Календарь на 2-е мая

-1312 — До н. э. (6 Сивана 2448) Дарование евреям Торы на горе Синай при Исходе из Египта. Этот день стал праздником Шавуот.
 

Метки:

1212 — (28 Ияра 4972) Землетрясение в Израиле. Толчки ощущались по всей Стране от реки Иордан до Египта. Особенно в заливе Акаба. [По - Д.Амиран, «Кадманиот» (Древности) №111]
 

Метки:

1605 — (24 Ияра 5365) Погром в австрийском городке Bisenz.
 

Метки:

1860 — (10 Ияра 5620) Родился Т. Герцль

Вокруг имени Теодора (Биньямина-Зеэва) Герцля витает множество мифов, и, ставший легендарным, образ его сделался символом сионистского движения. Он родился в Будапеште и вырос в Вене, и сам был миниатюрным изображением нового европейского еврея-ассимилянта, освобождённого от традиций и еврейских обрядов и обычаев. Его дед, Симон Лейб Герцль был соблюдающим традиции евреем и преданным учеником рабби Йехуды Алкалая- духовного наставника ХОВЕВЕЙ ЦИОН. Отец Теодора, Иаков, и его мать, Жанетт, уже не соблюдали обычаев. Хотя Теодор прошёл церемонии обрезания и БАР-МИЦВЫ, его преданность иудаизму была поверхностой. Он не знал иврит и был несведущ даже в элементарных обычаях и традициях Израиля. Когда ему было 18 лет, семья поселилась в Вене, где он и прожил всю жизнь. В молодости проявлял способности к литературе. Уже будучи доктором права Венского университета, расстался с юриспруденцией, так как, по его словам ,сказаным позже, -еврей в Австрии никогда не смог бы занять пост судьи-. Герцль был заурядным драматургом, достойным внимания журналистом, человеком привлекательной внешности и внушительной осанки. Его рост, высокий подбородок, пронзительный взгляд и большая чёрная борода, в совокупности с его личной учтивостью, интеллигентностью и аурой значительности сделали из него харизматическую личность. Ещё в начале 1890-х Герцль сам выступал за обращение всех молодых евреев в христианство, как за единственное решение антисемитизма и ЕВРЕЙСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В 1895г. газета НОВАЯ СВОБОДНАЯ ПЕЧАТЬ направила его специальным корреспондентом в Париж на процесс Альфреда Дрейфуса, обвиненного в измене родине. Журналист Герцль имел свободный допуск в зал суда. Юрист по образованию, он сразу понял, что обвинения бездоказательны, и увидел предвзятость антисемитского суда. Герцль слышит, как французская толпа, собравшаяся на площади Инвалидов, ревет: Смерть евреям!. Нет, не СМЕРТЬ ДРЕЙФУСУ, что было бы относительно логичным, поскольку его считают виновным, а именно СМЕРТЬ ЕВРЕЯМ - всем евреям за предполагаемое преступление одного из них! И этот рев того самого французского народа, который столетием раньше впервые в Европе дал евреям равные права с остальными гражданами(уместно вспомнить слова Наполеона: Обращение с евреями в любой стране — термометр её цивилизованности). Именно на суде Дрейфуса ассимилированный австрийский еврей Теодор Герцль осознал, что единственное решение ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА состоит в создании государства, которое защитит евреев от антисемитизма. Не в силах прийти в себя, он за несколько недель написал на своем родном немецком языке брошюру-программу, которую назвал ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Эта тоненькая книжечка стала СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ сионизма. 1896 году она вышла на немецком, английском, французском, русском языках и на иврите. Вот несколько пророческих фраз из нее: -Во всех местах нашего проживания мы чистосердечно пытались смешаться с другими народами - но они не хотят нас. Напрасно мы были верными патриотами. Напрасно мы будем приносить принимающему нас народу кровавые жертвы, в двояком смысле этого выражения. Напрасно мы трудились, чтобы возвеличить имя стран, где мы родились, научными свершениями и творениями искусства, приумножить их богатства торговлей и промышленностью - мы все равно считались чужими-. Далее Герцель критически рассмотрел попытки решения еврейского вопроса. Он доказал несостоятельность массового перехода в христианство, ассимиляции путем смешанных браков и эмиграции. Он показал, что просвещение не в состоянии искоренить предрассудки из массового сознания народов. Единственный выход, по мнению Герцля - это еврейское государство. У доктора Герцля не было глубоких знаний истории еврейского народа. Он не знал о попытках возвращения в Сион, предпринятых прошлыми поколениями. Он также не знал, что за несколько лет до него появились книги, обсуждающие восстановление Израильского царства, и даже была создана организация, целью которой стало осуществление этой идеи. Ибо после первых погромов 1881 года многие евреи России пробудились от иллюзий, что и они, подобно евреям Западной Европы, удостоятся равноправия. В эти же недели он начинает издавать свою газету, которая выходит до самой его смерти. Благодаря этой газете мы знаем о беседах, о встречах Герцля, в частности, в первые месяцы 1895 года. Когда он рассказывал друзьям о своей идее создания еврейского государства, некоторые серьезно беспокоились о его душевном состоянии и советовали обратиться к психиатру. Герцль был человеком действия. То, что он сказал в печати, теперь он воплощал в жизнь. Он разослал повсюду призыв к евреям собраться вместе, чтобы начать создавать еврейское государство. Еврейская национальная идея, обсуждавшаяся до тех пор в небольших и невлиятельных группах, стала предметом жарких дебатов в широких кругах. Воодушевлённая поддержка, которая поступала из различных мест – равно как и критицизм и насмешки – подтвердила инстинктивное чувство Герцля, что идея была жизнеспособной. Сама знатность его личности, внешность человека, который был подобен древним пророкам и казался равным великим государственным деятелем своего времени, придали резонанс словам Герцля, и он был особенно волнующим для широких масс евреев в Восточной Европе, поскольку он был ЗАПАДНИКОМ, вернувшимся к своему народу. Многие евреи инстинктивно чувствовали, что Герцль предлагал единственное практическое решение еврейской проблемы. Родина, по сути, была возможна, и евреи должны были начать делать невозможное возможным. Герцль созвал на встречу еврейских лидеров, чтобы обсудить концепцию новой родины. Поэтому, Герцль организовал сионистское движение на Первом Сионистском Конгрессе таким образом, что собравшиеся почувствовали ауру еврейского парламента во время работы, и он сделал из своего президентства в движении что-то напоминающее роль главы правительства или премьер-министра. Первый Сионистский Конгресс собрался в Базеле, Швейцарии, в августе 1897г. и посреди всеобщего энтузиазма принял следующую формулировку свой цели: -Сионизм стремится создать для еврейского народа дом в Палестине, охраняемый общественным правом-. В итоге, Первый Сионистский Конгресс привёл в напряжение еврейский мир, особенно восточноевропейских евреев. Некоторые части еврейства спорили по поводу сионизма и его целей, но, начиная в 1897г., никто не мог игнорировать его. Летом 1902г. Герцль встретился в Лондоне с Лордом Ротшильдом, а позднее с Джозефом Чемберленом, колониальным секретарём. Эти встречи зародили идею, что еврейская колония может быть основана, под покровительством и защитой Британии, в Восточной Африке. Это место называлось Уганда, оно находилось неподалёку от границ сегодняшней Кении. Название Уганда тогда означало некоторое число племенных земель в Восточной Африке, где британское проникновение – сначала миссионерское, а затем коммерческое и военное – продолжалось с 1870-х по 1880-х годов и изначально не преуспело. В 1901 г. сонная болезнь погубила около 250 000 человек среди местных племён. Герцль не знал этих деталей, когда Британский Колониальный Секретарь, Джозеф Чемберлен, впервые заговорил с ним об этом месте. Уганда не была Сионом. Герцль знал это. Однако, до тех пор, пока Эрец Исраэль была недосягаема, преследуемый народ нуждался во временном убежище. Сопротивление со стороны старых -догерцлианских- сионистов ожидалось, но оно оказалось острее и шире, чем прогнозировалось. По сути, оно открыло накопившиеся старые недовольства значительной части движения, особенно со стороны молодёжи. Дела в сионизме велись таким образом, который был далёк от демократии. Угандский план расколол сионистское движение. Восточноевропейские евреи под предводительством Хаима Вейцмана восстали против Герцля. Для них сионизм имел только одно значение – Иерусалим и Земля Израиля. Придерживаясь этой позиции, они отражали чувства широких масс еврейства. Герцль пытался успокоить оппозицию и подчёркивал свою продолжительную преданность тому, что он называл -единственной страной, где наш народ сможет найти покой-. Но он чувствовал, что раскол едва ли можно будет сгладить. Так, большинство сионистов – особенно из России, где евреи страдали больше всего – не хотели никакой части Уганды. Они понимали то, что Герцль лишь смутно ощущал; только Святая Земля может удовлетворить их, только Иерусалим может быть их столицей. В конце концов, сионизм был больше, чем просто национализмом – он был связан с приходом Мессии. Ничто, кроме Палестины, не могло подойти. Герцль чувствовал себя сломленным этим поражением.... Важно помнить, что на всём протяжении жизни Герцля, Землёй Израиля правили турки и не позволяли Герцлю установить политическую точку опоры на этой земле. Пытаясь обеспечить Уганду, Герцль только хотел спасти жизни евреев, а теперь те самые евреи, которых он пытался спасти, отвернулись от него... Если бы он смог именно тогда посетить Россию, он мог бы быть удивлён тем, что увидел там: он стал самым известным и любимым евреем своего времени; его фотографии висели в рамках на стенах еврейских домов по всей Восточной Европе; о нём даже говорили, как о СОВРЕМЕННОМ МЕССИИ. 03 июля 1904г., в возрасте 43 лет, Герцль умер. Он буквально истощил себя в неистовых усилиях основать еврейское государство. Весь еврейский мир скорбел. Герцль стал Отцом современного сионизма. Останки Герцля были перенесены из его венской могилы и повторно преданы земле на Горе Герцль в Иерусалиме правительством Израиля. В своём Дневнике он писал: -Если бы я мог подвести итог конгрессу несколькими словами... ими бы были: В Базеле я основал еврейское государство. Если бы я сказал их сегодня, в ответ мне бы раздался всеобщий смех. Вероятно, через пять лет, и, несомненно, через пятьдесят, его увидит каждый -. Герцль был недалёк от истины. Пятьдесят один год спустя Государство Израиль было провозглашено! К сожалению, Герцль не дожил до этого времени, чтобы увидеть, как это произошло. И всё же, до конца своей жизни он преследовал свою единственную великую цель: найти дом для еврейского народа. АНАСТАСИЯ МОНРО www.isramir.com

  - отец политического сионизма, свой деятельностью проложивший путь к созданию государства Израиль.
 

Метки:

1878 — (29 Нисана 5638) В Киеве, на Подоле открылась ювелирная мастерская Иосифа Маршака

Иосиф Абрамович Маршак (1854-1918) родился на Киевщине в с. Игнатовка, что на р. Ирпень. Был старшим в небогатой семье Абрама Исаковича и Фени Лазаревны, имевших пятерых сыновей и дочку. В 14 лет стал учеником в одной из киевских ювелирных мастерских, потом помощником мастера. Женился в 19 лет. Вполне вероятно, что именно приданое жены 100 рублей дало возможность открыть собственное дело. Возглавлял клуб «Бриллиант» общественное профессиональное объединение ювелиров, граверов и часовщиков, созданное в январе 1913 года в Киеве. Имел трех дочерей и пятерых сыновей. Жена умерла в августе 1917 года, ровно за год до смерти мужа. 2 мая 1878 года, как вспоминал в своих мемуарах сын ювелира Александр, было самым счастливым днем в жизни Иосифа Маршака сельского парня из многодетной семьи, который сызмальства, обладая явным художественным дарованием, мечтал открыть собственную ювелирную мастерскую. К мечте шел через экзамены на звание мастера, добывание специального разрешения ремесленной управы цехов на производство золотых и серебряных предметов именно в столице губернии Киеве. И, наконец, открыл собственную мастерскую на Подоле. Сначала работал сам, без учеников и помощников. Разве что иногда помогала жена Лия (Иосиф рано женился). Через год мастер переезжает в более респектабельное место Крещатик, 4, наняв у швейцарца Верле, продававшего швейцарские часы, две комнаты (беспроигрышный маркетинговый ход разместить новый бизнес возле известного и популярного). После чего через некоторое время постоянные клиенты Целестина Верле и просто богатая публика стали постоянными посетителями и мастерских Маршака, где все делалось по индивидуальному заказу. Качество и хороший сервис быстро сделали имя новому ювелиру ежегодно количество индивидуальных заказов росло. Увеличился и штат мастерской теперь хозяину помогали три ученика и один подмастерье. За первые четыре года в мастерской Маршака было изготовлено 7 фунтов украшений из золота (1 фунт 433 г. Ред.). Здесь также работали с серебром (работа с разными ценными металлами означала, что это мастерская высокого класса). Через какое-то время мастерская Маршака заняла ведущее место на ювелирном рынке города, где на границе столетий насчитывалось 92 заведения, которые производили больше чем половину золотой и пятую часть серебряной продукции в Юго-Западном крае Российской империи. Рост бизнеса вынудил Иосифа почти полностью оставить личное участие в изготовлении украшений и непосредственно заняться организацией производственного процесса. В первую очередь нужно было совершенствовать активы и менеджмент. Маршак посещает ювелирные выставки Москвы и Петербурга, беря с собой лучших художников мастерской. А в 1890 году едет в путешествие за границу, чтобы ознакомиться с ювелирным делом в Европе. Посещает Всемирную выставку в Париже, затем некоторые промышленные центры Германии. Впечатления от путешествий воплощались в конкретные проекты (обновление оборудования, материалов, повышение квалификации рабочих, более производительная организация труда). В 1891 году в каменном доме на Крещатике, 8 появилась фабрика золотых и бриллиантовых изделий Иосифа Маршака (художественно-гравировальные работы, традиционные украшения из благородных металлов и ценных камней), где работало уже 46 рабочих. Наконец открылся и собственный магазин, в котором продавали не только изделия с клеймом «И. Маршакъ» (золотые и серебряные жетоны, портсигары, медали), но и изысканные украшения московских и петербургских ювелиров. Общая стоимость 1500 предметов, которые продавались в то время в магазине, составляла 27 918 рублей. 5300 украшений на сумму 39 908 рублей в этом же году Маршак отправляет в ювелирные магазины России и Польши. Он стремится завоевать рынок империи. Маршак приглашал к сотрудничеству художников из Петербурга, Парижа, закупал лучшее сырье: золото в Гамбурге, Берлине, Париже, серебро в Москве, платину в Петербурге. Значительно расширил ассортимент. Кроме ювелирных украшений фирма выполняла художественные работы по золоту и серебру бытового направления, а также индивидуальные заказы. Дела на фабрике шли успешно. В 1896 году фабрика изготовила 7 пудов только золотых изделий (1 пуд 16 кг. Ред.) в 40 раз больше, чем четырнадцать лет назад. Маршак активно участвовал в ювелирных выставках, где его изделия отмечались высокими наградами медаль с почетным дипломом на Всемирной выставке в Чикаго (1893), золотая медаль на Всемирной выставке в Антверпене (1894), наивысшая награда «Почетного отзыва» на сельскохозяйственной и промышленной выставке в Киеве (1897). В 1899 году на фабрике Маршака вспыхнул пожар убытков было нанесено на сумму 155 475 рублей. Пострадали два пятиэтажных флигеля и другие фабричные сооружения. Однако сокрушительным ударом, как кому-то, возможно, было выгодно, пожар не стал. Помещения быстро отремонтировали, оборудование установили лучше поврежденного: самые современные токарные и шлифовальные станки с электрическими двигателями, плавильные печи и вентиляторы. Открыли даже новые цеха чеканный, гальванопластики, рисовально-скульптурный. Дело переросло в семейное: брат Иосифа Маршака Израиль, который 23 года проработал на фирме, из них восемь ювелирным мастером, стал помощником заведующего фабрики. Помогала, вероятно, и жена Иосифа Лия Файвишивна (Елизавета Федоровна) на фабрике был ее кабинет. В 1900 году изделия фабрики Маршака были отмечены серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1902 году золотая медаль на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге, в 1905-м наивысшая награда (Гран-при) на выставке в Льеже. Периодически фабрика получала заказы из-за границы. Маршак решает диверсифицировать бизнес. В 1908 году он выкупает у Верле часовую торговлю (вместе с помещением магазина) и, присоединив ее к общему делу, открывает на фабрике часовой цех. Предприятие стремительно росло. 250 кв. метров общая площадь только производственных помещений. Количество рабочих в 1913 году составляло 126 человек. А годовой выпуск золотых и серебряных изделий достиг объема в 189 727 рублей. Фабрика вместе с магазинами занимала несколько усадеб на Крещатике 2, 3, 4, 5, 8. Страховая оценка зданий достигала 682 500 рублей. На этом взлете Маршак пережил еще несколько форс-мажоров. В октябре 1905 года во время еврейских погромов он вынужден был увольнять рабочих. Участие большинства мастеров в забастовках 1917 года часто приводило к остановке производства. Однако именно Маршак единственный из владельцев ювелирных предприятий Киева удовлетворил требования бастующих рабочих, увеличив им жалованье до 45% (требования рабочих достигали 5060%). С началом Первой мировой войны выпуск ювелирных изделий пришлось сократить: фабрика начала также изготавливать разнообразные детали к ручным бомбам и телефонным трубкам. Организация труда на предприятии Маршака отличалась корпоративностью. Хозяин, в частности, стремился, чтобы рабочие чувствовали себя настоящей семьей. Например, если работники фирмы вступали в брак, он давал невесте приданое с условием, что пара останется работать на фабрике. В администрации работали преимущественно те, кто вырастал с фирмой. Кроме воскресных дней и двунадесятых праздников (в соответствии с постановлением городской думы), выходными были каждая суббота, 9 дней на Пасху, по 3 дня на Новый год и судные дни, четыре дня на Суккот, по одному дню на Пурим и Тешебиов. Рабочий день длился с 8.00 до 18.00 с обязательным полуторачасовым перерывом на обед. После назначения Израиля Маршака помощником заведующего и при его содействии, рабочий день был сокращен до 9 часов 40 минут. Однако дисциплина была строгой. Действовала система штрафов. За курение в неположенном месте 1 руб., столько же стоило хамство по отношению к служащим, а также появление на работе в нетрезвом виде. Во время рабочего дня знакомые или родственники не должны были наведываться к рабочим фабрики можно было поплатиться рублем. Нарушение тишины (в рабочее время нельзя было вставать с места, подходить к другим, поднимать шум) обходилось рабочему в 75 копеек. Опоздание на 1030 минут стоило 30 копеек, а к половине рабочего дня 50 копеек. Заработок зависел от того, как давно и кем работал на фабрике рабочий. В различные времена суммы составляли от 3 до 10 рублей (для сравнения: в 1905 году 1 фунт говядины на Бессарабке стоил 20 копеек. Ред.). Закончив работу, мастер обязательно должен был сдать остатки полученного материала, изделие, которое изготавливал, рабочую рубашку и нарукавники, а руки вымыть с мылом в специальной посудине, чтобы «смыть» драгоценную пыль и стружку, которые потом переплавлялись и опять шли в дело. Маршака могут добрым словом помянуть современные феминистки: он был первым предпринимателем, который доверил филигранный труд ювелира женщинам, выполнявшим кропотливую ручную работу по изготовлению тоненьких цепочек, шлифовке изделий. На предприятии Маршака использовался и детский труд (рабочий день для несовершеннолетних заканчивался на три часа раньше, чтобы дети могли посещать школу). Немало земляков обращалось к Маршаку с просьбой «взять в науку» сына или дочку. За время работы фирма вывела в люди более 300 учеников. Фабрика была практической школой для молодых ювелиров. Были и такие, кто с легкой руки учителя организовали свое дело (в 1906 году Бриль и Гершман открыли фабрику на углу Крещатика и Прорезной). 2 мая 1913 года в честь 35-летнего юбилея фабрики рабочие поднесли хозяину коллективно выполненный серебряный поднос, по краям которого были вычеканены рабочие инструменты и вигравированы инициалы каждого мастера. Сам Иосиф Абрамович по случаю праздника пожертвовал 5000 рублей в фонд обеспечения быта старых мастеров фирмы на случай потери ими работоспособности. А главное открыл при фабрике ремесленную школу, взяв на себя расходы по содержанию. В тот же день на общественные пожертвования был открыт фонд на обустройство школьных мастерских. Состоялось и открытие образовательной школы для евреев «Хедер». В сентябре 1911 года в губернскую столицу приехал Николай II. В его честь состоялась премьера спектакля в оперном театре. Иосиф Абрамович Маршак, купец первой гильдии, получил специальное официальное приглашение на празднества. Город заранее готовился к приему царя. Земские управы заказали Маршаку серию оригинальных подарков для самодержца. Выделялись оригинальностью серебряные подносы, украшенные литыми и чеканными накладками. Уникальным был подарок киевского богача С. Могилевцева цесаревичу Алексею Николаевичу серебряная модель Педагогического музея, открытие которого было приурочено к приезду царя. В миниатюре ювелир повторил рельефный фриз фасада сооружения. Поражала филигранность выполнения декоративного убранства: карниз, балконные решетки, обрамление окон, парапет. Все эти шедевры были выполнены на фабрике Иосифа Маршака. Вообще знаменитый ювелир славился оригинальными творениями. Долго говорили о серебряной модели парохода «Держава» (1897 год, выставка в Киеве). Миниатюрное судно имело корпус, трубы, каюты, фонари, спасательные шлюпки и круги точь-в-точь как на обычном лайнере. К тому же исправно работали лопасти двигателя, а специальная машина осуществляла спуск и подъем якоря. Техника литья была секретным ноу-хау фирмы Маршака. И именно литые изделия из серебра и платины принесли наибольшую славу Маршаку равного ему не было в империи. В юбилейный, 35-й для фабрики и 300-й для дома Романовых, год (1913) Маршак подает «прошение» царю о разрешении стать поставщиком ювелирных изделий царского двора или же хотя бы ставить клеймо на своих изделиях с двуглавым орлом символом империи. Но ответа не получил. В июле 1918 года Иосиф Маршак составил завещание, в котором распределил капитал между своими детьми, назначил выплаты помощи мастерам и служащим, выделил средства для содержания школы и училища при фабрике, позаботился о приданом для девушек, которые работали на фирме. Созданная при фабрике ремесленная школа должна была называться именами учредителя и его жены. Но это завещание осталось невыполненным. Киевская ювелирная фабрика Иосифа Маршака была национализирована. Немало драгоценностей переплавлено во времена гражданской и Второй мировой войн. Сыновья Александр и Владимир работали вместе с отцом, а после его смерти пытались продолжить дело за границей. Однако фабрику возродить не удалось, только открыли магазин в Париже. В 1997 году в Киев приезжал Даниэль Маршак внук славного ювелира, который хотел в Париже открыть семейный музей. Приехал в поисках хоть каких-нибудь изделий фабрики деда. Но, к сожалению, практически ничего не сохранилось, разве что, возможно, как семейные драгоценности. Только несколько подносов и столовых предметов из серебра можно увидеть в Музее драгоценностей и в Музее истории Украины в Киеве.

 , изделия которого приравнивались по мастерству к произведениям Фаберже.
 

Метки:

1886 — Дневник доктора Х. Хисина, одного из пионеров заселения Эрец-Исраэль: "Праздник Песах мы провели очень весело. Среди колонистов вошло в обыкновение в праздники совершать прогулки по колониям. На этот раз колония Экрон в полном своем составе сделала визит Гедере. С экронцами мы живем особенно дружно, так как они отличаются большой простотой и радушием. <…> Так беззаботно и искренне веселиться, как в Гедере, не могут ни в одной колонии. Заметив празднично разодетую, пеструю толпу экронцев на ослах, мулах и запряженных волами повозках, мы очень обрадовались и поспешили навстречу гостям, и с обеих сторон среди выстрелов раздались приветственные клики: «Да здравствует Экрон! Да здравствует Гедера! Ура!» Так как в домике не было для всех места, то на открытом воздухе были устроены столы и сиденья, зашипели самовары, появилось вино, и вскоре все уже пело, плясало, обнималось".
 

Метки:

1919 — (2 Ияра 5679) "Еврейский погром на Большом Фонтане , учиненный одесскими красноармейцами. Были Овсянико-Куликовский и писатель Кипен. Рассказывали подробности. На Б. Фонтане убито 14 комиссаров и человек 30 простых евреев. Разгромлено много лавочек. Врывались ночью, стаскивали с кроватей и убивали кого попало. Люди бежали в степь, бросались в море, а за ними гонялись и стреляли,— шла настоящая охота. Кипен спасся случайно,— ночевал, по счастью, не дома, а в санатории «Белый цветок». На рассвете туда нагрянул отряд красноармейцев.— «Есть тут жиды?» — спрашивают у сторожа.— «Нет, нету».— «Побожись!» — Сторож побожился, и красноармейцы поехали дальше. Убит Моисей Гутман, биндюжник, прошлой осенью перевозивший нас с дачи, очень милый человек". (Иван Бунин "Окаянные дни")
 

Метки:

1935 — (29 Нисана 5695) Художник Иосиф Будько стал новым директором Школы искусств и ремесел в Иерусалиме Бецалель. Будко - живописец и график. Традиционное еврейское образование, полученное Будко в юности, и религиозная среда, в которой он воспитывался, наложили своеобразный отпечаток на его творчество. Искусству учился в Вильно и Берлине, где с 1912 г. был учеником Г. Штрука. В 1933 г. Будко поселился в Эрец-Исраэль. Темы творчества Будко определялись еврейской средой, в которой он вырос и которую вновь обрел в Иерусалиме. Следует отметить вклад Будко в современное еврейское искусство в области иллюстрирования еврейских книг. Кроме отдельных рисунков к произведениям И. Л. Переца, Шалом Алейхема, Шалома Аша, Д. Фришмана и Ш. И. Агнона, Будко создал серии иллюстраций к монументальным литературным произведениям. Из этих серий особенно известны иллюстрации к пасхальной Хаггаде (1916–17), Библии (1920), «Рабби из Бахараха» Г. Гейне (1921) и к юбилейному изданию сочинений Х. Н. Бялика (1923).
 

Метки:

1939 — (13 Ияра 5699) Ишув. Методом "Ограда и башня" основан кибуц Далия.

Расположен в Галилее в 30 км к юго-востоку от Хайфы, находится под юрисдикцией регионального совета Мегиддона. В 2006 году насчитывал 737 жителей. Создан путем объединения двух общин, связанных с Шомер Hatzair. Первая "BaMa'ale", состояла из евреев Румынии и Трансильвании. Многие из них прошли подготовку в области сельского хозяйства и промышленности в их странах. Первые иммигранты прибыли в Израиль в 1933 году, обосновавшись в основном в Магдиил, Кфар-Malal, Хадар Ramatayim. Они работали в сельском хозяйстве и на других временных работах в ожидании разрешения Еврейского агентства организовать постоянное поселение. Вторая "BaMifne" состояла из выходцев из Германии. Прежде чем иммигрировать, большинство из них закончили подготовку в области сельского хозяйства в Дании, в то время как другие учились в Германии, Франции и Англии. Первые представители общины тоже эмигрировали в 1933 году. Они работали в сельском хозяйстве, в основном по уходу за огородами, в строительстве и докерами в Хайфском порту. Занимались энергичной культурной и общинной деятельности. Раз в месяц организовывали походы в кино или театр, и каждые три недели шли пешком в кибуц Эйн Шемер слушать политические лекции. Решение объединить эти две группы принято в секретариате Шомер Hatzair 26 апреля 1939 года. Несколько дней спустя, 1 мая, обе группы поселились в Рамат Менаше строить независимый кибуц самостоятельно. Таким образом, мечты первопроходцев были реализованы. В начале участники поставили свои палатки в "Мигдале", временном лагере, названном "Migdalia". Летом 1940 года началось строительство постоянных жилищ возле Daliat-Эль-Ruha, арабской деревни, земля которой была куплена Еврейским национальным фондом. Только одна смоковница стояла в районе поселка, а на окружающих склонах были лишь камни. В кибуце насчитывалось 160 взрослых и 14 детей. Почвы вокруг были бедны и каменисты. Единственным источником воды был источник в Daliat-Эль-Ruha, который давал 3 кубических метра воды в час. Большая часть земли находилась на крутых склонах, непригодных для земледелия. Люди сначала занялись подготовкой почвы путем удаления камней, высадкой деревьев и огородов. Эксперты утверждают, что надежды на будущее сельского хозяйства в этом районе было мало. Несмотря на тяготы жизни, и негативные мнения экспертов, участники не теряли надежды. Они жили на родине, упортно трудилсь, нарушая привычный пейзаж, искали альтернативные виды заработка, создали, например, к кузнечную мастерскую, магазины, которые уже имелись во временных поселениях. Кузница превратилась в завод "Арад", потом появилась фабрика мыла и моющих средств. Таким образом члены кибуца Далия стали пионерами в кибуцной промышленности. Между тем усилия по подготовке почвы продолжались. После каждой вспашки происходило повторное удаление камней. Более 600 дунамов (600000 кв. м.) были засажены соснами, кипарисами и рожковыми культурами. Почвились плантации яблок, слив, оливок, винограда, из которого делалось вино, стали разводиться овцы, молочные коровы для доения, появилась птицеферма и пасека. Тем не менее, воды было недостаточно воды для всего хозяйства, так что борьбу за существование кибуц вёл постоянно. Но даже в таких трудных условиях проводились культурные мероприятия: фестиваль народных танцах, праздники урожая, в 1947 году второй танцевальный фестиваль был проведен в естественном амфитеатре возле кибуца. На этом фестивале участвовали несколько сотен танцоров, а наблюдали около десяти тысяч человек со всей страны. В 1950 бурением на глубине 374 метра была обнаружена вода рядом с амфитеатром для танцевального фестиваля, источник поставлял 300 куб м./час. Эта вода используется и сегодня. Она существенно измененила характер сельского хозяйства и перспективы развития поселения. Газоны, сады и рощи были спасены, и голая земля постепенно превращалась в зелёный ковёр. Появились новые и консолидированы старые промпредприятияПромышленные предприятия. В 1950 году было создано "Harei Эфраим", региональное учебное заведение. Даль стал первыйм кибуцем, подключенным к Интернету (первоначально через 128 кбит / с линии Frame Relay), в июле 1996 года. Далия - единственный в Израиле кибуц, где добровольцы необходимы только для работы в течение пяти дней в неделю, вместо обычных шести. В результате этого кибуц является очень популярным среди тех добровольцев, которые хотят помочь Стране.

 
 

Метки:

1943 — (27 Нисана 5703) Восстание Варшавского гетто. Из рапортов бригаденфюрера СС Йоргена Стропа: Ход большой операции: "2.05.43. Найдено 27 бункеров... Среди раненых - 4 немецких полицейских, 4 польских полицейских"(см. 19 апреля )
 

Метки:

1951 — (26 Нисана 5711) Начала 5-дневных боёв в районе Тель-Мутила близ озера Кинерет. Подробнее

В 51-ом там не было НАХАЛя, и вообще не было израильских ОП (опорных пунктов) с постоянным присутствием. Сирийцы заняли саму высоту Тель-Мутила и 2 пустых ОП на нейтральной территории: "Шефех" и "Дмут". Их присутствие на Тель-Мутила было обнаружено 2 мая, когда они обстреляли патруль из состава 34-го батальона (погибло четверо солдат). На помощь им была отправлена рота из состава батальона "Гидъон" (13-й(?) батальон, "Голани"), проводившая учения поблизости. К ночи сирийцев выбили с Тель-Мутила , но на утро обнаружили, что сирийцы все еще удерживают два ОП. В районе был сосредоточен "Гидъон" в полном составе, и при поддержке пары 120-мм минометов и пары "Спитфайров" ВВС (последние оказали чисто психологическую поддержку - огня они не открывали "по политическим соображениям") наступление продолжилось. 3 мая сирийцы были выбиты из ОП "Шефех", 4-го го наблюдатели ООН обьявили о прекращении огня, но поскольку сирийцы все еще удерживали ОП "Дмут", ЦАХАЛ продлжил атаковать. 5-го "Дмут" был взят, а 6-го бои прекратились окончательно. "Голани" потеряла 40 человек убитыми и 72 ранеными, 34-й батальон - 3 убитыми (тут непонятно: ибо всего, т.е. всех - в нападении на патруль, а еще один солдат, погибший при нападении, был из состава посланной на помощь роты из состава "Гидъон", либо в дополнение к тем четырем, и тогда общее число потерь - 47 человек). Комбатом в этом бою был Рехавам Зеэви, последняя атака 6 мая была во многом нарушена из-за массового растройства желудка у солдат после субботнего хамина. Цифры потерь засекретили. Была также комиссия, которая провела расследование, вскрыла недостатки и сделала - и его результаты оказали огромное положительное влияние на пехоту в ЦАХАЛе. 1) В пехоту стали призывать гораздо больше людей, имеющих полное среднее образование. 2) Была создана школа подготовки младших командиров в условиях, приближенных к боевым. 3) Были внесены изменения в ТОЛь и снаряжение. 4) Было увеличено количество учений. www.War Online.org

 
 

Метки:

1951 — (26 Нисана 5711) Начался частный визит премьер-министра Израиля Бен-Гуриона в США, во время которого он встретился с президентом Трумэном, будущим президентом, а тогда конгрессменом, Дж. Ф. Кеннеди. В Мэдисон-Сквер-Гардене участвовал в благотворительной акции с целью сбора средств для Израиля.
 

Метки:

1962 — (28 Нисана 5722) В автокатастрофе погибла жена Ариэля Шарона

В 1953 году двадцатипятилетний офицер Ариэль Шарон встретил девушку своей мечты. Ее звали Маргалит, что в переводе с иврита означает "Жемчужина". И действительно, Маргалит была красавицей необыкновенной. Да еще - такое сочетание встречается крайне редко - одновременно и умницей. Она с отличием окончила университет по специальности "психология". Впервые он ее увидел в университетском саду. Позже они так будут рассказывать историю своего знакомства. Ариэль: "Она сидела на лавочке и читала литературный журнал... Я влюбился в нее с первого взгляда". Маргалит: "А я влюбилась в него с первого слова, потому что обожаю поэзию, а Ариэль, не успев узнать мое имя, тотчас же начал декламировать стихи...". Надо сказать, что поэзия вошла в жизнь Шарона еще в детские годы благодаря его родителям, обожавшим стихотворное слово. Тогда, увидев Маргалит в саду университета, Шарон прочитал ей четверостишие малоизвестного цикла "Палестина", который еще в юности написал никто иной, как Самуил Яковлевич Маршак, позже ставший знаменитым детским писателем: "По горной царственной дорорге вхожу в родной Иерусалим И на святом его пороге Стою смущен и недвижим". Еще Маршак вошел в историю как блестящий переводчик Шекспира на русский язык. Шарон неплохо знал английский язык, похуже русский, на котором говорили его родители, но некоторые сонеты Шекспира он декламировал своей Жемчужине сразу на трех языках. Маргалит в шутку говорила, что из-за Шарона она "изменила великому Фрейду и полюбила поэтов, величие которых она чувствовала, но понимала не всегда". Ариэль и Маргалит решили пожениться через неделю после своего знакомства. И, по словам Шарона, все годы недолгой семейной жизни с Маргалит он был "смущен" тем счастьем, которым она его одарила. В 1956 году у супругов Шарон родился сын. Они назвали его Гуром. Шарон очень любил сына, и никакие самые неотложные дела не могли заставить его вечером не посидеть у кроватки ребенка. Грозный генерал рассказывал Гуру сказки. Даже отсутствуя в Израиле, Шарон, тем не менее, звонил вечером сынишке и рассказывал ему на ночь какую-нибудь байку. Благодаря своему мужу Маргалит узнала и полюбила русскую и советскую поэзию. При расставаниях они говорили друг другу скорее в серьез, чем в шутку: "Хаке ли, ани ахзор". Эта фраза - перевод на иврит первой строчки знаменитого стихотворения Константина Симонова "Жди меня". "Жди меня, и я вернусь," -- говорили друг другу Ариэль и Маргалит. И они ждали. Очень ждали. Маргалит страшно волновалась, когда ее муж уходил на военные операции. Она боялась за своего бесстрашного Ариэля, но однажды именно Маргалит ушла туда, откуда никогда не возвращаются. Шарон долго не мог оправиться от ее гибели. Мир казался расколотым на мелкие кусочки. В одно мгновение Ариэль Шарон стал вдовцом, а Гур сиротой. Через годы, делясь пережитым с близким другом, журналистом Ури Даном, Шарон сказал, что его тогдашнее состояние очень точно выражено в стихах израильской поэтессы русского происхождения Леи Гольдберг: "Этот дом давно уже пуст, и в очаге - зола. Хозяин к нему забыл тропу, Хозяйка его ушла". Магалит была не только хозяйкой дома Шарона. Она владела его душой... боевой генерал, обязанный командовать подчиненными, привыкший повелевать на работе, дома преображался в ласкового и трепетно любщего супруга. После смерти Маргалит, Шарон в свои 34 года почувствовал себя глубоким стариком. В этот труднейший момент жизни его очень поддержала Лили - родная младшая сестра Маргалит. Через некоторое время Лили стала женой Ариэля Шарона.

 Маргалит.
 

Метки:

1968 — (4 Ияра 5728) Израиль. Парад в честь 20-й годовщины Независимости наблюдали 600000 граждан Страны.
 

Метки:

1968 — (4 Ияра 5728) Израиль. В Стране появилось обычное телевидение. Отмечался 20-летний юбилей страны, и первыми кадрами, которые увидели телезрители, стали кадры с военного парада в Иерусалиме.
 

Метки:

1969 — (14 Ияра 5729) Израиль. Отряд спецподразделения "Эгоз" Армии Обороны Израиля обнаружил и вступил в бой на западном склоне горы Хермон с группой боевиков. Один из них был убит, остальные бежали в Ливан. Это было первое проникновение в Страну арабских террористов из Ливана.
 

Метки:

1980 — (16 Ияра 5740) Теракт. В Хевроне арабы напали на группу студентов ешивы из Кирьят-Арбы, возвращавшихся после субботней молитвы, были убиты 6 и ранены 17 человек.
 

Метки:

1990 — (7 Ияра 5750) Погром в Андижане. Сгорели 32 квартиры, принадлежавшие евреям. Погромщики заявили, что пока только грабят, потом будут и убивать.
 

Метки:

2004 — (11 Ияра 5764) В Газе убиты Тали Хатуэль и четверо её детей, дочерей возрастом от 2 до 11 лет. 25 сентября ракетной атакой уничтожен М. Шейхаль-Халиль, виновный в гибели семьи Хатуэль.
 

Метки:

2005 — (23 Нисана 5765) В деревне Цайда погиб старший сержант Армии Обороны Израиля Д. Талесников из подразделения Шаетет-13.
 

Метки:

2007 — (14 Ияра 5767) В Израиле наблюдалось не такое уж редкое, но величественное природное явление – пылевая буря. Высота «пыльного вала» составила свыше 1 км. В Тель-Авиве буря началась около 14:30, к нам на юг она добралась 45 минут спустя. В Негеве в связи с натиском стихии всем экстренным службам была объявлена повышенная готовность, но в итоге все обошлось.
 

Метки: