, со своей стороны, добавляет: -Возможно, что -нормальная- реакция на столь неслыханно ужасное… и состоит в вытеснении, в нежелании допустить возможность такого… А профессор Вольфганг Бенц, руководитель берлинского Центра по изучению антисемитизма, считает, что -невероятность сообщений о массовом умерщвлении евреев представляла собой, возможно, даже большее препятствие их распространению, нежели официально предписанное сохранение тайны-. Что касается применявшихся нацистами методов целенаправленной дезинформации, то они, как отмечает Лакёр, сами по себе, без описанных психологических предпосылок, не могли бы привести к такой дезориентации жертв, собственного населения и противника.Нацисты знали и учитывали эту особенность человеческой психики. В одном из докладов, представленных министру по делам оккупированных восточных территорий Розенбергу в 1943 году и сообщавшем об уничтожении 5 тыс. евреев, говорилось: -Представим себе, что случится, если эти события станут известны и будут использованы другой стороной. Скорее всего, распространение информации не имело бы никаких последствий. Люди, услышавшие и прочитавшие про это, просто были бы не готовы во все это поверить-. По свидетельству узников Освенцима, эсэсовские палачи, развлекаясь, бросали своим жертвам: даже если кто-то из вас уцелеет и захочет рассказать об испытанном, никто вам не поверит. Известная фраза чеховского персонажа – этого не может быть, потому что этого не может быть никогда – стала формулой самоуверенного невежества. Со временем, однако, она приобрела и иной оттенок – наивного, чтобы не сказать сильнее, оптимизма. ХХ век – ВЕК-ВОЛКОДАВ – доказал, что все может быть – и всегда. http://www.lechaim.ru/ARHIV/182/mad.htm июнь 2007

, расценив информацию как пропоганду.
 

Метки:

1943 — (23 Сивана 5703) Шоа. Очередной расстрел 1650 евреев города Хмельника Винницкой областиостальные произошли 9, 16 января, 12 июня, 3 марта, 15 августа разных лет окупации.
 

Метки:

1945 — (15 таммуза 5705) Создана ООН.
 

Метки:

1963 — (4 Таммуза 5723) Израиль. Сформированное после добровольной отставки Бен-Гуриона правительство возглавил Премьер-министр Л. Эшкол. Он также взял на себя министерство обороны. Министром финансов стал П. Сапир, министром образования - З. Эран, вице-премьером - А. Эвен.
 

Метки:

1967 — (18 Сивана 5727) Число арабских жителей Иерусалима сократилось до 60000.
 

Метки:

1967 — (18 Сивана 5727) В Испании вышел закон, разрешающий протестантам и иудеям открыто практиковать свои религии и регистрировать религиозные организации. До того еврейские общины существовали под видом коммерческих компаний с такими названиями, как Бейт Сион (Дом Сиона) или Бейт Кнессет (Синагога) Инкорпорейшн… После этого указа последовал следующий – отменяющий знаменитый эдикт католических королей об изгнании евреев, изданный в год открытия Америки. Это позволило еврейской общине получить официальный статус – через 500 лет. Оба документа стали звеньями в цепочке реабилитации испанских евреев и признания их важной роли в испанской истории. В 2005 году в Испании ввели день памяти Холокоста – 27 января. www.booknik.ru
 

Метки:

1968Имена.

Подробнее о людях июня см. Блог рубрика "Имена".

(30 Сивана 5728)   Офицеры-парашютисты Армии Оборны Израиля капитан Г. Манела и полковник А. Регев погибли при преследовании террористов, проникших в Страну через Иордан.
 

Метки:

1996 — (9 Таммуза 5756) Обстрелян патруль ЦАХАЛа в Иорданской долине. Трое убитых, двое раненых. Террористы проникли из Иордании.
 

Метки:

2002 — (16 Таммуза 5762) Отчёт статистики ЦАХАЛа об интифаде Аль-Акса. С 29 сентября 2000 по 24 июня 2002 годатеррористы атаковали Израиль 13421 раз, 6358 - в Иудее, Самарии, 6470 - в Газе, 593 - в пределах Зелёной черты; погибли 561 человек: 385 гражданских, 176 военнослужащих.
 

Метки:

2007 — (10 Таммуза 5767) В Варшаве прошла церемония закладки первого камня фундамента Музея истории евреев Польши. Музей истории польских евреев, которая насчитывает почти 900 лет, будет открыт в 2010 году и его прототипом станет музей-мемориал Холокоста в Вашингтоне. Для музея выделен участок на месте Варшавского гетто.
 

Метки:

2008 — (23 Сивана 5768) Кибуц Эйн-Дор, расположенный в Изреэльской долине, впервые в Израиле начал строительство домов, с возможностью установки на крышах фотоэлементов мощностью в 1 киловатт, а при желании владельцов и большей. Фотоэлементы позволяют владельцам домов использовать произведенное электричество для домашних нужд, а остатки продавать "Хеврат Хашмаль" по цене в 2,01 шекеля за киловатт/час (в четыре раза больше, чем потребитель платит "Хеврат Хашмаль").
 

Метки:

2012 — (6 Таммуза 5772) Начался снос пяти домов домов квартала Гиват а-Ульпан в поселении Бейт-Эль. По признанию Высшего суда справедливости они были построены на спорной с арабами территории. Были выселены 33 семьи. Их вместе с имуществом переселили в установленные на территории военной базы бригады "Биньямин" "каравиллы" (жилые вагончики).
 

Метки: