Календарь на 22-е мая

-836 — До н. э. Давид скончался в день шаббат (6 Сивана), совпавший с днем праздника Шавуот, в 2924 году от сотворения мира. Первые семь лет он процарствовал в Хевроне над коленом Иеудиным, а последние тридцать три года – в Иерушалаиме над всем Исраелем. Во время восстания Авшалома он был шесть месяцев в изгнании. (см. 13 марта 1312 года)
 

:

68 — (3 Сивана 3828) Иудейская война. Веспасиан после того, как огнём и мечом прошёлся по населённым пунктам Самарии, остановился в Иерихоне "на второй день Дайсия (Сиван), разбил здесь лагерь, а на сле­дующий день достиг Иерихона. Здесь соединился с ним один из военачальников, Траян, с его отрядами, приведенными им из Переи, так как весь заиорданский край был уже завоеван. Большая часть жителей Иерихона, не выждав нападения римлян, бежала в лежащие против Иерусалима горы. Оставшиеся, которых было также не мало, были истреблены, и город, таким образом, опустел". (Иосиф Флавий)
 

:

1370 — (26 Ияра 5130) Евреев Брюсселя обвинили в осквернении гостии, Сотни евреев были сожжены. Остальные изгнаны. Подробнее

В 1369 г. богатый еврей Ионатан из Энгиена был с женой и сыном обвинен в осквернении гостии, и в результате несколько сот евреев (по одним сведениям — 500) погибло на костре (22 мая 1370 г.). Это событие, о котором вспоминается в одной еврейской элегии, в христианской истории известно под именем чуда св. Гудулла; воспоминание о нем ежегодно праздновалось христианами; было нарисовано 18 картин, изображавших, как евреи кололи гостию и какие чудеса совершились, когда из нее брызнула кровь (картины до сих пор хранятся в церкви св. Гудулла). Попытка клерикалов отпраздновать в 1870 г. 500-летний юбилей этого события не удалась. Либеральный священник Дом Либер (Dom Liber) написал "Le jubile d'un faux-miracle" (1871), a позже книгу "Le faux-miracle du Saint-Sacrement a Bruxelles" (1874), в которых доказывал, что евреи были обвинены в краже гостии, но не осквернении ее и что рассказ о чудесах был сочинен лишь в 15 в.

 
 

:

1760 — (7 Сивана 5520) В Меджибоже умер рабби Исраэль бен Элизер - Баал Шем Тов - основатель хасидизма.
 

:

1793 — (17 Ияра 5553). Умер раввин Иехезкель бен Иехуда Ландау.

видный талмудист и духовный руководитель еврейских общин Богемии. Первым учителем Ландау был его отец, парнас и один из предводителей Ва'ада четырех земель. Талмудическое образование получил в иешиве города Броды. В 1734–45 гг. был даяном в Бродах, с 1745 г. по 1754 г. — раввином в Ямполе (Хмельницкая область Украины). В 1754 г. был приглашен на один из самых важных постов в руководстве центральноевропейским еврейством — раввина Праги и всей Богемии. Представляя евреев Богемии перед австрийскими властями, Ландау развернул также активную общественную и раввинистическую деятельность. В Праге он возглавлял одну из крупнейших иешив того времени, привлекавшую сотни учащихся из разных стран. Первоначально благосклонное отношение Ландау к Хаскале изменилось под влиянием нападок некоторых ее деятелей на раввинов. Ландау запретил пользоваться Библией на немецком языке в переводе М. Мендельсона, «дабы не стала наша Тора прислужницей и распространительницей среди населения чужой речи», и поддерживал раввинов, выступивших против сочинений Н. Г. Вессели. Несмотря на это, Ландау не возражал против занятий историей, грамматикой, естественными науками и т. п. Во время реформ императора Иосифа II Ландау призывал евреев к укреплению корректных отношений с нееврейской средой и к лояльности по отношению к государству. Многие галахические решения Ландау отличаются смелостью и терпимостью, свидетельствующими о сознании им своей ответственности перед общиной и умении находить компромисс между постановлениями Галахи и требованиями времени.

 
 

:

1839 — (9 Сивана 5599) В Иерусалиме умер раввин Исраэль бен Шмуэль Ашкенази из Шклова

Был магидом (общественным) проповедником в белорусском городе Шклове. В 5557 /1797/ году, в возрасте двадцати семи лет, раби Исраэль пришел к Виленскому Гаону и стал его ближайшим учеником в последний период его жизни. Раби Исраэль вспоминал: "Всевышний удостоил меня постоянно видеть лицо царя в его повседневной жизни – последние полгода, до того, как он был призван в Небесную Ешиву. И я удостоился служить ему, как раб царю, последние двадцать дней перед его кончиной: много раз я читал ему и учился вместе с ним, и не отступал от него ни на шаг – до тех пор, пока он не был забран от нас" (Предисловие к книге Биур Агра). После смерти Виленского Гаона, последовавшей в месяце тишрей 5558/1797/ года, раби Исраэль возвратился в Шклов, где в течение десяти последующих лет продолжал свою деятельность в качестве общественного проповедника и преподавателя Торы. В эти годы он по просьбе сыновей Гаона обрабатывал его рукописи, подготавливая к печати примечания Гаона к алахическому кодексу Шульхан арух. Эти краткие заметки были сделаны Гаоном, в основном, на полях самого кодекса, для себя. Они включали не только редакционную правку и библиографические указания, но и многочисленные законодательные решения – по многим вопросам Гаон полемизировал с величайшими из мудрецов прошлых веков: Рифом, Рамбамом и, даже с раби Йосефом Каро, составителем Шульхан аруха. При подготовке примечаний к печати было необходимо, тщательно изучив источники, расшифровать многие сокращения и дополнить пропущенные слова, а порою и части фраз. В 5563/1803/ году раби Исраэль издал в шкловской типографии примечания Гаона к разделу Орах хаим (Образ жизни), а в 5566/1806 году – к разделу Йорэ деа (Наставляющий знанию). В большинстве современных изданий кодекса Шульхан арух эти примечания, озаглавленные Биур Агра (Разъяснения Гаона раби Элияу), печатаются рядом с основным текстом – они тщательно иузчаются в ешивах и широко используются раввинами для установления законодательных норм. В 5569/1809 году раби Исраэль осуществил свою давнюю мечту; вместе со своей семьей и группой последователй Гаона он отправился на Святую Землю. Еще Виленский Гаон в последние годы своей жизни советовал ученикам оставить Европу. Он предупреждал раби Исраэля, что "на мир надвигается великий духовный смерч, и возникнут особые проблемы с воспитанием сыновей и дочерей – и уцелеть удастся быть может, лишь на Земле Израиля (р. Дов Элиах, Агаон с.472)". Прибыв на Святую Землю в самом начале 5570/1810/ года, они поселились в Цфате, где уже существовала община "литваков", основанная раби Менахемом-Мендлом из Шклова, старшим другом раби Исраэля. В Цфате раби Исраэлю удалось создать ешиву, в которой углубленно изучались Талмуд и кодекс Шульхан арух – вместе с недавно изданными примечаниями Виленского Гаона. Раби Исраэль поддерживал дружеские отношения и с последователями раби Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе), живущими в Цфате, - он даже принял некоторых из них в свою ешиву (Сарей амеа 6:7). Спустя всего лишь несколько месяцев раби Исраэль был вынужден вернуться в Европу с целью сбора средств для цфатской общины. "Мне было очень тяжело покидать нашу Святую Землю, к которой я уже привязался и которую полюбил больше всего на свете, - вспоминал впоследствии раби Исраэль, но я видел, что приехавшие сюда лишены всякого пропитания. И тогда я поднялся и в конце зимы 5570 года, после Пурима, отправился в Акко, а оттуда в Стамбул. Вследствие войны русских с турками, которая велась в те дни, морские ворота России были закрыты, и мне пришлось добираться сушей, через бескрайние степи и высокие горы. ...На пути долгих скитаний милосердный Б-г избавил меня от многих бед и опасностей – и, в конце концов, привел к дому нашего наставника раби Хаима из Воложина" (Толдот хохмей Йерушалаим ч.4). Посетив целый ряд общин Белоруссии, Литвы и Польши, раби Исраэль при помощи раби Хаима из Воложина организовал постоянный фонд для поддержки поселенцев в Земле Израиля. В 5572/1812/ году, воспользовавшись своим пребыванием в литовском крае, раби Исраэль издал в минской типографии свой комментарий на один из наиболее сложных трактатов Иерусалимского Талмуда – Шекалим. В основу этого комментария он положил рукописные заметки Виленского Гаона, находившиеся в его распоряжении. В своем комментарии раби Исраэль помогал читателю разобраться в "тайнописи" Гаона. В предисловии к этой книге он отмечал, что заметки Гаона "были написаны очень и очень кратко, ... поскольку он их делал исключительно для себя". По этой причине "главы поколения даже собирались спрятать его заметки, ведь тот, кто еще не научился свободно плавать океане Талмуда и не исследовал рукописное наследие Гаона с необходимым усердием и прилежанием, - тот наверняка обнаружит в этих заметках места, на первый взгляд, противоречащие друг другу, а также мнения, противоречащие словам мудрецов прежних поколений и даже словам Талмуда. Но такое впечатление будет иллюзорным, проистекающим от неведения и от ограниченности ума". В 5573/1813/ году раби Исраэль возвратился в Цфат в самый разгар губительной эпидемии, скосившей около трети еврейского населения города. Взяв с собой семью, раби Исраэль бежал от эпидемии в Йерушалайм, но уже в пути умерла его жена, а по прибытии в Йерушалаим, - семнадцатилетний сын. Чуть позднее мор скосил восемнадцатилетнюю дочь и ее мужа, оставивших после себя маленького ребенка. Последними жертвами эпидемии стали два его младших сына и дочь. На попечении раби Исраэля остались лишь единственная уцелевшая дочь и внук-младенец. Однако, не прошло много времени, как, заразившись от кого-то из умерших, раби Исраэль тоже тяжело заболел. И тогда, обращаясь с молитвой ко Всевышнему, он дал обет: если он излечится, то напишет книгу, посвященную заповедям, выполнение которых возможно лишь на Земле Израиля. Вскоре после выздоровления раби Исраэль получил известие о том, что его родители, остававшиеся в Цфате, погибли во время происшедшего там землетрясения (Предисловие к книге Пеат ашульхан; Гдолей адорот). После завершения эпидемии раби Исраэль возвратился в Цфат и спустя некоторое время вторично женился. В 5576/1816/ году он был избран главою цфатской общины – после того, как ее прежний руководитель, раби Менахем-Мендл из Шклова, окончательно переселился в Йерушалаим. Кождое утро, после молитвы, раби Исраэль давал урок по очередному листу Талмуда и по недельной главе Торы с комментарием Раши – так, чтобы его ученики смогли за год завершить изучение Пятикнижия, а за семь лет – изучение всего Талмуда (Корот аэйтим). В месяце хешване 5591/1830/ года, стремясь приблизить приход Машиаха, раби Исраэль направил специального посланца на поиск "десяти потерянных колен" народа Израиля. Когда сведения о том, что "потерянные колена" скрываются в пустынях Йемена, дошли до раби Исраэля, он попытался сразу установить с ними связь – ведь, согласно предсказанию мидраша, "в будущем евреи из колен Йеуды и Биньямина отправятся к десяти коленам, чтобы привести их в Землю Израиля и удостоиться вместе с ними эпохи Машиаха" (Ялкут Шимони, Шир аширим 1). Раби Исраэль направил в Йемен своего представителя, раби Баруха из Пинска, снабдив его письмом к правителю разыскиваемых колен. В этом послании излагалась история евреев, начиная с той поры, когда колено Йеуды и часть колена Биньямина разлучились с остальными коленами, и до времени Виленского Гаона. В заключение письма раби Исраэль выражал надежду, что приезд учеников Гаона на Землю Израиля станет первой волной всеобщего возвращения. Три года спустя он получил письмо, в котором его посланец сообщал о первых контактах, установленных с представителями "потерянных колен", однако вскоре после этого, в месяце шват 5594/1834/ года, раби Барух из Пинска был убит по приказу арабского правителя Йемена, и его миссия осталась незавершенной (Везэ шаар ашамаим с. 229-230). Раби Исраэль не раз выручал свою общину от нависшей опасности. Летом 5594/1834/ года арабы и друзы Земли Израиля восстали против египетского паши, отвоевавшего страну у турок. Восставшие осадили крупные города, где были еврейские общины, - Йерушалаим, Хеврон и Цфат. Восьмого сивана они овладели Цфатом, однако, следуя приказу раби Исраэля, евреи успели уйти из города и укрылись в соседней горной деревне Эйн-Зейтим. Повстанцы разграбили еврейский кваратал, в числе прочего они разгромили еврейскую типографию и рассыпали набор новой книги раби Исраэля, над которой он напряженно работал в течение последних двадцати лет – книги Пеат ашульхан (Край стола), которую он дал обет написать, находясь на пороге смерти в дни эпидемии. Несмотря на заставы, установленные повстанцами на дорогах, раби Исраэлю удалось переправить письма с просьбой о помощи в Бейрут, где располагались консульства европейских государств, - ведь евреи Цфата были выходцами из российской империи и поэтому по-прежнему находились под ее патронажем. Под дипломатическим нажимом эмир Ливана направил свои войска на помощь цфатскому гарнизону, и осада с города была снята (Сарей амеа 6:8; Везэ шаар ашамаим с. 207-208). В 5596/1836/ году книга Пеат ашульхан, наконец вышла в свет. В ней раби Исраэль изложил концепцию Виленского Гаона по поводу особых заповедей Земли Израиля – в первую очередь, связанных с сельскохозяйственным трудом и землепользованием. "Многочисленными страданиями я приобрел почетное право прожить на этой земле вот уже двадцать семь лет, - писал он в предисловии к этой книге. - ...С того дня, как я поселился здесь, в святом наделе Всевышнего, я пережил страх и мор, войны и голод. ...Но, полагаясь на Б-га, я всегда обретал спасение и поддержку, и всеми своими силами я служил народу Святой Земли, направляя, с Б-жьей помощью, свою святую общину". В 5597/1837/году, когда Цфат был разрушен новым землетрясением, сам раби Исраэль находился в Йерушалаиме – однако большая часть его семьи погибла. Тысячи евреев были погребены под обломками своих домов. Большинство уцелевших в этой катастрофе преселилось в Йерушалаим. Раби Исраэль также остался в Йерушалаиме и возглавил ашкеназскую общину святого города. Он построил новый дом молитвы, вокруг которого объединились выходцы из Цфата. Эта синагога была названа Суккат шалом (Куща мира). Предание свидетельствует, что в Йерушалаиме раби Исраэль удостоился открытого чуда. В год засухи запасы хлеба закончились и община находилась на пороге голодной смерти. В довершение всех бед община не получила денежной поддержки, ожидаемой из Европы. Перед праздником Песах раби Исраэль созвал старейшин общины, чтобы обсудить положение, - ведь евреи даже не могли испечь мацу для выполнения заповеди. После этого собрания ему сказали, что его ожидают несколько арабских купцов. Арабы сообщили, что им удалось купить большую партию зерна, и они готовы перепродать весь товар. Раби Исраэль объяснил им, что сейчас не располагает деньгами, но, к его удивлению, купцы заявили, что готовы положиться на честное слово раввина. Не попросив даже аванса, они передали раби Исраэлю зерно и сазали, что вернутся за деньгами позднее. Община было спасена от гибели,- а "арабские купцы", которых так ждал получивший деньги из Европы раби Исраэль, никогда уже вернулись (Маасей авотейну, Микец). Раби Исраэль из Шклова умер девятого сивана 5599 /1839/ года, находясь на лечении на водах Тверии. Похоронен в Тверии.

 - ученик Виленского Гаона, один из руководителй ашкеназской общины Земли Израиля.
 

:

1844 — (4 Сивана 5604) Во Франции отменена присяга more judaico

Особая форма судебной присяги для евреев (Juramentum more Judaico, присяга по еврейскому обряду) при тяжбах с христианами впервые, возможно, была введена Юстинианом I в 531 г. Эта присяга, которой присягающий призывал на себя проклятия за ложные показания, в раннем средневековье произносилась на иврите, что как бы освящало ее и подчеркивало ее силу. Позднее ее произносили и на других языках, в том числе и на идиш. Восходящая к концу 10 в. формула гласит: Во имя Яхве, Господа предков наших, который сотворил небо и землю и провел нас через Чермное море в Землю обетованную, я присягаю, что не лгу. И если выяснится, что я солгал, да поразит меня проказа, как она поразила Гехази и Наамана, и да буду я проклят, как священник Эли, и да разверзнется земля и поглотит меня живым, как Датана и Авирама. Позднее в текст присяги вводились еще более тяжкие виды проклятий и даже упоминалась вина евреев в распятии Иисуса. Обряды, сопровождавшие принесение еврейской присяги, долгое время носили характер явного издевательства. Так, в некоторых странах присягающий, имея на теле только набедренную повязку и власяницу, стоял в луже воды, держа в руках свиток Торы. В других местах евреи приносили присягу, стоя на шкуре свиньи или ягненка. Борьба представителей еврейской общественности за отмену присяги привели постепенно к замене ее во всех странах Европы (например, в Нидерландах — 1818 г., России — 1859 г., Пруссии — 1869 г. и только в Румынии — 1912 г.) формулой присяги именем Бога Израиля без унизительных заклятий и обрядов. www.eleven.co.il

.
 

:

1880 — (12 Сивана 5640) Высочайше утверждено мнение государственного совета России, которым воспрещено евреям, за исключением лиц, имеющих ученые степени, водворяться в области Войска Донского.
 

:

1899 — (13 Сивана 5659) В Нью-Йорке открылся дом для работающих девушек, построенный по инициативе Клары де Гирш, пожертвовавшей на это 600000 долларов. Дом предоставлял нуждающимся крышу над головой, при нём была организована школа для эмигрантов.
 

:

1919 — (22 Ияра 5679) Парламент Румынии принял закон, по которому гражданство евреям предоставлялось лишь после подачи заявления в суд; автоматически получали гражданство только участники Первой мировой войны и их семьи.
 

:

1920 — (5 Сивана 5680) Еженедельная газета "The Dearborn Independent", купленная Фордом в ноябре 1918 года, опубликовала первую статью, разоблачающую экономическое господство евреев. Следующая статья разоблачала политическое могущество, находящееся в руках группировки со странным названием "All-Judaan" ("Всеиудейское [общество]". Нарисованная в статье картина завершалась на очень мрачной ноте: Далее

"All-Judaan" имеет свои вице-губернаторства в Лондоне и Нью-Йорке. Отомстив Германии, это общество готово к завоеванию других стран, Оно уже контролирует Великобританию, Россия еще сопротивляется, но ее шансы крайне малы. США с их общеизвестной терпимостью представляются многообещающей целью. Театр военных действий меняется, но евреи остаются прежними во все времена". В конце июня газета "The Dearborn Independent" начала цитировать "Протоколы сионских мудрецов", которые отныне стали ее главным аргументом. В то же время фонд Форда договорился с частным сыскным агентством и организовал разведывательную сеть, в которую под кодовыми именами вошли доктор Хьютон, Наталия де Богори и многие другие русские эмигранты; один из них, Сергей Родионов, отправился в путешествие в Монголию, чтобы найти там еврейский оригинал "Протоколов". Другие детективы принялись за поиски секретной линии связи, по которой Луис Брандес передавал свои распоряжения в Белый дом. Воображаемые ужасы пастора Сименса остались далеко позади. Более того, новые версии поддерживались тем, не имеющим себе равных, доверием, которым было окружено имя Форда. Американское издание "Протоколов" было опубликовано в августе 1921 года. "Протоколы" распространялись в каждом клубе, в каждой газете, их получили все члены Конгресса, они находились в руках тысяч людей. Их обсуждали во всех сачонах и во всех социальных кругах. Осенью 1920 года размах антисемитской кампании впервые побудил крупные еврейские организации, светские и религиозные, нейтральные и сионистские, объединиться, чтобы успешнее справляться с "самой серьезной проблемой, когда-либо возникавшей перед американским еврейством". ЛЕОН ПОЛЯКОВ ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА ЭПОХА ЗНАНИЙ (см. 1 декабря)

 
 

:

1926 — (9 Сивана 5686) Ишув. В здании гимназии Герцля в Тель-Авиве состояля премьерный спектакль нового театра «Охел» — «театр рабочих Эрец-Исраэль», созданный в 1925 г. М. Халеви. «Охел» входил в систему учреждений культуры Хистадрута, где театр рассматривался как одно из средств для строительства еврейского государства. В 1969 театр был закрыт.
 

:

1930 — (24 Ияра 5690) Ишув. Всеобщая забастовка против ограничения алии.
 

:

1936 — (1 Сивана 5696) Теракт. Арабами обстреляны автобусы на дороге Тель-Авив - Иерускалим. На этот раз обошлось без жертв.
 

:

1937 — (12 Сивана 5697) При еврейской общине Вильно создан «комитет помощи пострадавшим (в погроме) евреям в Бресте», который возглавлял Я.Выгодский. В него вошли члены правления и представители хозяйственных союзов, свободных профессий (союза ремесленников, купцов, врачей, дантистов и т.д.)
 

:

1941 — (25 Ияра 5701) Шоа. Евреям Хорватии предписано носить отличительный знак в виде жёлтой звезды.
 

:

1942 — (6 Сивана 5702) Шоа. Польский БУНД отправил в Лондон отчёт об убийствах евреев. 26 июня об этом рассказало радио ВВС. Союзники никак не отреагировали.
 

:

1948 — (13 Ияра 5708) Война за Независимость. Египтяне взяли Вифлеем.
 

:

1948 — (13 Ияра 5708) Резолюция ООН о прекращении боевых действий в Палестине. Израиль поддержал, арабы выступили против.
 

:

1948 — (13 Ияра 5708) Война за Независимость. Дневник Цви Зиппера (см. 12 декабря ): "Мы попытались пробиться в Яд-Мордехай, наш бронетранспортер засек “Спитфайр” и мы попрыгали на землю, прижались к ней животами, а этот ублюдок пикировал на нас, его пулеметы вспарывали землю маленькими фонтанчиками прямо у меня под боком, а мы все стреляли и стреляли ему в лицо, будь ты проклят, умри, ублюдок, потом он с ревом устремляется на тебя и ты видишь пламя, направленное на тебя. Потом он улетает, а ты, задыхаясь, лежишь на земле, сплевывая пыль и ругаясь, потому что у нас еще нет самолетов и зениток, и мы просто лежим на земле, а их пушки рушат наши дома, и нам приходится залечь под землей и ждать темноты, когда мы сможем выйти и нанести удар. И мы наносим удар за ударом. Ночь за ночью, мы проникаем за линии укрепления, пробираемся в их лагеря, получить разведданные, совершить саботаж, подорвать что-нибудь, мы наносим удар за ударом каждую ночь и проводим подкрепление и боеприпасы до Яд-Мордехай. Они даже не знают, что мы были там, бывало и такое, что мы проползали меж их пушек и возвращались обратно без единого выстрела!"
 

:

1948 — (13 Ияра 5708) Война за Независимость. С целью захвата арабской деревни Тантура — последнего оплота арабов в прибрежной полосе Хайфы - бойцами бригады "Александрони" начата операция "Порт", продолжалась 2 дня. Была захвачена Тантура, что привело к прекращению атак арабов на отрезке шоссе Хайфа — Зихрон-Яаков.
 

:

1954 — (19 Ияра 5714) Израиль предоставил ООН отчет о 37 пограничных инцидентах с Иорданией, спровоцированных ею с 30 марта по 11 мая.
 

:

1958 — (3 Сивана 5718) Израиль. Создан профсоюз учителей с академическим образоваением, впоследствии - старших классов.
 

:

1967 — (12 Ияра 5727) Израиль. Заседание Кнессета по поводу враждебных действий Египта: "Войны не хотим, но, видимо, придётся". Друзский депутат Д. Муадди прямо назвал закрытие Тиранского пролива Египтом актом объявления войны. Египет объявил о военном союзе с Ираком.
 

:

1967 — (12 Ияра 5727) Египет объявил о своём решении закрыть Тиранский пролив для израильских судов, а также для судов других стран, доставлявших в Израиль «стратегические грузы». Свобода судоходства через пролив базировалась на Женевской конвенции 1958 года, гарантами которой были главные морские державы. Закрытие этого жизненно важного торгового пути, по которому в Израиль поступала почти вся импортируемая нефть, было актом войны. Ни США, ни Англия не выполнили своих обязательств по поддержанию свободы судоходства.
 

:

1970 — (16 Ияра 5730) Теракт. Автобус со школьниками из мошава Авивим на севере Страны обстелян ракетой, 12 детей погибли, 19 ранены.
 

:

1981 — (18 Ияра 5741) Торжественный день открытия синагоги в Хевроне.
 

:

1986 — (13 Ияра 5746) Израиль. Зохар Гиндель, директор Консультативного бюро по развитию городов Министерства труда, сообщил Комитету по внутренним делам Кнессета, что в декабре 1985 года численность галилейских арабов превысила численность евреев (355 тыс. человек против 352 тыс.), причем ситуация «ухудшается». 15 мая 1986 года в газете Йедиот Ахаронот вышла статья под заголовком «Существенный рост численности неевреев в Тель-Авиве». 30 июня 1986 Дов Фридландер написал в газету "Хаарец" толковое письмо. Оценив различные демографические сценарии, он уныло замечает: «В области демографической политики не существует решения проблемы крупного и растущего арабского населения». Демография

По данным статистики на сентябрь 2005 года население Израиля составляло 6 990 700 человек, из них 5 313 800 - евреи (76% всего населения), 1 377 100 - арабы (19.7%). Еще 299 800 человек отнесены к категории «другие». Эти и многие другие сведения опубликовало 19 сентября, в преддверии еврейского нового года Рош а-Шана Центральное статистическое управление (ЦСУ) Израиля. Согласно отчету, сохраняется тенденция к уменьшению доли еврейского населения в общей численности населения страны: евреев по сравнению с 2000 годом стало меньше на 1.8%, мусульман, напротив, больше на 1.1% (последних в Израиле 1 140 600 человек). В Израиле насчитывается также 146 400 христиан, в том числе 118 700 арабов. Количество друзов - 115 200. Людей без определенного вероисповедания - 272 200. В конце 2005 года в Израиле пребывало 178 000 иностранцев. Темп прироста населения в 2005 году - 1.8%. 86.5% увеличения населения обеспечивалось естественным приростом. Если в начале девяностых годов положительное сальдо миграции в Израиль составляло 56%, то в 2005 году - только 13.5%. Прирост населения в еврейском секторе в 2005 году не изменился по сравнению с предшествующим периодом и составил 1.5% в год. В арабском секторе население увеличивалось значительно более быстрыми темпами - 3%, в христианском - 1.4%, в друзском - 1.9%. Плотность населения Израиля продолжает расти и в 2005 году достигла 305 человек на кв.км. Для сравнения: в Швейцарии, равной по территории Израилю, средняя плотность населения 62 человека на кв.км. Плотнее других районов заселен центр страны - 1 932 человек на кв.км. На юге гораздо просторнее - 70 человек на кв.км. При этом в Бней-Браке плотность населения достигает 19 871 человек на кв.км, в Бат-Яме – 15 816, Гиватаиме – 15 216, Кирьят-Моцкине – 10 463, Рамат-Гане – 9 725. Наименьшая плотность населения в Иерухаме – 223, и Араде – 250 человек на кв.км. В канун праздника Рош а-Шана 2006 года население Израиля составляет 7 077 000 человек, из них 5 368 700 - евреи. Кроме того, в стране насчитывается 1 402 000 арабов и 306 300 представителей других конфессий. Согласно отчету ЦСУ, евреи и израильтяне, относящиеся к третьей категории («представители других конфессий») составляют 80% населения страны - 5 700 000 человек, соответственно, арабы - 20%. За первые 6 месяцев 2006 года население Израиля увеличилось на 118 000 человек. Темп прироста населения составил 1.7% - столько же, сколько и в предыдущем году. В Израиль репатриировалось в этом году 19 тыс человек, количество новых репатриантов не изменилось по сравнению с предыдущим годом. 43% репатриировались из СНГ, 17% из Эфиопии, 13% из Франции. В Израиле родилось в этом году 140 000 детей - на 10 000 меньше, чем год назад. В преддверии наступающего 2007 года Центральное статистическое бюро (ЦСБ) сообщило: численность населения Израиля составляет 7.100.000 человек. Об этом писала 28 декабря газета Jerusalem Post. Согласно данным ЦСБ, чуть более двух третей населения страны (76%) составляют евреи (5.313.800 человек), 20% – арабы (1.377.100) человек, оставшиеся проценты поделили представители других этнических общин. Отмечается также, что в 2006 году в Израиль репатриировались 19.900 человек. Накануне Дня независимости 2 мая 2006 года ЦСБ уже сообщало, что население Израиля перевалило за 7 миллионов человек. По-прежнему сохраняется тенденция сокращения еврейского большинства – с 2000 года доля еврейского населения уменьшилась на 1,8%. В то же время доля мусульман увеличилась с 2000 года на 1,1%. Доля христиан в населении страны (включая арабов-христиан) не изменилась, так же как и доля друзов, а вот доля людей, не относящих себя ни к одной религии, выросла на 0,7%. Темпы роста населения за последние 3 года не изменились, и составляют 1,8% в год. При этом 86,5% роста населения приходится на естественный прирост, а 13,5% - на репатриацию. Темпы роста еврейского населения составили 1,5% в год, мусульманского – 3%, друзского – 1,9%, а христианского – 1,4%. Темпы роста мусульманского населения постоянно снижаются. В среднем арабская женщина стала рожать 4 ребенка, по сравнению с 4,7 ребенка в последние десять лет. 2007 год. Накануне еврейского нового года – Рош ха-Шана – Центральное статистическое бюро Израиля опубликовало данные о населении страны. В стране живет 7,2 млн. человек, из которых примерно 5,5 млн. (76 %) – евреи, 1,4 млн. арабов (около 20%) и 300 тысяч – "других", в основном это репатрианты из бывшего СССР, не имеющие религиозной принадлежности. Израиль – сравнительно молодая страна: процент детей и молодежи в возрасте от 0 до 14 лет составлял 28%, в то время как в развитых западных странах это показатель обычно около 17. Примерно 3,7 млн. жителей Израиля – уроженцы страны. Среди евреев 34% - "сабры", 39% - выходцы из Европы и Америки, 15% - из Африки, 12% - из Азии. Средняя продолжительность жизни мужчин в Израиле 78,5 лет, женщин – 82,2 года. Статистика репатриации: 2007 - самый "неурожайный" год за последние 20 летЧисло репатриантов, которые прибыли в Израиль в 2007 году, составило 18.129 человек, что является рекордно низким показателем за последние 20 лет, сообщает Центральное статистическое управление (ЦСУ). По сравнению с 2006 годом, в минувшем году общие темпы репатриации снизились на 6%. 2007 год. В Иерусалиме отрицательная миграция еврейского населения - в 2006 году столицу покинуло 17.3 тыс жителей-евреев, а переселилось в нее из других населенных пунктов только 10.9 тыс. Эти и другие данные были приведены в опубликованном 14 мая специальном отчете Центрального статистического управления (ЦСУ), посвященного 40-летию воссоединения Иерусалима. Согласно отчету, Иерусалим - самый большой город Израиля как по площади (126 тыс дунамов), так и по численности населения – 732.1 тыс человек, из них 469.4 тыс иудеев (64%), 239.1 тыс мусульман (32%), 14.7 тыс христиан (2%) и 8.7 тыс жителей (1%) неустановленного вероисповедания. В 1948 году население Иерусалима составляло 83 984 человека. С воссоединением города в 1967 году население столицы увеличилось сразу на 66 тыс человек (среди них 53.8 тыс мусульман). Основная масса иерусалимцев, покинувших столицу в 2006 году, переселилась в Тель-Авив - 1 660, Маале-Адумим - 1 450, Бейт-Шемеш - 1 400. Основная масса переселившихся в столицу переехала из Тель-Авива - 800, Бней-Брака - 700, Бейт-Шемеша - 650.

 
 

:

2002 — (11 Сивана 5762) Теракт в Ришон ле-Ционе, у городского парка, 2 погибших, 41 ранен.
 

:

2006 — (24 Ияра 5766) Израиль. Ночью в городском парке Нетании произошел конфликт между двумя группами молодежи: уроженцами Израиля и новыми репатриантами из Эфиопии. Все началось со словесной перепалки, которая быстро переросла в массовую драку. Один из участников воспользовался ножом, кроме того, в ход пошли разбитые бутылки.
 

:

2012 — (1 Сивана 5772) Израиль. В Хайфе открылся восьмой по счёту всеизраильский фестиваль лучших виноделов и сыроделов Страны, на котором был представлен огромный ассортимент вин, сыров, оливкового масла, шоколада. Среди участников - винодельческие фирмы и хозяйства Асиф, Бутик ха-Галиль, Беньямина, Баркан, Вина Сегаль, Кармель, Тишби, Табур. Сыродельческие предприятия: Ханокед, Мин ха-Адама, Беэри, Дотан, Якобс, Наама Свидан, Эз Иврит. Фестиваль продолжался три дня.
 

: