Календарь на 19-е июня

1269 — (18 Таммуза 5029) Король Франции Людовик Девятый ввёл для евреев отличтельный знак - круглую нашивку жёлтого или красного цвета. Появлене в общественных местах без знак каралось штрафом в 10 серебряных ливров. (Впервые отличную от местных жителей одежду для евреев и христиан ввёл халиф Омар II ибн Абдал-Азиз (717–720).
 

:

1650 — (30 Сивана 5410) День траура и поста по жертвам погромов Богдана Хмельницкого, объявленный центральным органом еврейского самоуправления в Польше - ВААДом четырех земель
 

:

1771 — (7 Таммуза 5531) В Берлине, тогдашней столице Пруссии, в семье Левина Маркуса (Лейб Коэн) и Хаи Левин Маркус родилась Рахиль Левин-Фарнхаген, первая еврейская женщина, сумевшая стать важной интеллектуальной и политической фигурой в Центральной Европе конца XVIII века. Она была настолько знаменита, что период культурного расцвета Берлина – вплоть до разгрома Пруссии Наполеоном в 1806 году – часто называли ее именем, Rahelzeit, то есть «эпохой Рахиль». Подробнее

Дом Рахиль стал местом встреч известнейших немецких интеллектуалов – здесь бывали Шлегель и Шеллинг, Александр и Вильгельм фон Гумбольдты, Барон Брукман и Ламотт-Фуке. В числе посетителей салона также были знаменитые писатели-романтики – Тик, Брентано, Шамиссо, известные аристократы – например, прусский принц Фердинанд – и многие другие. Рахиль состояла в переписке с Гете, которого боготворила, и дружила с Генрихом Гейне. Была она очень дружна и с дочерями Мозеса Мендельсона, «отца» еврейского Просвещения, а также с Генриеттой Хертц, с которой впоследствии вращалась в одном интеллектуальном кругу.

Биография Рахили и ее эпистолярное наследие – 1600 писем и документов – представляют собой неисчерпаемый материал для исследователей. Ее жизнь, с одной стороны, свидетельствует о беспрецедентных возможностях, ненадолго открывшихся для еврейских женщин в конце XVIII века. Но была и другая сторона ее жизни, трагичная. Несмотря на все свои способности и амбиции, Рахиль до самого конца своей жизни оставалась непонятой и чужой в немецкой культуре. Осталась она и маргинальной фигурой для еврейской истории. Детство Рахель было безрадостным – отец, богатый ювелир, был деспотичным человеком с несгибаемой волей. Рахиль была старшей дочерью в семье, в которой было еще четверо детей: Маркус Роберт Торнов (Мордехай Левин), будущий банкир, Людвиг Роберт (Липман Левин), будущий писатель, Роза Ассер и Морис Роберт Торнов (Меир Левин), будущие коммерсанты. В ее семье соблюдались все еврейские традиции, а вот знакомства с немецкой культурой практически не было. Долгие годы Рахиль владела только идишем и ивритом. Но вскоре она легко исправила это – сама выучила немецкий язык, да так, что начала писать на нем прозу. О том, какими недюжинными способностями обладала Рахиль, говорит тот факт, что женщина, которая до своей поздней юности вообще не знала немецкого, стала центром немецкой интеллектуальной жизни.

С самой ранней молодости Рахиль относилась к своему еврейству, как к тяжелому бремени, которое ее тяготило и казалось наказанием. Классовые различия в самом еврейском обществе тогда были настолько сильны, что одним из самых ранних впечатлений Рахили от еврейства была ее поездка к дальним родственникам в Бреслау. Рахиль писала, что принимали ее, как «великого Султана при входе в гарем»: «воспоминания об этом до сих пор вызывают горячий стыд».

Она неоднократно пыталась вырваться из своей среды с помощью брака. В 1795 году она объявила о помолвке с графом Карлом фон Финкенштейном. Однако помолвка была разорвана, и все последующие попытки выйти замуж долго ни к чему не приводили. Дело осложнялось тем, что сама Рахиль считала себя крайне непривлекательной. И это было абсолютной неправдой. Она была прехорошенькой – матовая кожа, большие черные глаза, вьющиеся волосы. Но главное, что ценили в ней окружающие, – это, конечно, ее живой ум, образованность и умение слышать. Многие ее современники отмечали, что разговаривать с ней было сплошным удовольствием: она слушала, где-то соглашалась, где-то деликатно отстаивала свою точку зрения и спорила. В общем, Рахиль прекрасно усвоила библейскую мудрость: «Изо всех сил своих учитесь понимать».

К счастью, в своем уме Рахиль сомневалась куда как меньше, чем в социальном положении и внешности. Вот почему, потерпев несколько неудач в попытках выйти замуж, она организовала в мансарде родительского дома литературный салон. Берлин на тот момент был провинциальным городом, в котором даже не было собственного университета, поэтому салоны и кружки играли очень важную роль в интеллектуальной жизни. Салоны были чем-то сродни университетам. И вскоре «лучшим университетом» был признан салон Рахиль. Он был построен на идее равенства, в него были одинаково вхожи и евреи, и неевреи, и протестанты, и католики, и аристократы, и люди более низкого социального происхождения. Все это имело второстепенное значение – пропуском в салон были талант и интеллектуальные способности.

Рахиль пыталась создать «полунейтральные» сообщества, где этническая принадлежность не имела бы значения. Поскольку евреи в Европе не были приняты в высшем свете и обществе, подобные попытки интеграции идеологами еврейского Просвещения расценивались весьма положительно. Например, Мозес Мендельсон называл такие собрания собраниями «немецких сократов». Однако ни Просвещение, ни эмансипация так и не дали иудаизму равенства с католицизмом или лютеранством. Скорее наоборот – по словам историка современного антисемитизма Рабби Артура Хертцеберга, именно эпоха Просвещения положила начало расцвету европейского антисемитизма. В качестве примера Хертцеберг приводит Вольтера, который, хотя и призывал к терпимости в отношении евреев, тем не менее выступал против их «невежества и предрассудков»: «Все же мы находим в евреях только невежественных варваров, которых изначально объединяет их отвратительная жадность, предрассудки и непримиримая ненависть к тем людям, которые так радеют об их благе и терпят их».

Как ни печально, но в своем салоне Рахиль делала все, чтобы уйти от еврейской темы. И тем самым, конечно, предоставляла благодатную почву для развития и укрепления еврейского комплекса неполноценности. Например, завсегдатаи салона никогда не обсуждали еврейских мудрецов и философов – имена Маймонида или Иегуды Леви не могли быть упомянуты в контексте бесед о Лессинге, Канте или Гете. И это при том, что Рахиль выросла в традиционном доме – она не могла не знать великих имен, которые евреи дали мировой философии и культуре задолго до появления Канта или Гете. Встреча двух культур, начавшаяся с благородных принципов Просвещения в конце XVIII века, так и не привела к конструктивному диалогу еврейского мира с немецким.

И даже несмотря на полное отречение от еврейской темы для большинства людей, в том числе для многих гостей ее салона, Рахиль оставалась в первую очередь еврейкой – человеком, явно или скрыто всеми презираемым. Несмотря на огромный успех салона, Рахиль так до конца и не смогла избавиться от презрительного отношения к себе. Ей пришлось пережить многочисленные предательства – например, после 1806 года ее бывшие поклонники, писатели-романтики Арним и Брентано, основали свои собственные салоны, куда ни для Рахили, ни для других евреев входа не было.

На тот же 1806 год пришлась и смерть отца Рахили. После этого трагичного для всей семьи события Рахиль покинула Пруссию и жила в Париже, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Праге, Дрездене. Это время было очень тяжелым для Германии, вовлеченной в наполеоновские войны – по всей стране организовывались секретные общества, целью которых было свержение тирании Наполеона, в одном из таких обществ Рахиль принимала активное участие. В 1814 году, после нескольких лет скитаний и лишений, Рахиль вышла замуж за Карла Августа Фарнхагена фон Энсе, человека на 14 лет моложе ее. Для этого она перешла в протестантство и приняла новое имя – Фредерика Антония. Церемония крещения произошла в доме ее брата, который впоследствии также крестился. Замужество не дало ей собственного статуса, но явилось социальным минимумом – ее терпели как жену Фарнхагена.

Замужество дало вторую жизнь ее блистательному салону. Теперь салон располагался не на мансарде, а в одном из богатейших домов Берлина. По словам современников, здесь «говорилось обо всем, что волновало умы в области искусства и литературы». Сюда же впервые пришел молодой Генрих Гейне. Впоследствии он будет говорить, что никто не понимал его так глубоко, как Рахиль, и посвятит ей книгу «Возвращение домой». Ассимиляция Рахили и переход в христианство часто воспринимаются как предательство ее родной веры и среды. Но на самом деле Рахиль всегда выказывала живой интерес и участие в жизни своих соплеменников, пытаясь и делом, и словом улучшить их положение. Даже в завещании Рахиль прописала отправить крупную сумму на нужды еврейской общины Берлина. Последние ее слова: «Я, беглянка из Египта и Палестины, нашла надежду и любовь в своем народе» – принято считать свидетельством о возвращении в лоно еврейского народа, полным искуплением ее «предательства».

В конце 20-х годов XX века фигура Рахили привлекла внимание всемирно известного философа еврейского происхождения, Ханны Арендт, которая даже посвятила ей книгу – «Рахиль Фарнхаген – жизнь еврейки». Арендт считала Рахиль очень значимой исторической фигурой и даже в какой-то степени идентифицировала себя с ней: «Рахиль является моим самым близким другом, несмотря на то, что она умерла более чем за сто лет до моего рождения». Можно сказать без преувеличения, что впервые эволюция немецко-еврейской истории, приведшей к Катастрофе мирового еврейства, начала изучаться Арендт именно на примере жизни Рахили Левин-Фарнхаген.

Книга «Рахиль Фарнхаген – жизнь еврейки» была начата в 1933-м и опубликована уже в США в 1958 году. Именно в этой книге Арендт ввела в обиход понятие «парии (то есть отверженного. – Прим. ред.), осознающего себя таковым». Парвеню – человек, прорвавшийся в аристократические круги отказывающийся от своего простецкого прошлого, воплощает для Арендт наиболее неприятные черты еврейства. По ее мнению, позиция парвеню опирается на сознательную утрату памяти. Тем самым «парвеню выпадает из истории, к которой он был приписан от рождения».

При этом важно понимать, что по мнению Арендт, Рахиль – пария-парвеню. То есть, с одной стороны, выскочка, изо всех сил пытающаяся перепрыгнуть через социальные барьеры и занять неподобающее ей по рождению место. Но с другой стороны – и пария, «отверженная», так как она трезво осознает тщетность этих попыток. Вот почему выводом Ханны Арендт о Рахили является тезис, что еврейства не избежать: несмотря на все попытки порвать с еврейством, Рахиль так и не смогла выйти за его пределы. И не ее вина, что ее литературный салон – эта миниатюрная утопия, основанная на идеале просвещенного человечества, в которой не существовало ни этнических, ни классовых, ни гендерных преград, была эфемерна и просуществовала так недолго. Со смертью Рахили период становления немецко-еврейского интеллектуала закончился источник

 
 

:

1821 — (19 Сивана 5581) Первый погром в пределах России в Одессе. Поводом стали события в Стамбуле, когда турки напали на греков, убили некоторых, в т. ч. патриарха Григория, по Одессе пошёл слух, что евреи Стамбула тоже приняли участие в насилиях и надругательствах над телом Григория. одесские греки бросились мстить. Благодаря решительности властей погром был быстро подавлен.
 

:

1887 — (27 Сивана 5647) Окончание съезда Ховевей Цион (см. 16 июня и 6 ноября ). На съезде стало известно о том. что Петербург не дал разрешения на создание еврейского общества по заселению Палестины, кроме этого в движении были противоречия между религиозными и светскими членами, уменьшилась активность местных ячеек, денежные поступления, Поэтому Пинксер подал в отставку с поста председателя. Съезд отставки не принял.
 

:

1900 — (22 Сивана 5660) Родился Герман Фридрих Гребе

Герман Фридрих Гребе родился в 1900 году в маленьком городке Грефрат, Северный Рейн-Вестфалия, Германия. Он происходил из бедной семьи – его отец был ткачом, а мать помогала ему содержать семью, работая прислугой. Кроме экономических трудностей, протестантская семья Гребе испытывала и другие лишения, так как жила в районе, населенном, в основном, католиками. В 1924 году Герман Фридрих Гребе женился и вскоре завершил инженерное образование. В 1931 году Гребе вступил в нацистскую партию, но быстро разочаровался. В 1934-м – через год после прихода Гитлера к власти – на партийном собрании он открыто критиковал политику нацистов в отношении еврейских предприятий. Ему не пришлось долго ждать, чтобы убедиться в опасности своего поступка: гестапо арестовало Гребе, и последующие несколько месяцев он находился в тюремном заключении в городе Эссен. К счастью, его вскоре освободили без судебного разбирательства. Гребе работал в строительной компании Йозефа Юнга в Солингене. В 1938 году руководство направило его следить за возведением укреплений на западной границе Германии, а летом 1941-го, вскоре после нападения Германии на СССР, берлинское отделение Организации Тодта направил его в канцелярию железнодорожной администрации Рейха, находившуюся во Львове. Его задачей было подбирать строительных рабочих для строительства и восстановления зданий, необходимых для поддержания железнодорожных коммуникаций на Украине. Прибыв в Волынь – северо-западный район Украины в сентябре 1941 года, Гребе сразу же открывает главную контору фирмы в Здолбунове и оттуда руководит работой всех отделений, находящихся на территории Волыни и Советской Украины. В строительных работах, проводимых компанией Юнга, ве было занято около 5 000 человек, широко использовался труд еврейских рабочих. Гребе видел, как нацисты и их украинские помощники относятся к еврейскому населению. Однажды, 2 октября 1942 года, он стал свидетелем массового расстрела евреев на летном поле неподалеку от Дубно, когда около 5 000 евреев: мужчин, женщин и детей, – построили голыми перед заранее выкопанными рвами, а команда эсэсовцев и украинцев хладнокровно расстреляла их. После войны его берущие за душу свидетельства об ужасающих сценах уничтожения людей в Дубно и по всей Украине были представлены на Нюрембергском процессе, на котором он выступал как обвинитель. Гребе не удовлетворяла роль стороннего наблюдателя за немыслимыми злодеяниями. Возмущенный до глубины души, он решил спасти как можно больше евреев. Утверждая, что это необходимо для укрепления военной мощи Германии, он намеренно принимал такие объемы работ и заключал такое количество контрактов, с которыми его компания справиться не могла. В результате возникала необходимость в большем количестве еврейских рабочих. Чтобы защитить своих сотрудников и членов их семей, Гребе был готов преодолеть большие расстояния. Он не колебался, когда возникла необходимость рискнуть своим положением и собственностью, а потом – и жизнью. В июле 1942 года из своих источников в Вермахте Гребе узнал о приближающейся акции уничтожения евреев Ровно. Здесь у него работало 112 евреев из местечек Острог, Мизоч и Здолбунов. Гребе быстро добыл для них «охранную грамоту» и поспешил в Ровно . Пригрозив оружием, он заставил полицейских освободить 150 евреев в последнюю минуту. Украинские помощники нацистов уже были готовы отправить обитателей гетто на место сбора, откуда их забирали на смерть.Освобожденных счастливчиков Гребе повел пешком в Здолбунов, подальше от опасности. Немцы, тем временем, продолжали уничтожать евреев Волыни. Когда несколько месяцев спустя евреев Здолбунова сначала заключили в гетто, а потом начали депортировать, Гребе обеспечил 25 своих рабочих фальшивыми «арийскими» документами. Позже по нескольку человек он перевозил их на собственной машине в полтавское отделение фирмы, за сотни километров на восток, где их никто не знал. На самом деле никакого полтавского отделения не существовало: Гребе создал и содержал его на собственные средства с единственной целью – обеспечить убежище своим еврейским рабочим. С приближением Красной Армии группе удалось перейти на сторону русских. Среди спасенных были Тадеуш Глас с женой и сыном , Альбина Вольф и ее дочь Люция , Барбара Фауст, Китти Гродецка и другие. Дорога в Полтаву была чрезвычайно опасной для всех участников. Если бы машину Гребе остановили на одной из многочисленных дорожных застав, то и спаситель, и спасаемые были бы обречены на смерть. Со временем нерентабельное ведение дел и странные поступки Гребе стали вызывать подозрение у руководителей компании в Солингене. Они предполагали отозвать его и судить за растрату, но их намерения не осуществились. После краха немецких позиций в восточной части Польши, Гребе и группа евреев, работавших в его конторе, переехали сначала в Варшаву, а затем в Рейнленд. В сентябре 1944 года он и около 20 его подчиненных перешли линию фронта на сторону американцев, и Гребе еще некоторое время выполнял функции советника по линии Зигфрида (немецкая линия обороны на суше). С февраля 1945 по осень 1946 гг. Гребе активно сотрудничал с отделом по расследованию военных преступлений, участвовал в подготовке к Нюрнбергскому процессу. Он был единственным немцем, выступавшим на заседаниях суда в качестве свидетеля обвинения. В результате он и его семья стали постоянно получать угрозы. В 1948 году Гребе решил эмигрировать в США. Вскоре после переезда его семьи в Сан-Франциско, он продолжил свою деятельность по привлечению к судебной ответственности военных преступников, живущих в Федеративной Республике Германия. Это еще больше восстановило против него послевоенное немецкое общество и превратило его в персону нон-грата на его родине. 24 марта 1965 года Яд Вашем удостоил Германа Фридриха Гребе почетным званием Праведник народов мира.

  - немецкий инженер, праведник народов Мира. Умер 17 апреля 1986 года.
 

:

1906 — (26 Сивана 5666) Родился учёный сэр Эрнст Борис Чейн

(сын еврея — эмигранта из России, мать — немецкая еврейка) — автор ряда выдающихся открытий в различных областях биохимии и технологии микробиологических производств (исследование микробных антибактериальных веществ, механизма действия инсулина, образования лизергиновой кислоты, грибных метаболитов, биохимии миокарда, токсинов и многое другое). Наиболее значительное достижение Чейна связано с пенициллином (открыт в 1929 г. А. Флемингом, установившим также его антибактериальное действие). Химическая неустойчивость пенициллина и непомерно высокие расходы на его получение надолго остановили дальнейшие работы. Приступив в 1939 г. к исследованиям в этой области, Чейн уже к маю 1940 г. выделил пенициллин в чистом виде, установил его химическое строение и на этом основании определил, а затем и получил такие его химические производные, в которых он сохраняет длительную стабильность. Х. Флори провел клинические испытания нового препарата, которые показали его беспрецедентную эффективность при лечении многих инфекционных заболеваний, затем Чейн разработал химическую технологию выделения и очистки пенициллина, а также его промышленного получения в кристаллическом виде. Начатое благодаря этому в США в 1944 г. массовое производство пенициллина позволило широко применить его в клинической практике, что спасло жизнь многим тысячам раненых и больных. В 1945 г. Чейн был удостоен Нобелевской премии по медицине и физиологии (вместе с А. Флемингом и Х. Флори). В 1949 г. был избран членом Лондонского королевского общества, позднее — членом академий наук многих стран (с 1976 г. — иностранный член АН СССР) и научных обществ. Отмечен самыми престижными научными наградами. В 1969 г. Чейн был возведен в дворянство. В начале 1970-х гг. стал президентом Всемирной организации здравоохранения. Чейн неоднократно приезжал в Израиль, был активным членом ученого совета Научно-исследовательского института имени Х. Вейцмана, охотно сотрудничал с израильскими коллегами.

 
 

:

1919 — (21 Сивана 5679) Ишув. В Иерусалиме вышел в свет первый номер одной из старейших газет Израиля на иврите «ХА-АРЕЦ» (Страна). первоначально называлась «Хадшот ха-арец» (Новости страны), название, под которым прежде выходил издававшийся британскми военными властями еженедельник.
 

:

1939 — (2 Таммуза 5699) В Атлантик-Сити открылась первая конференция женской огранизации Мизрахи (Теперь крупнейшая религиозная сионистская организация в США (под названием Amit) (см. 4 марта 1902 года).
 

:

1940 — (13 Сивана 5700) Умер Залман Давид Левонтин

Родился в богатой хасидской семье приверженцев направления Хабад, получил религиозное и домашнее светское образование. После волны погромов 1881 г. в России одним из первых вступил в движение Ховевей Цион. По инициативе Левонтина, в том же году совершившего ознакомительную поездку в Эрец-Исраэль, и при поддержке Ховевей Цион было принято решение основать в стране новое поселение под названием Ришон-ле-Цион для состоятельных репатриантов, не претендующих на помощь извне. В 1882 г. Л. Левонтин во главе группы таких репатриантов выехал в Эрец-Исраэль, приобрел 334 га земли и возглавил первый административный совет нового поселения. Спустя год, когда иссякли его средства, Левонтин продал свою часть земли барону Э. де Ротшильду, вернулся в Россию и некоторое время руководил банковскими филиалами в разных городах черты оседлости. Сразу же после создания Сионистской организации (1897) Левонтин примкнул к ней и ратовал за заселение Эрец-Исраэль на началах частной инициативы. В письмах в еврейские газеты России этого и более позднего периода Левонтин призывал к репатриации в Эрец-Исраэль прежде всего состоятельных людей и предостерегал против преждевременной алии неимущих. Левонтин до конца жизни придерживался взгляда, что ни социалистические, ни коммунистические эксперименты не смогут разрешить проблему бедности еврейского народа. В 1901 г. Т. Герцль предложил Левонтину занять пост одного из директоров Еврейского колониального банка в Лондоне, а в 1903 г. Сионистская организация поручила ему основать в Эрец-Исраэль банк, который был назван Англо-Палестинской компанией (позднее Англо-Палестинский банк, ныне Банк леумми ле-Исраэль). Левонтин успешно справился с этим заданием, и под его руководством банк стал главным финансовым орудием и важным экономико-политическим фактором нового ишува. С начала 1-й мировой войны Левонтин отправился в Лондон и Париж с целью мобилизации средств для банка, но на обратном пути, из-за вступления Турции в войну, не смог выехать из Египта. Оставаясь все годы войны в Александрии, Левонтин основал там филиал Англо-Палестинской компании, которая активно участвовала в оказании помощи еврейским беженцам из Эрец-Исраэль, и содействовал созданию Отряда погонщиков мулов. В 1918 г. Левонтин вернулся к банковской деятельности в Эрец-Исразль и до ухода в отставку в 1924 г. продолжал активно содействовать приобретению земли для новых поселений и экономическому развитию ишува. www.eleven.co.il

  один из пионеров еврейского заселения Эрец-Исраэль.
 

:

1948 — (12 Сивана 5708) Галили доложил Бен Гуриону, что ЭЦЕЛЬ хитрит и стремится "сохранить отдельную военную организацию в рамках государства". Галили и Эшколь вели переговоры с М. Бегиным о том, кому и как достанется оружие "Альталены". Бегин предложил отдать 20% ЭЦЕЛю в Иерусалиме, а остальное батальонам ЭЦЕЛя в составе ЦАХАЛа. Галили и Эшколь требовали, чтобы оружие было передано ЦАХАЛу, который распределит его по своему усмотрению. Бегин согласился при условии, что оружие сначала будет помещено на складах ЭЦЕЛя, затем он согласился на склады ЦАХАЛа, охраняемые ЦАХАЛем и ЭЦЕЛем совместно, потом он был готов ограничиться символическим участием одного часового ЭЦЕЛя. В конце концов, он снял и это условие, но просил, чтобы на церемонии передачи оружия ЭЦЕЛю в Иерусалиме выступил представитель штаба организации. ДРУГАЯ ВЕРСИЯ ПЕРЕГОВОРОВ, озвученная Микаэлем Бар-Зохаром в его книге "Бен Гурион". "Бегин выдвигает новые требования: оружие, которое не попало в Иерусалим, то есть 80% поставки, должно быть передано на вооружение батальонов «Иргуна», входящих в состав регулярной армии, а то, что останется, перейдет во владение верховного командования. Галили возражает, но понимает, что руководители «Иргуна» «готовы принять меры в одностороннем порядке». Вечером он встречается с Бегином, который сообщает ему о том, что «Иргун» намерен хранить оружие в своих арсеналах до момента передачи его своим боевым соединениям, входящим в состав регулярной армии, что должно произойти во время церемонии в присутствии временного командования. Эта беседа свидетельствует о разрыве соглашения между «Иргуном» и министерством обороны."
 

:

1948 — (12 Сивана 5708) Война за Независимость. Окончание операции "Балак-5" по доставке в Израиль боевых самолётов (см. 20 мая, 6 мая). Из Чехословакии прибыл последнй 24-й разобранный самолёт. Вскоре была создана первая истребительная эскадрилья 101. Она стала основой ВВС Израиля.
 

:

1949 — (22 Сивана 5709) В Израиль прибыли 24 тонны пшеницы, закупленной в СССР. Она предоставлена Чрезвычайным советом по распределению зерна в Вашингтоне.
 

:

1956 — (10 Таммуза 5716) Израиль. Министр иностранных дел М. Шарет вышел в отставку из-за несогласия с жёстким международным курсом Бен-Гуриона. Последней каплей стала одобренная Бен-Гурионом операция "Кинерет" на восточном берегу озера, проведённая ЦАХОЛом против сирийцев. Шарет заявил, что она помешала ему получить оружие от американцев. В итоге Г. Меир - министр труда была назначена на место Шарета, М Намир стал министром труда, вместо него на посту главы Гистадрута заступил П. Лавон.
 

:

1969 — (3 Таммуза 5729) Война на Истощение. Израильская атака на Зелёный остров у южного входа в Суэц, уничтожен ЗРК.
 

:

1972 — (7 Таммуза 5732) Председатель КГБ Андропов послал в ЦК КПСС письмо с грифом «совершенно секретно»: «По полученным данным в Израиле создана антисоветская эмигрантская инициативная группа, которая выступает за то, чтобы советское правительство возвратило евреям выехавшим из СССР, денежные суммы, внесенные ими в порядке возмещения государственных затрат на образование. В июне с.г. президенту США Никсону, сенатору Джексону и руководителям американских сионистских организаций были направлены данные о числе эмигрантов, возместивших затраты на образование. По данным Еврейского агентства 1438 эмигрантов заплатили 7 миллионов рублей, и они требовали возвратить им эти деньги». Далее ЦК КПСС информировалось, что антисоветские объединения эмигрантов из СССР и «Союз узников Сиона» организуют сбор подписей под обращением к сенату США поддержать поправку сенатора Джексона. На письме Андропова подписи Суслова, Кириленко, Пономарева и Демичева – ознакомились. О принятых мерах – ни слова. Правда, через какое-то время отменили налог на образование, а также разрешили отъезжающим брать с собой ордена и медали, которыми они награждались.
 

:

1974 — (29 Сивана 5734) Кнессет чтит память трех жертв теракта в кибуце Шамир. Премьер-министр Ицхак Рабин сообщил Кнессету о первом визите президента США в Израиль.
 

:

1984 — (19 Сивана 5744) Израиль. Началось судебное разбирательство над 27 членами еврейского подполья, которые подозревались во многих преступлениях (убийства, минирование арабских автобусов). Подробнее

"Махтерет Йегудит" ("Еврейское подполье") - нелегальная группа из 25 евреев-израильтян, основанная в 1980 г. под руководством М. Ливни и Й. Эциона. В ответ на террористические действия арабов против евреев и неспособность правительства, по их мнению, справиться с появившимися проблемами, группа решила "взять закон в свои руки" и приступить к ответному террору против арабов в ЙЕША. В 1984 г. члены группы были арестованы, а в 1985 г. признаны виновными в многочисленных преступлениях, в том числе - минировании арабских автобусов, взрывах машин трёх арабских мэров в ЙЕША, убийстве студентов мусульманского колледжа в Хевроне и др. Члены группы были приговорены к разным срокам заключения, в т. ч. трое - к пожизненному заключению. Раскрытие существования еврейского подполья привело к потрясению в израильском обществе. В то же время многие выразили понимание причин, которые привели членов группы к столь экстремистским шагам. Поскольку в 1985 г. Израиль освободил из тюрем 1150 арабских террористов (в обмен на четырёх израильских пленных в рамках "Сделки с Джибрилем"), стали раздаваться голоса, треовавшие освободить и еврейских террористов - для симметрии. За прошедшее время все осуждённые раскаялись в содеянном и постепенно были помилованы.

 
 

:

1985 — (30 Сивана 5745) Израиль. Член Кнессета от Партии Труда и вице-спикер Аарон Нахмиас предложил парламенту в срочном порядке рассмотреть проблему покидания Галилеи евреями и угрозы образования арабского большинства в этом важном северном регионе, граничащим с Ливаном, Голанскими высотами и Самарией. Упомянув о том, что в 1984 году Галилею покинуло 16 тысяч евреев, Нахмиас посетовал, что Галилея «теряет свое еврейское население». (22 мая) 1986 года.
 

:

2002 — (9 Таммуза 5762) Теракт-самоубийство в Иерусалиме на автобусной остановке. Семеро погибших, 37 раненых.
 

:

2006 — (23 Сивана 5766) Израиль. Кнессет принял в третьем чтении законопроект о повышении минимальной зарплаты. Согласно закону, с 1 июня 2006 года поднимется на 129 шекелей или 3.7% и достигнет 3 585 шекелей в месяц для работника, занятого на полную ставку.
 

:

2006 — (23 Сивана 5766) В Иерусалиме в общественном зале Дворца Наций открылся 35 Всемирный сионистский конгресс. На нем присутствовали около 2000 представителей 34 стран. Центральными темами стали проблемы модернизации и «омоложения» сионистского движения, пути реализации и современное состояние «Иерусалимской программы–2004», выработанной по поручению ВСК двумя годами ранее. Эта программа поставила перед Всемирной сионистской организацией (ВСО), высшим органом которой и является ВСК, следующие задачи: 1) укрепление единства еврейского народа, а также статуса Израиля и Иерусалима как его жизненных центров; 2) поддержка алии из всех стран диаспоры; 3) политическая помощь Израилю и содействие его экономическому росту; 4) расширение сферы использования иврита как национального языка евреев; 5) борьба с антисемитизмом и защита гражданских прав евреев во всех странах их проживания. Одним из важнейших решений 35 конгресса ВСК стало принятие в ВСО сионистских организаций России и Украины. www.lechaim.ru
 

:

2008 — (16 Сивана 5768) Вступило в силу соглашение о прекращении огня между Израилем и ХАМАСом. 19 декабря ХАМАС объявил о его прекращении и вернулся к боевым действиям.
 

:

2015 — (2 Таммуза 5775) Теракт. Неподалеку от перекрестка А-Парса, в районе поселения Долев (округ Биньямин) араб остановил автомобиль с израильскими номерными знаками и в упор расстрелял из пистолета двух израильтян. Один из них скончался. Другой ранен. Ответственность за теракт взяли на себя "Бригады Изаддина аль-Касама" (боевое крыло ХАМАС).
 

: