Календарь на 25-е июня

1240 — (или 12 июня, (21 Сивана) (4 Таммуза 5000) По инициативе французского короля Людовика IX Святого начался религиозный диспут между ренегатом Николаем Доненом и четырьмя евреями, среди которых были раввин Иехиель из Парижа и раввин Моисей из Куси, после чего был издан указ 3 марта 1241 г. о сожжении талмудических и других еврейских книг.
 

:

1298 — (14 Таммуза 5058) Массовое убийство евреев города Ifhauben, Австрия, бандой рыцаря Риндфляйша (Rindfleish) (см. 20 апреля).
 

:

1477 — (14 Таммуза 5237) В Ферраре вышло печатное издание книги Якоба бен Ашера (см. 3 июля) "Tur Yorch De'ah", выполненое Абрахамом де Тинтори. Абрахам де Тинтори или Авраам Бен-Хаим деи Тинтори или Деи Пинти - один из первых евреев-печатников. Он первым в 1482 году в Болонье вместе с корректором Иосифом Хаим Бен-Аароном Страссбергом по испанским (а может быть франко-германским) рукописям издал Пятикнижье.
 

:

1530 — (30 Сивана 5290) В Аугсбурге состоялся религиозный диспут между рабби Йосельманом и обращенным евреем Антонием Маргаритой, который превратно толковал и комментировал еврейские молитвы и обряды. Далее

Маргарита происходил из семьи талмудистов, его отец был раввином Регенсбурга, и его познания в иудаике были основательны. Однако в своих трактовках Антоний Маргарита повторял христианских теологов, пользовался их оружием и, переведя на немецкий язык еврейские молитвы, стал доказывать, что евреи изо дня в день, поутру, ввечеру и в полдень молят своего Б-га, чтобы Он искоренил Священную Римскую империю германской нации, уничтожил христианских пастырей и императорский дом, чтобы «кровь христианская обагрила стены». Этот вероотступник предлагал евреям опровергнуть его обвинения, вызывал их на спор. Когда императору стало известно о книге, он решил, что спор поведет имперский еврей Йосельман из Росхайма. Он не получил философского образования, не был профессиональным раввином, но отступать было невозможно, и он принял вызов. Йосельман поставил условие: если он выиграет спор, то его оппонент должен навсегда покинуть Аугсбург. И вот 25 июня 1530 года в присутствии кайзера, множества князей и знати Йосельман убедительно и доказательно оспорил три положения своего оппонента: что евреи поносили Христа и христианство, что они искали и завлекали прозелитов– новообращенных и что побуждали их уничтожать правителей, которым те прежде служили. Убедительная победа в споре рабби Йосельмана письменно зафиксирована свидетелями: вице-канцлером Маттиасом Хельдом, доктором Брандтом и отмечена в записях магистрата Аугсбурга. Косвенное тому доказательство – отъезд Антония Маргариты в Майсен, а затем в Лейпциг.

 
 

:

1750 — (22 Таммуза 5330) В возрасте 48 лет умер раввин Моше Кордоверо - известный каббалист. Оказал огромное влияние на развитие каббалистической литературы этической направленности, прежде всего, благодаря своему очень популярному трактату «Томер Двора» («Пальма Дворы»). Кордоверо считал, что нужно сначала изучить Танах, Мишну и Гемару прежде, чем приняться за изучение каббалы. В своих работах «Элима Раббати» и «Шиур Кома» он признал значимость философии, но стремится показать её бессилие в решении проблемы связующего звена между Эйн-софом и миром. Подчеркивая важность логического анализа, он говорил, что совершенное знание можно узреть только очами души, взирающей во внутреннее (га-рийя га-пнимит). Самый значительный его труд — «Пардес римоним» («Гранатовый сад») — кладезь каббалистической мудрости (завершен в 1549 году). (В некоторых истониках его смерть указана 23 таммуза)
 

:

1846 — (1 Таммуза 5606) В Нью-Йорке состоялось первое собрание женской еврейской благотворительной организации "Орден трёх сестёр" (UOTS), созданной по аналогу мужского общества Бней-Брит. "Орден" существует и действует до сих пор, но уже не является исключитено еврейской организацией.
 

:

1863 — (8 Таммуза 5623) Родился Давид Юдилевич - писатель, педагог, преподаватель иврита, последователь Э. Бен-Иегуды. Участник первой алии, движения БИЛУ. Умер 11 августа 1943 года.
 

:

1867 — (22 Сивана 5627) Высочайшее повеление, по которому отставные и бессрочно-отпускные нижние чины из евреев получили не только право повсеместного жительства в России, но и право приписываться с женами и детьми в мещанство и купечество повсеместно. Однако на практике это право признавалось лишь за теми нижними чинами, которые поступили в военную службу на основании прежде действовавшего рекрутского устава, а не за евреями, прошедшими службу по уставу о воинской повинности.
 

:

1894 — (21 Сивана 5654) Анни Коэн Копчевская, мать троих детей, отправилась из Бостона вокруг света на велосипеде и благополучно завершила путешествие через 15 месяцев. Подробнее

Энни "Лондондерри" Коэн Копчовская (1870-1947) стала первой женщиной-велосипедисткой. Вольнодумство ее всегда било через край и, в конце концов, она создала из стандартного образа викторианской дамы международную предпринимательницу, атлета и путешественницу. Родилась эта выдающаяся женщина в 1870 в еврейской семье г.Риги, которая вскоре эмигрировала в США. Там она вскоре вышла замуж за Макса Копчовского и в течение следующих четырех лет осчастливила брак тремя малышами. Видимо свободные взгляды вчерашнего подростка оказались весьма востребованными на новых берегах, потому что вскоре фирма "Londonderry Lithia Spring Water Company" фактически купила (за каких-то 100$) Энни "с потрохами" - ее тело, имя и образ. Ее велосипед стал носителем рекламных слоганов "Лондондерри", а ее современный стиль одежды и револьвер с жемчужной ручкой в кармане олицетворяли новый образ свободной женщины. Стоит заметить, что всё это весьма нравилось местному обществу, так уставшему от эстетики викторианства. Компания Лондондерри Литии Спринг Уотер заплатила ее 100$, чтобы нести ее плакат на ее велосипеде и также законтрактованный с нею, чтобы взять ее имя. Путешествуя со сменой белья и револьвером с ручкой жемчуга, Лондондерри зарабатывал ее путь, превращая ее велосипед и тело в рекламный щит, неся рекламные баннеры и ленты через города во всем мире. Она была замечательным видом к Викторианским глазам. Ее велопутешествие нашло отражение на страницах "New York World". Газета писала 20 октября 1895 года: "Это самая экстраординарное путешествие, когда-либо предпринятое женщиной!" Сама Энни утверждала, что толчок ее поездке дало заключение пари двумя членами Бостонского клуба. Вызов пари состоял в том, чтобы обогнуть земной шар на велосипеде за 15 месяцев. Цена вопроса была довольно крупной по тем временам - 5000$. Для Энии эта поездка должна была стать тестом на преодоление самой себя. Она никогда еще не совершала длительных путешествий на велосипеде, она лишь накручивала мили по Бостону, оставив дома мужа и маленьких детей, и отрабатывая рекламные гонорары. Ее провожали в Массачусетсе около пятисот друзей, суфражисток и просто любопытных. Уже в Чикаго она сменила женские юбки на шаровары, как одежду, более присопособленную для длительной езды. А тяжелый 42-фунтовый женский велосипед "Колумбия" уступил дорогу 21-фунтовому мужскому "Стерлингу". Из-за начавшихся зимних заморозков ей пришлось несколько изменить первоначальный маршрут и направить свои педали к Нью-Йорку. Франция встретила Энни в Гавре 3 декабря 1894 года. Впоследсвии отважная женщина поделилась, что, несмотря на массу бюрократических трудностей, этот отрезок поездки стал для нее самым интересным и полезным опытом. Она прошла большие отрезки пути от Парижа к Марселю, по Средиземноморью и Египту, в окрестностях Иерусалима и по территории современного Йемена, прежде чем дороги привели ее в Кроломбо и Сингапур. В Соединенные Штаты она вернулась 23 марта 1895 года и отправилась из Сан-Франциско в Лос-Анжелес, а затем на север, в Денвер, куда и прибыла 12 августа того же года. По пути Энни Лондондерри делилась со зрителями причудливыми рассказами о своей поездке. Она прибыла домой в Бостон как раз 24 сентября, ровно через 15 месяцев со дня отправления. Несмотря на многочисленную критику, утверждавшую, что она больше ехала "с велосипедом", чем на нем, она доказала огромные возможности велосипедных гонок в различных импровизированных местах по всей территории США и Старого Света. Это не было простым тестом физической выносливости женщины и силы духа, это проверка способности женщины сопротивляться обстоятельствам мира и окружающей действительности. После ее возвращения семья перебралась в Нью-Йорк, где Энни Лондондерри сразу же принялась за написание воспоминаний под общим заголовком "Новая женщина", которые затем и публиковались в течение нескольких месяцев на страницах "New York World". "Я - журналист и новая женщина! - писала Энни, - И это значит, что я могу совершить всё то, что может любой человек". Однако менялись времена и нравы, на смену суфражисткам и велосипедам приходили революции, депрессия и танки. Ее известность вскоре сошла на нет и Энни умерла всеми забытая в 1947 году. Хотя она была настоящей сенсацией на рубеже веков, но и забыли о ней более чем на столетие. только в последние годы мир увидел ее биографию, изданную в 2007 году и документальный фильм "Новая женщина. Жизнь и эпоха Энни Лондондерри Копчовской". Диковинная, нахальная и харизматичная, опытная создательница собственного мифа и владелица множества общественных связей - Энни была женщиной безграничной наглости и упорства. Как "новая женщина", смелая путешественница и авантюристка, Энни Лондондерри стала одной из самых знаменитых женщин конца XIX века. http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:A2hH_c3IO_oJ:www.boneshakers.ru/2009_10_11_archive.html+%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B8+%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8&cd=10&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

 
 

:

1941 — (30 Сивана 5701) Шоа. За 2 дня (включая 26-е) в Каунасе местными жителями убиты полторы тысячи евреев. В тот же день в Шауляе - несколько сотен.
 

:

1944 — (4 Таммуза 5704) Телеграмма Папы Пия XII главе Венгрии М. Хорти с призывом к нему «уменьшить и смягчить людские страдания»: приостановить депортацию венгерских евреев в лагеря смерти. телеграмма стала итогом ознакомления Папы с т. н. «Протоколами Освенцима», явившимися первыми документальными свидетельствами об ужасах Холокоста. Они были записаны Рудольфом Варба (до побега он был Вальтером Розенбергом) и Альфредом Вецлером после их побега из концентрационного лагеря в апреле 1944 года. Попали к Хаиму Барласу, представителю Еврейского Агентства по Спасению. Барлас лично передал «Протоколы» епископу Ронкалли, который был в то время апостольским делегатом в Турции. Ронкалли, в свою очередь, немедленно переправил свидетельства в Ватикан.К 7 июля очередная волна запланированных депортаций 800000 евреев Венгрии была приостановлена.
 

:

1947 — (7 Таммуза 5707) Впервые опубликован дневник Анны Франк

она родилась в 1929 году в немецком городе Франкфурт-на-Майне. В 1933 году к власти в Германии приходит национал-социалистическая партия Гитлера, выступающая против евреев. Родители Анны, Эдит и Отто Франк, не видят в Германии будущего для себя и своих детей. В 1933 году семья переезжает в Голландию. В 1940 году Нидерланды захватывают фашисты и это означает конец безмятежному существованию многих еврейских семей. Дневник Анны Франк со скрупулезностью препаратора и детской непосредственностью фиксирует ужесточение гитлеровского режима. В начале июля семья получила повестку из гестапо: явиться немедленно. Франки, не дожидаясь репрессий, перебрались в заранее приготовленное убежище. В самом центре Амстердама, позади конторского помещения, принадлежавшего прежде отцу Анны, была оборудована специальная квартира, где в течение двух лет скрывались восемь евреев - семья Франков, супруги ван Даан с сыном Петером и зубной врач Дуссель Франки жили по-королевски. В их убежище можно было мыться, читать, готовить пищу и даже в темноте постоять у раскрытого окошка. Но ощущение постоянного страха убивало душу, безысходность приводила к отчаянию. Анна изо всех сил пыталась сопротивляться. Когда-то она не выказывала должного прилежания в учебе, теперь же поняла, что занятия по обыкновенным учебникам - ее протест против рабского положения. Она много читает, решает задачи, методично ведет классные тетради. Ни школы, ни класса уже не существует, большинства сверстников уже нет в живых, но Анна пытается сохранить в своем воображении мир таким, каким он был когда-то, не дать ему окончательно исчезнуть и распасться. Постепенно в ее дневнике проявляются качества настоящего писателя: она с большим мастерством и недетской наблюдательностью представляет читателю обитателей убежища, их привычки, смешные особенности. Восемь человек, собравшиеся в тесной квартирке, подавленные страхом, не были святыми или ангелами, они были самыми обыкновенными людьми, ссорились и отравляли друг другу и без того нелегкую жизнь по пустякам. Страницы этого необыкновенного дневника интересны еще и тем, что читатель видит, как взрослеет юная душа, как приходит она к важным обобщениям, как формируются ценности. Этот дневник - бесценное свидетельство рождения Человека. Девочка задается страшным и мучительным вопросом, на который у нее нет ответа: Кто наложил на нас это бремя? Кто отметил нас, евреев, среди других народов? Кто заставил нас так страдать во все времена? Бог сотворил нас такими, и Бог нас спасет. И если мы вынесем все страдания и все-таки останемся евреями, то мы, может быть, из обреченного народа станем примером для всех. Кто знает, может быть, когда-нибудь наша вера научит добру людей во всем мире, и для этого, только для этого, мы теперь должны страдать. Мы не можем быть только голландцами, англичанами, вообще гражданами какой-нибудь страны, мы при этом должны еще оставаться евреями, и мы останемся ими. Надеждам Анны не суждено было сбыться, судьба не пощадила ее, и она разделила участь миллионов и миллионов евреев. 4 августа 1944 года убежище было раскрыто. Ван Дааны, Франки и доктор Дуссель были отправлены в Освенцим. Вместе с ними забрали и бросили в тюрьму двух голландцев, которые помогали им два года скрываться. 30 октября Анну вместе с сестрой переправили в лагерь Берген-Бельзен. Первой умерла Марго, мечтавшая после войны стать медсестрой в Палестине. Анна не дожила до окончания войны всего два месяца

 

:

1949 — (28 Сивана 5709) Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «Об ошибках секретаря обкома Еврейской автономной области СССР Бахмутского А. К. и председателя облисполкома Левитана М. С.», в котором наряду с прочим их обвинили в получении «подачек» от Американского Биробиджанского комитета, «чем способствовали распространению проамериканских и буржуазно-националистических настроений среди некоторой части населения области». Ещё руководство области обвинялось в национализме, проявления которого видели и в планах преобразования области в автономную республику, и в планах создания еврейского университета, и в том, что оно не обнаружило «националистической организации, окопавшейся в редакции «Биробиджанер штерн», и даже в том, что был создан еврейский детский дом. Руководители области были сняты с работы и исключены из партии.
 

:

1951 — (21 Сивана 5711) Принят Закон о неприкосновенности депутатов Кнессета, их правах и обязанностях.
 

:

1959 — (19 Сивана 5719) Израиль. В прессе появились сообщения о продаже Страной оружия Германии: автоматов Узи, гранатомётов, боеприпасов к ним, что вызвало бурю негодования. Правда, Генеральный директор министерства обороны Ш. Перес утверждал, что полученные деньги идут на перевооружение армии, но это не спасло Страну от правительственного кризиса и отставки правительства.
 

:

1974 — (5 Таммуза 5734) Кнессет почтил память жертв теракта в Нагарии, где арабы ворвались в квартиру и убили мать и двух её детей. Правительство сделало сообщение по этому поводу.
 

:

1982 — (4 Таммуза 5742) Во время всеобщей забастовки в Италии колонна бастующих в Риме остановилась перед синагогой и скандировала антиизраильские и антисемитские лозунги.
 

:

1982 — (4 Таммуза 5742) Операция "Мир Галилее". Бейрут полностью окружён израильской армией.
 

:

1985 — (4 Таммуза 5745) Кнессет обсудил закрытие предприятия «Ата»

"АТА" – это не только уже полузабытая марка текстиля, но и фабрика одежды, ставшая национальным символом. Выставка, посвященная истории "АТА" – истории производства, рассказу об одной семье и большой мечте - проходит в тель-авивском музее Эрец-Исраэль до конца марта. У замечательной израильской писательницы Лиззи Дорон в книге "Почему ты не пришла до войны" есть рассказ о том, как маленькая девочка, воспитывавшаяся матерью в атмосфере мифа о богатом американском дядюшке, присылавшим им – в новую страну – новую одежду, нарядную и заморскую, расстроилась, когда разглядела бирку, по рассеянности не срезанную матерью - бирку с тремя буквами А-Т-А. Так развеялся миф о богатом дядюшке. О другом развеявшемся мифе – о текстиле, фабрике и мечте – рассказывает выставка "АТА" - история производства, моды и мечты" в музее Эрец-Исраэль. Даже возникновение этого названия уже стало мифом. В прекрасной книге, изданной к выставке "АТА" - история производства, моды и мечты", ее кураторы Моника Лави и Эран Литвин приводят воспоминания Эриха Мюллера – основателя фабрики "АТА". "Как-то почтил нас своим визитом писатель Шай Агнон. Мы прогулялись с ним на фабрику, где он явно был впечатлен производственным процессом. Затем я пригласил его на чай к нам домой и, конечно же, Агнон задал смутивший меня вопрос: "Почему, живя в Кфар-Ата (тогда поселок Кирьят-Ата назывался Кфар- Ата и название писалось через Аин, поскольку происходило от арабского Куфрита), вы назвали фабрику "АТА" – алеф-тав-алеф? Пришлось мне объяснить ему, что когда я регистрировал нашу фабрику в 1933 году в реестре компаний, мои знания иврита были незначительны, а времени поинтересоваться, как правильно пишется "АТА" у меня просто не было. А сочетание алеф-тав-алеф мне нравилось чисто визуально, так что графическое восприятие победило грамматику". Агнон отреагировал так: "Не страшно. Плесните мне коньяк и дайте минуту подумать". Коньяк был выпит, минута прошла, и он изрек: "Я придумал. А-Т-А – это Аригей Тоцерет Арцейну – текстиль нашей страны". Красивая история, красивая завязка – и так же интересно и красиво начиналась история фабрики "АТА", завершившаяся печально, как и большинство историй на этом свете. Просуществовавшая 50 лет фабрика закрылась в 1985 году, успев стать символом успеха, социального эксперимента, моды цвета хаки и поверженных идей. После этой истории осталось множество воспоминаний, фильмов, фотографий, документов, стихов и песен, славных сарафанов в цветочек (как у Меира Шалева в "Фонтанелле" – "платье с красными анемонами") и плотных шароваров на резинке, хранившихся на складах института "Шенкар". Ткани извлечены из белой шелковистой бумаги, прикрыты стеклом витрин, проделана огромная исследовательская работа, выпущен документальный фильм о семье Мюллер и о фабрике, а название "АТА" с этикеток рубашек с отложными воротничками перекочевало в музейные каталоги. На фабрике "АТА" сплетались не только нити пряжи, но и нити идей сионизма, социального устройства, финансовых прозрений, экономических иллюзий. Рабочие считали "АТА" своим домом – Эрих Мюллер строил фабрику вместе с общежитиями, садиками, поликлиникой. У "АТА" было сто фирменных магазинов. Эта фабрика одевала всю страну, рабочих, солдат, молодежные движения, была официальным поставщиком ЦАХАЛа, а до этого – британской полиции. "АТА" определила фирменный стиль того времени – того, что мы называем стилем Бен-Гуриона, невольно ставшего презентором моды "АТА". Знаменитый символ Израиля – Срулик, нарисованный карикатуристом Дюшем в 1954-м году, носит одежду "АТА" – короткие широкие шорты, рубашка, "кова-тембль" – дурацкая панамка. "АТА" была также символом социально-идеологического переворота в израильском обществе, но конец этой истории был предрешен и предрекаем экспертами, слаженными в своих прозрениях, как хор из греческой трагедии. В 1985 году "АТА" закрылась, оставшись в коллективной памяти страны, как некий нарратив, объединивший моду, права рабочих и конец текстильной эпохи в Израиле. Можно также поставить знак равенства между "АТА" и ностальгией по обществу скромному, с виду единому, не раздробленному таким количеством мнений и линий модной одежды, по черно-белому времени косынок и тканей в клеточку. Черно-белые фотографии и "АТА" во всей ее красе на выставке в музее Эрец-Исраэль. То ли это старые фуфайки, то ли материализовавшаяся в трикотаже история социальных потрясений и эстетики общества, в котором атласная ткань из хлопчатобумажного сатина называлась "кацин"- офицер, а более плотная и жесткая ткань daryl – "цава", армия. История создания фабрики "АТА" неотделима от истории создания Израиля. Один из ее совладельцев - Эрих Мюллер - родом из Моравии (позже к нему присоединился кузен Ханс) приехал в страну в 1934 году из Вены. Открыть образцовое еврейское текстильное производство он задумал еще в России, где провел семь лет в плену, попав туда во время Первой Мировой войны, как военнослужащий армии Чехословакии. Оказавшись прозорливее иных соотечественников, Мюллер вовремя репатриировался в Эрец-Исраэль в Кфар- Ату (ставшей Кирьят-Ата в 1946 году) и открыл там филиал семейного предприятия, существовавшего в Моравии с 1885 года. Далее следует пересказать 150 страниц книги "АТА" - история производства, моды и мечты" или привести стихотворение поэта и певца Шимона Исраэли, посвятившего фабрике просто-таки стихотворную оду. Закат фабрики начался после Шестидневной войны, усилился с Войной Судного дня. А потом деньги взяли вверх над идеологией, капиталистический расчет победил социальную мечту. Но так происходит всегда. Сионистское предприятие закрылось, история о мечте осталась. История фабрики, где как на лакмусовой бумажке, отразились экономические, политические и социальные изменения израильского общества. В 1935 году фабрика "АТА" была самым большим текстильным предприятием на Ближнем Востоке. "АТА" одевала весь рабочий класс Эрец-Исраэль, составлявший тогда большинство населения. Уже в 1936 году фабрика начала отправлять свою продукцию в Египет, Сирию и Ливан. В 1937 году в стране было 86 прядильных и ткацких фабрик, на которых было занято полторы тысячи рабочих. Наиболее значительным из этих предприятий была "АТА". Вследствие прекращения импорта текстиля во время Второй мировой войны производство тканей в Палестине резко возросло. В 1943 году число текстильных предприятий достигло 250, а число занятых на них составило более пяти с половиной тысяч человек. С созданием Государства Израиль "АТА" стала официальным поставщиком обмундирования для ЦАХАЛа. Писатель Менахем Тальми в своей популярной колонке в газете "Маарив" писал в 1983-м году, что "для нас - юношества 30-40-х годов – "АТА" была неотъемлемой частью страны". В 1955 году стала расти конкуренция со стороны других текстильных фабрик и было принято решение об увольнении части рабочих, что привело к большой забастовке в 1957 году. После Войны Судного дня цвет хаки стала постепенно выходить из моды, потерял свой социальный статус, шапочка кова-тембль слетела со многих голов, а сабры решили выглядеть как заграничные джентльмены. После смерти Ханса Мюллера в 1962 году фабрикой некоторое время управлял Амос Бен-Гурион – сын Давида Бен-Гуриона, но предприятие был слишком "неповоротливым". На фабрике делали все – и пряли нити и создавали одежду, структура была чересчур громоздкой и не позволяла следить за изменениями моды. В 1964-м году фабрику продали швейцарскому бизнесмену, пытавшемуся спасти ее от разорения. "АТА" сменила несколько хозяев, приглашала сотрудничать ведущих израильских портних, в том числе и Лолу Бар, внесшая некую роскошь и даже элитарность еще в 1965-м году, выпускала модные коллекции, но к 70-м годам сильно отстала от европейской моды и в 1985 году ворота фабрики закрылись окончательно. Несмотря на отчаянные, но неудачные попытки найти покупателя на это производство, несмотря на то, что в 1978 году "АТА" получила концессию на производство и продажу марки джинсов Levis. Переход от хаки к джинсам означал конец эпохи скромности отцов-основателей, доступнось роскоши. источник

 .
 

:

1991 — (13 Таммуза 5751) Израиль. Бейт-Шемеш

На склонах Иудейских гор в 27 км от Средиземного моря, к западу от Иерусалима, возвышается холм, с которого просматривается цветущая долина Сорек (Сорек-один из редких и дорогих сортов винограда, произроставший в этом районе). Сегодня по этой долине проложена железная дорога Лод-Иерусалим. А когда-то здесь пролегал древний путь из предгорий Иудеи в Иерусалим, и на холме стоял город Бейт-Шемеш, что в переводе с иврита значит "дом солнца". Видимо, древние обитатели этого города, который возник три тысячи лет назад, поклонялись солнцу. Археологи обнаружили здесь остатки святилища (В 1911-1912 гг. на холме производили раскопки английские археологи, а в 1928-1932 гг.-американские. Был сделан целый ряд открытий. Сегодня можно увидеть остатки древней стены, окружавшей город. В ней обнаружены ворота, похожие на ворота городов того периода. Внутри города найдены остатки жилых домов и общественных строений, установка для литья бронзы, много сосудов и древние надписи. Древние обитатели города, ханаанеи, поклонялись разным богам и строили им святилища. В руинах одного из них была обнаружена статуэтка Решефа-бога огня и молний. Здесь же нашли глиняную статуэтку Астарты-богини любви и плодородия в древнем Ханаане. Толстые слои пепла свидетельствуют о разрушении города огнем. Арабы, жившие в округе, испытывали к этим развалинам странное почтение и называли их Абу-Мизар или Абу ал-Азам, что значит "отец силы." Они сложили легенду о человеке необыкновенной силы с подробным описанием его кончины. Их рассказы совпадают с историей библейского героя Самсона (Шимшона), что значит "солнечный"), который родился в городке Цора недалеко от Бейт-Шемеша). При разделе земель Бейт-Шемеш отдали левитам, которые не имели своего надела.В конце эпохи Судей, когда в одной из воин филистимляне, захватив Ковчег Завета, в котором хранились Скрижали Завета, установили его в своем святилище, и Господь поражал и наказывал филистимлян. Боясь, что Бог Израиля умертвит их всех, филистимляне поставили Ковчег на колесницу,запряженную двумя коровами: "И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису...Жители Вефсамиса раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу."Этот эпизод воспроизведен в знаменитых росписях синагоги III в., которую обнаружили при раскопках города Дура-Европос на берегу Эфрата (Сирия).В Библии сказано, что в IX в. до н.э. на полях Бейт-Шемеша разыгралось сражение между двумя еврейскими царствами Израильским и Иудейским. Приблизительно в 725 г. до н.э. Бейт-Шемеш захватили филистимляне. Во времена Второго храма Бейт-Шемеш был скорее деревушкой, чем городом. В V в. на месте древнего Бейт-Шемеша были построены большой монастырь и постоялый двор для паломников. Судя по остаткам зданий и керамической посуды, археологи считают, что в XII в. на месте Бейт-Шемеша было поселение крестоносцев. Потом древний Бейт-Шемеш столетиями оставался незаселенным. В начале XX в. в этом районе появилось еврейское поселение, которое евреи покинули во время арабского восстания в 1936-1939 гг. Во время Войны за Независимость на месте древнего Бейт-Шемеша был наблюдательный пункт Армии Обороны Израиля. А в 1951 г. здесь вырос большой временный палаточный городок с тремя тысячами репатриантов из стран Востока и Румынии. Постепенно начинается строительство жилых кварталов и рождается новый город, которому дали древнее название Бейт-Шемеш. Теперь это тихий уютный город, жители которого в основном работают в Иерусалиме и Тель-Авиве. источник

 получил статус города.
 

:

2006 — (29 Сивана 5766) Теракт. Арабы проникли на территорию Израиля около КПП Суфа на границе с сектором Газа (неподалеку от кибуца Керем-Шалом). Лейтенант Ханан Барак и старший сержант Павел Слуцкер были застрелены террористами в упор, а ефрейтор Гилад Шалит похищен.
 

:

2008 — (22 Сивана 5768) В Иерусалиме открыт мост, который получил название «мост Мейтарим». «Мейтарим» - это струны на иврите, но в данном случае название дано по ассоциации: мост висячий, и тросы, на которых он подвешен, действительно напоминают струны. Сооружение по израильским масштабам внушительное: мост висит на 66 стальных тросах, прикрепленных к пилону высотой 118 м.
 

: