Календарь на 27-е апреля

-1312 — До н. э. (1 Сивана 2448) Через семь недель после исхода из Египта, еврейский народ прибыл к горе Синай, где пять дней готовился к получению Торы. "В день Рош-Ходеш Сиван – в первый день третьего месяца после исхода из Египта, сыны Исраелевы пришли в Синайскую пустыню и остановились лагерем у подножья горы. В течение нескольких недель странствования по пустыне под защитой Б-га с повседневными чудесами, такими, как «манн» и перепела, чудесное опреснение воды, поражение Амалейка и переход через Чермное море, евреи все более проникались ощущением близости Б-га. Их вера в Б-га укреплялась с каждым днем, пока они не дошли до состояния святости, дружбы между собой и единства, никогда ранее не достигнутых никаким другим народом". Источник
 

Метки:

1293 — (19 Ияра 5053). Умер Меир бен Барух из Ротенбурга

Его отец Барух носил почетный титул ха-рав, дававшийся в тот период выдающимся ученым, преимущественно — главам иешив; в респонсах Меир бен Барух упоминает двух своих дядей и 12 других родственников, также носивших этот титул. Уже в возрасте 12 лет в Вюрцбурге Меир бен Барух стал учеником известного талмудиста рабби Ицхака бен Моше. После шестилетнего обучения в иешиве рабби Ицхака, а также у рабби Шмуэля бен Менахема, Меир бен Барух отправился в Майнц, где продолжал изучение Талмуда у рабби Иехуды бен Моше ха-Кохена, а затем — во Францию, к великим тосафистам Шмуэлю бен Шломо из Фалеза и Иехиэлю бен Иосефу из Парижа. Меир бен Барух был во Франции, когда в 1240 г. оба его учителя-тосафиста участвовали в диспуте о Талмуде с отступником Николаем Донином; спустя два года он стал свидетелем публичного сожжения Талмуда, что побудило его к написанию элегии «Шаали сруфа ба-эш...», включенной впоследствии в кинот (скорбные песнопения) на Девятое ава по ашкеназскому ритуалу. После этого события Меир бен Барух вернулся в Германию и через несколько лет обосновался в Ротенбурге, где прожил более 40 лет. Слава Меира бен Баруха как непревзойденного авторитета в талмудических вопросах распространилась по всей Германии и соседним странам, а основанная им школа привлекала многочисленных учеников. Возникший в 1249 г. конфликт между еврейскими общинами Богемии и Моравии по вопросу о налогах был передан на разбирательство Меира бен Баруха, что свидетельствует о его авторитете величайшего ученого своего поколения. Почти полвека Меир бен Барух фактически представлял верховную апелляционную инстанцию раввинских судов в германских и прилегающих землях и был арбитром в конфликтах между общинами и частными лицами. К Меиру бен Баруху обращались и известные раввины из Германии, Австрии, Богемии, Италии, Франции, даже Испании. Сохранилось около тысячи респонсов Меира бен Баруха, что превышает общее число сохранившихся респонсов всех остальных тосафистов. Подавляющее большинство респонсов Меира бен Баруха посвящено имущественным вопросам, наследованию, брачным контрактам, проблемам коммерции и налогов, опекунству и общинному управлению. Более 80 респонсов по вопросам публичного права и общинного управления содержат четкую формулировку идей охраны прав личности, необходимости согласия членов общины на введение новых законов, ограниченного характера права большинства и коллективной ответственности. Эти принципы, выработанные на основе традиционного еврейского права, нашли в респонсах Меира бен Баруха наиболее универсальное выражение, а также усилили позиции простых членов франко-германских еврейских общин в управлении ими и, возможно, повлияли на формирование муниципального и цехового самоуправления у неевреев. Респонсы Меира бен Баруха собирались, переписывались и изучались поколениями и оказывали влияние на кодификаторов последующих столетий. Меир бен Барух внес определенные изменения в молитвенный ритуал и религиозный минхаг, установил многие обычаи, которые позднее приняли евреи Центральной и Восточной Европы. Влияние Меира бен Баруха на жизненный уклад и общинную организацию распространялось через его учеников, следовавших за ним повсюду (дома, в школе, в синагоге) и оставивших записи своих наблюдений над его поведением, привычками и отправлением обрядов. Впоследствии они включали эти записи вместе с халахот Меира бен Баруха в свои галахические труды. Многие из учеников Меира бен Баруха стали со временем лидерами еврейских общин в Германии, Австрии и Богемии и виднейшими раввинистическими авторитетами. Галахические труды ряда учеников Меира бен Баруха, в первую очередь, Ашера бен Иехиэля и его сына Я‘акова бен Ашера, основанные на халахот и респонсах Меира бен Баруха, способствовали распространению его идей в Испании и повлияли на ряд концепций сочинения Шулхан арух, а труды других его учеников («Мордехай», «Хаггахот Маймунийот» и др.) легли в основу работ Моше Иссерлеса, включившего в Шулхан арух ашкеназские обычаи. С восшествием в 1286 г. на германский престол Рудольфа I Габсбурга на евреев страны был наложен дополнительный налог, означавший радикальные перемены в статусе и реальном положении немецкого еврейства. Евреи, формально считавшиеся «рабами казны» (servi camerae), не только зависели от императора, но и пользовались его покровительством. Новый налог превращал их и все их имущество в личную собственность императора. Ответом на это был массовый исход евреев из Германии, вождем которого стал Меир бен Барух. Он был арестован и заточен в тюрьму, сначала в Вассербурге, а затем — в Энзисхейме. Попытки еврейской общины добиться его освобождения даже путем колоссального выкупа оказались безуспешными, так как император рассчитывал, что глубокая преданность евреев своему учителю и лидеру заставит их согласиться на уплату налога. Меир бен Барух не мог пойти на такую сделку. Он умер в заточении, и его останки не выдавали евреям для погребения вплоть до 1307 г., когда евреи выкупили их за большую сумму и похоронили в Вормсе.

- раввин, ученый-талмудист и тосафист
 

Метки:

1821 — (25 Нисана 5581) В первый день православной Пасхи патриарх Константинопольский, обвиненный властями в причастности к восстанию, был повешен в греческом квартале Стамбула на воротах кафедрального собора. Присутствовавший при казни великий везир Али-паша Бендерли, заметив в толпе нескольких евреев, насмешливо промолвил, обращаясь к ним: «Добро пожаловать, евреи! Вот перед вами повешенный враг, наш и ваш! Приказываю вам бросить его в море!» Смертельно напуганные Мутал, Бишатчи и Леви не посмели ослушаться приказа великого визира и потащили труп патриарха к набережной. Из-за того, что они согласились это сделать, греки впоследствии уничтожили несколько еврейских общин. Пострадало около 5 тыс. человек.
 

Метки:

1881 — (28 Нисана 5641) Погромы в городе Ананьев Херсонской губернии и в Конотопе (продолжался 3 дня, один еврей был убит), где евреи предприняли попытку организовать самооборону.
 

Метки:

1910 — (18 Нисана 5670) В Киеве родилась Рут Алиав-Клугер (Ruth Aliav-Kluger) - единственная женщина в организации Мосад-алия-Бет, занимавшейся переправкой нелегальных эмигрантов из Европы в Эрец-Исраэль накануне Второй мировой войны, выполняла разведовательные функции в Египте во время войны, служила в Мосаде до второй половины 50 лет. Умерла в кибуце Мишмар ха-Емек 19 февраля 1980 года.
 

Метки:

1912 — (10 Ияра 5672) Утвержден устав Гомельского общества Еврейских Детских Колоний. Подробнее

В 1912 г. члены общества организовали подписку на пожертвование средств и до конца года собрали 1 000 руб. Еще 175 руб. поступило от организации пароходной экскурсии по р. Сож в Ченки. Средства общества шли на приобретение инвентаря, земли для постройки собственного помещения для отдыха детей. В 1913 г. председателем правления был И.С. Добкин, членами правления: Е.А. Дунаевская, Г.М. Мерперт, М.Г. Навяжская, М.С. Скутельский, Ц.С. Цейтлина, Е.И. Конторов. Цель общества – укрепление здоровья детей бедных классов еврейского населения города Гомеля. Дачи для детей находились в Новобелице, на участке леса княгини И. Паскевич. В летнее время на средства общества там отдыхали дети, дышали свежим лесным воздухом, хорошо питались и укрепляли свой организм. С началом Первой мировой войны при обществе детских колоний открылись два отдела: один под названием «Ясли» /приют для детей/, второй – «Питательный пункт для детей запасных и беженцев». «Ясли» были открыты в сентябре 1914 г. В них содержалось до 70 человек, приют посещало 58 детей. «Ясли» работали ежедневно с 8 утра до 6 часов вечера. День в приюте: игры, пение, хороводы, ручной труд /плетение, раскрашивание картинок, рисование/, завтраки, обеды, ужины. «Питательный пункт» открылся в ноябре 1914 г. Ежедневно обедало 220 детей из семей солдат призванных в армию без различия их национальности. Ежемесячный расход на питание составлял до 400 рублей. Питательный пункт находился на Кузнечной улице в доме Еврейского общества помощи бедным и работал с 11 до 13.30 дня. http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer14/Rajsky1.php

 
 

Метки:

1913 — (20 Нисана 5673) В Атланте (штат Джорджия) еврей Лео Франк признан виновным в убийстве Мэри Фэган и приговорён к смертной казни Подробнее

Дело Лео Франка — судебный процесс, проходивший в 1913 году в Атланте, штат Джорджия, и вызвавший большой резонанс в обществе. В результате судебного процесса американский еврей Лео Франк был осуждён на смертную казнь на основании сомнительных доказательств. Франк, выпускник Корнелльского университета и управляющий карандашной фабрики был обвинен в изнасиловании и зверском убийстве работницы фабрики 13-летней девочки Мэри Фэган. Прямых улик против Лео обнаружено не было, а показания полицейских изобиловали противоречиями. Тем не менее, 29-летнего Франка признали виновным. Решающими для судьи оказались показания единственного свидетеля, чернокожего рабочего Джима Конли (существует версия, что преступником был он. Губернатор штата помиловал Франка (что стоило ему политической карьеры), заменив смертную казнь на пожизненное заключение. Однако вскоре Лео Франк был похищен из тюрьмы и повешен группой граждан. См. 17 августа 1915 года

 
 

Метки:

1919 — (27 Нисана 5679) Гражданская война. Погромы. Город Цибулев, Липовецк. уезда, где до первого погрома насчитывалось 2.000 евреев и 20.000 христиан, заняла банда Сокар-Дременчука в 50 чел. и в тот же час начали громить еврейские квартиры. Взято 100.000 руб. контрибуции. Далее

26-го мая 1919 г. город захватила банда Сокола, грабила евреев. На другой день громила банда Махамеда. 27-го августа 1919 г. город ограбила банда Волынца. 1 убитый, много изнасилованных. 3-го сентября вошла банда Сокола, пробыла 4 дня. Убито 4 еврея. 22-го сентября 1919 г. вошли Деникинцы, пробыли до конца декабря. Грабили и избивали евреев. 18-го декабря город занял отступающий Деникинский отряд Волчанцев, пробыл 3 дня. Произвел еврейский погром: 23 убитых, много раненых и изнасилованных, сожжено 8 домов. Были случаи зверства: отрезание рук, ушей, носа. 25-го апреля 1920 г. город захватила банда Слипанского; евреи бежали в Умань и Монастырище. Бандиты ограбили их квартиры, убито 3 еврея. В мае 1920 г. евреи - служащие сахарного завода - стали возвращаться обратно, но ввиду недружелюбия крестьян в конце сентября 1920 г. вновь разбежались. В 1920 г. в Цибулеве осталось 20 евреев. Часть еврейских домов сожжена бандитами, остальные проданы крестьянам за бесценок. Источник: Показания Шехтмана, Р. Когана и Цибулевского раввина.

 

Метки:

1919 — (27 Нисана 5679) На конференции в Париже Х. Вейцман и Н. Соколов представили "Комиссии десяти" предложения по превращению Эрец-Исраэль в качестве еврейского государства в широких границах.
 

Метки:

1928 — (7 Ияра 5688) Эдмунд Исаак Баеза, последний, оставшийся на острове Барбадос мужчина-еврей, продал здание синагоги местному адвокату за 500 фунтов стерлингов, которые передал лондонской синагоге Bevis Marks. Угасание общины Барбадоса началось с урагана 1831 года, принесшего острову огромные разрушения. В том числе была разрушена синагога. В 1930-ых на Барбадосе нашли убежище около 30 еврейских семей из Восточной Европы.
 

Метки:

1940 — (19 Нисана 5700) Ишув. Пятая по счёту игра сборной Израиля (тогда - Палестины) по футболу. Соперник - сборная Ливана. Футболисты своим ходом добрались до стадиона "Маккабия" в Тель-Авиве. Между прочим, футбольная обувь у игроков была личной - каждый из игроков должен был сам заботиться о ее приобретении. Из 18 были выбраны на игру 14 футболистов, каждый из которых получил голубую футболку и белые трусы. Более 10,000 зрителей пришли посмотреть игру, заполнив деревянные скамейки, а также стоячие места на трибунах. Среди болельщиков было немало британских солдат, часть из которых "оккупировала" все крыши прилегающих к стадиону построек. Вокруг поля были выставлены десятки флагштоков с флагами Эрец Исраэль и Ливана, которые развивались от теплого ветра, дувшего со стороны моря. 5:1
 

Метки:

1942 — (10 Ияра 5702) Шоа. Евреям Бельгии приказано носить отличительный знак - жёлтые звёзды.
 

Метки:

1943 — (22 Нисана 5703) Восстание в Варшавском гетто. На помощь евреям подземным ходом прибыл отряд польской Армии Крайовой под командованием майора Генрика Иванского. Отряд соединился с силами еврейской самооброны и дал бой фашистам. Евреям было предложено выйти из гетто и перебраться на "арийскую" сторону. (В этом и был смысл всей операции АК.) Однако командир сопротивления Давид Аппельбаум отказался оставить гетто, так как отсутствовала связь со многими группами его бойцов, находившимися в других местах, а выходить, бросив их, Аппельбаум считал невозможным. Вышли только 34 человека, вынося большое количество раненых, ее сопровождало большое количество евреев, не принимавших участие в боях. Поляки несколько часов прикрывали их отход, понеся большие потери. (Майор Иванский был ранен, его сын Роман и брат Эдуард погибли.) Но большие потери понесли и немцы (больше сто человек и еще один танк).
 

Метки:

1948 — (18 Нисана 5708) Война за Независимость. Штурм Хаганой Яффы. Операция называлась "Биур хамец" (Сжигание квасного), потому что проводилась накануне Песаха. Хагана вмешалась в дело после того, как отряд ЭЦЕЛ захватил район Маншие на границе Тель-Авива с Яффо. Операция была начата Лехи и Эцель впоследствии вмешались бойцы Хаганы из бригад Александрони, Гивати, Кирьяти под командованием Дана Эвена.
 

Метки:

1948 — (18 Нисана 5708) Война за Независимость. Арабский легион пересёк реку Иордан и оказался на её левом берегу.
 

Метки:

1948 — (18 Нисана 5708) Война зв Независисмость. Начало боёв за полицейский участок возле кибуца Гешер в Нижней Галилее. Подробнее

Новые репатрианты, совершившие алию незадолго до Войны за Независимость, после короткой учебки лагерях подготовки в Италии и Франции, по прибытию в Израиль сразу призывались в Хагану (позже в Цахаль) и отправлялись на защиту молодого государства. У некоторых был опыт партизанской борьбы в Европе, другие никогда "не нюхали пороху". Будущих репатриантов призывали в "части зарубежного призыва" (ЧЗП). Не всегда было время как следует обучить их военным премудростям и, бывало, их отправляли на передовую полуподготовленными... Некоторым из них пришлось держать оборону в бывшем британском полицейском участке против армии Арабского Легиона. 27 апреля 1948 года англичане освободили здание полиции и члены кибуца Гешер с совсем свежими репатриантами-новобранцами заняли его. Иорданские войска при поддержке артиллерии и танков начали атаку на участок, препятствующий их продвижению в Нижнюю Галилею. После 2 дней боев защитникам участка был предъявлен ультиматум, который был отвергнут. Последующие 2 недели передышки до провозглашения были использованы для инженерных укреплений. Кроме того, батальон "Барак" ("Голани") был послан для подкрепления, что позволило удержать иракскую армию в период 15 до 25 мая. В первые годы отношение к новобранцам из ЧЗП было довольно презрительным. Это произошло и из-за извечного высокомерия старожилов к новым репатриантам, а также в виду низкой военной подготовки, которую некоторые новобранцы просто не успели получить. Например, в пьесе Игаля Мосинзона "Степи Негева" бойцы Гивати называются по именам, в то время как воины ЧЗП просто по номерам - "первый боец ЧЗП, второй боец ЧЗП". Критики считают, что таким образом драматург пытался подчеркнуть конфликт между воинами-старожилами и новыми репатриантами. Руководство ЦАХАЛа также не всегда должным образом оценивало вклад вклад ЧЗП. Только в начале 21 века вклад ЧЗП начал оцениваться по достоинству - были поставлены мемориалы и снят фильм "Дом отца" про историю молодого репатранта 1948 года, сразу попавшему на войну. href="http://memorial.semya.ws/index.php?option=com_content&view=article&id=92:16-qq-&catid=1:2009-12-15-22-20-21&Itemid=6">источник

 
 

Метки:

1949 — (28 Нисана 5709) Израиль. Правительство решило перейти к компании сокращения потребления, произошло это после того, как Бен-Гурион отказался ограничить алию и в Страну с января прибыло 210000 человек: министр снабжения и распределения Дов Иосеф обещал обеспечить граждан дневным рационом продуктов в 2700 каллорий. Операции с валютой жёстко ограничиваются.
 

Метки:

1949 — (28 Нисана 5709) Открылась Лозанская конференция для урегулирования израильско-арабских разногласий. Подробнее

Согласительная комиссия для Палестины (СКП) была учреждена в январе 1949 года в составе Франции, Турции и Соединенных Штатов. Хотя арабские государства голосовали против резолюции и по-прежнему отказывались вести прямые переговоры с Израилем, они сотрудничали с Комиссией, так как видели в ней единственную надежду на решение вопросов о возвращении беженцев и уход Израиля за линии раздела, а также из Иерусалима. Израиль, однако, вопреки резолюциям Организации Объединенных Наций, в 1950 году перевел свою столицу из Тель-Авива в западную часть Иерусалима. Согласительной комиссии удалось организовать конференцию в Лозанне в апреле 1949 года, которая проводилась в виде отдельных переговоров с обеими сторонами, так как арабские государства последовательно отказывались вести прямые переговоры с Израилем. Арабские государства потребовали, чтобы вопрос о беженцах, как самый срочный вопрос, был решен в первую очередь, Израиль же настаивал на том, чтобы это было увязано с территориальным урегулированием в рамках мирного договора. Попытки Согласительной комиссии увязать эти два вопроса оказались безуспешными, 12 мая 1949 года арабские государства и Израиль подписали два отдельных протокола, согласившись использовать границы, определенные резолюцией о разделе, в качестве «основы для обсуждений с Комиссией». Этот документ вновь подтвердил международное обязательство создать палестинское арабское государство на основе резолюции о разделе, но в эту позицию, по сообщению Согласительной комиссии, Израиль внес следующие оговорки: «Вопрос о беженцах ...Делегации арабских государств продолжают придерживаться того мнения, что первым шагом должно быть признание правительством Израиля принципа, изложенного в резолюции 194 (III) от 11 декабря 1948 года относительно репатриации беженцев, желающих вернуться к себе домой и жить в мире со своими соседями. Комиссии не удалось добиться признания этого принципа правительством Израиля... Отказ Израиля признать принцип репатриации приводится арабскими делегациями в качестве причины осторожной и сдержанной позиции, занятой ими в отношении территориальных вопросов... Территориальные вопросы Делегация Израиля предложила, чтобы политическая граница между Израилем и Египтом и Израилем и Ливаном была бы той же, которая отделяла два последних государства от Палестины во время действия британского мандата... В отношении политической границы между Израилем и Хашимитским Королевством Иордании делегация Израиля предложила оставить ее той же, какой была граница между Иорданией и Палестиной во время действия британского мандата... Что касается центрального района Палестины, находящегося в настоящее время под военной оккупацией Иордании, то делегация Израиля предложила, не предрешая будущего режима этого района, чтобы граница между этим районом и Израилем следовала нынешней линии между Израилем и территорией, занятой иорданскими военными силами... Делегация Израиля заявила, что ее государство не претендует на вышеуказанный центральный район Палестины; в настоящее время Израиль не желает выдвигать никаких предложений относительно судьбы этого района. Делегация Израиля считала, что судьба района является вопросом, относительно которого должно быть выдвинуто предложение, получившее согласие делегаций арабских государств, арабского населения этой территории и беженцев. Впредь до урегулирования будущего статуса этого района Израиль будет продолжать рассматривать Хашимитское Королевство Трансиордании как державу, осуществляющую де-факто военную оккупацию. В отношении района Иерусалима, делегация Израиля указала, что судьба этой территории является отдельным вопросом, не охваченным сделанным делегацией предложением. ...делегации арабских государств, со своей стороны, предложили, чтобы беженцы из некоторых районов (включая «Западный берег») получили возможность немедленно вернуться домой... Делегации арабских государств указали на наличие в этом предложении территориального аспекта, ибо в нем предусматривается возвращение беженцев в районы, определенные как арабская территория, которые в принципе должны быть признаны таковой. Что касается сделанного делегацией Израиля предложения относительно границы этого государства с Египтом и Ливаном, включая предложение относительно района Газы, то делегации арабских государств уведомили Комиссию о том, что, по их мнению, это предложение является вопиющим нарушением условий протокола от 12 мая 1949 года о территориальных вопросах, так как это, по их мнению, влечет за собой ряд аннексий, а вовсе не незначительные территориальные изменения, предусмотренные в протоколе. Делегация Израиля заняла ту позицию, что, поскольку вышеуказанное предложение делегаций арабских государств касается территориальных вопросов, она при нынешних условиях не может принять в качестве критерия для территориального урегулирования определенное пропорциональное распределение территории, на которое было дано согласие в 1947 году...»

 
 

Метки:

1950 — (10 Ияра 5710) Правительство Ливана впервые разрешило перейти границу евреям, желавшим репатриироваться в Израиль. Подробнее

В отличие от других пограничных арабских государств, участников войны против Государства Израиль (1948–49), Ливан соблюдал условия перемирия, подписанные им 23 марта 1949 г. Вдоль международной границы, ставшей демаркационной линией перемирия, царило затишье на протяжении почти 20 лет, а в самом Ливане еврейское население фактически находилось под защитой правительства страны. Попытка спровоцировать погром в еврейском квартале Бейрута (май 1949 г.) была пресечена властями. Израильским подданным, в начале войны находившимся в Ливане и интернированным в концентрационные лагеря, власти спустя некоторое время разрешили вернуться в Израиль. Изгнанной в начале войны небольшой сидонской общине (около 200 человек) было разрешено вернуться в Сидон, а конфискованное в пользу палестинских беженцев имущество было ей возвращено. Ливан был единственной арабской страной, численность еврейского населения которой увеличилась в послевоенные годы (5,2 тысячи в 1948 г., девять тысяч в 1951 г.). Около двух тысяч беженцев-евреев из Сирии и Ирака получили разрешение на проживание в Ливане, некоторые из них даже приняли ливанское гражданство. Власти не ограничивали свободу передвижения евреев (за исключением короткого периода в 1954 г.) и выезда из страны. Им разрешалось продавать свое имущество и без ограничения вывозить из Ливана валюту. Синагоги и еврейские учебные заведения продолжали действовать в Бейруте (в 1965 г. в трех школах Альянса было 950 учащихся, в училище талмуд-тора — 250, в религиозной школе — 80) и в Сидоне (одна школа). Большинство евреев занималось торговлей, некоторые были ремесленниками, служащими банков и т. п.Однако евреев Ливана постигла участь их собратьев в других арабских странах: националисты-арабы вынуждали их платить взносы в пользу палестинских арабов; В 1950 г. под давлением националистических партий правительство Ливана уволило из армии офицеров-евреев; в 1953 г. была запрещена деятельность организации еврейских скаутов и Маккаби. После Шестидневной войны (Ливан не участвовал в ней) были наложены ограничения на трудоустройство евреев, не имевших ливанского гражданства, что вынудило их покинуть страну. В 1967 г. из Бейрута выехали 2,5 тысячи евреев, и к 1970 г. его община насчитывала около 1,5 тысяч человек. На начало 1980-х гг. еврейское население Ливана оценивалось в 250 человек. После вывода израильских войск из Бейрута многие евреи уехали из Ливана. В 1987 г. еврейское население Ливана насчитывало около 100 человек, почти все — в Восточном Бейруте (христианская часть города). www.eleven.co.il

 

Метки:

1952 — (2 Ияра 5712) Газета "Иерусалим пост" сообщила об острой нехватке воды в Иерусалиме, потому что компания "Иерусалим электрик корпорейшн" остановила работу насосной станции из-за задолженности муниципалитета.
 

Метки:

1955 — (5 Ияра 5715) Израиль. На параде в честь Дня Независимости армия впервые продемонстрировала автоматы Узи, поступившие на её вооружение. В августе на международной выставке Узи получил первое место в номинации лёгкого автоматического оружия.
 

Метки:

1959 — (19 Нисана 5719) Теракт. Двое путешественников были растреляны в упор около Массады.
 

Метки:

1961 — (11 Ияра 5721) Израиль. Первая всеобщая перепись населения, которую осуществляли 5000 человек. В результате статистике стала известно точное количество жителей Страны - 2170000 человек.
 

Метки:

1980 — (11 Ияра 5740) Демонстрация в поддержку Израиля в Париже. Она была организована еврейской общиной, Участвовали 150000 человек, осудившие проарабскую политику Франции.
 

Метки:

1984 — (25 Нисана 5744) Властями Израиля арестованы и приговорены к различным срокам заключения (трое - пожизненно) члены подпольной боевой организаци движения Гуш Эмуним за нападение на студентов Исламского университета в Хевроне 26 июля 1983 года.
 

Метки:

1993 — (6 Ияра 5753) Начался 9 раунд переговоров в Мадриде по ближневосточному урегулированию, на котором израильская делегация разрешила палестинской делегации иметь во главе члена ООП. Им стал Фейсал Хусейни из Иерусалима.
 

Метки:

2002 — (15 Ияра 5762) Теракт в поселении Адора на Хевронском нагорье. Арабы, проникшие на территорию Адоры в ту субботу были одеты в форму солдат ЦАХАЛа, что затруднило их своевременное опознание и ликвидацию. До того, как террористы были уничтожены, они успели совершить убийство Якова Каца (51), Катерину Гринберг(43), Арика Бакара (22) и Даниэль Шефи (5) (19 января Кнессет снял запрет на контакты с ООП).
 

Метки:

2007 — (9 Ияра 5767) Израильская археологическая экспедиция под управлением Эхуда Нецера обнаружилa гробницу Ирода в Иродионе. Подробнее

В восьми милях к югу от Иерусалима, где последние низкорослые оливы и каменистые кукурузные поля растворяются в голых бесплодных землях Иудейской пустыни, резко выделяется холм в виде острого конуса со срезанной вершиной, как небольшой вулкан. Это Иродион (Herodium) - одно из великих архитектурных сооружений Ирода Великого, царя Иудеи (Herod the Great, King of Judaea), который на месте небольшого холма воздвиг прекрасный памятник из белоснежного камня и окружил его великолепными дворцами, журчащими бассейнами и террасными садами. Хитроумный и щедрый правитель, блестящий военачальник и один из наиболее впечатляющих и энергичных строителей в древнем мире, Ирод вел свое царство к новому процветанию и мощи. До сих пор он наиболее известен как коварный и жестокий монарх в Евангелии от Матфея, где говорится, что он убил каждого младенца мужского пола в Вифлееме (Bethlehem) в безуспешной попытке погубить новорожденного Иисуса, предсказанного царя евреев. В средние века он стал олицетворением Антихриста: красочные манускрипты и готические гаргульи изображали его рвущим свою бороду в безумной ярости и замахивающимся мечом на несчастных младенцев. Рядом с ним изображали Сатану, который нашептывал Ироду на ухо. Ирод практически определенно не имеет отношения к этому преступлению, в котором его не обвиняют нигде, кроме как в этом Евангелии. Но детей он действительно убивал, в том числе трех своих сыновей, а также жену, тещу и множество других приближенных. На протяжении жизни он сочетал в себе творческие качества с жестокостью, гармонию с хаосом, бросая вызов современному воображению. Израильский археолог Эхуд Нецер (Ehud Netzer) провел последние полвека в поисках настоящего Ирода, такого, который отображен в камне, а не в словах. Он произвел раскопки многих основных сооружений Ирода по всей Святой Земле, изучая дворцы, где царь жил, крепости, в которых он сражался, места, где он чувствовал себя дома. Из многочисленных впечатляющих сооружений Ирода Иродион был единственным, который носил его имя, и, вероятно, самым милым его сердцу. Именно здесь, в величественном мавзолее, он был похоронен в конце своей смелой и кровавой карьеры. Точное местонахождение могилы Ирода оставалось тайной почти две тысячи лет, до апреля 2007 года, когда Нецер и его коллеги из Еврейского университета в Иерусалиме (Hebrew University in Jerusalem) отрыли ее в верхней части склона Иродиона. Открытие породило новые догадки об одном из самых загадочных умов древнего мира и свежее свидетельство ненависти, которую Ирод возбуждал в современниках. Оно также стало политическим инцидентом, так как палестинцы утверждают, что артефакты принадлежат им, а еврейские поселенцы - что присутствие могилы усиливает их претензии на Западный берег (West Bank). Для Нецера, чьи работы в различных местах, связанных с именем Ирода, прерывались на десятилетия из-за войн, вторжений и мятежей, эти разногласия вряд ли показалось удивительным. На Святой Земле археология может быть такой же политической, как и царствование. Ирод родился в 73 г. до н.э. и вырос в Иудее, царстве в сердце древней Палестины, которая была раздираема гражданской войной и захвачена могущественными врагами. Монархия Хасмонеев (Hasmonaean), которая правила Иудеей 70 лет, была расколота между двумя царственными братьями - Гирканом II (Hyrcanus II) и Аристобулом II (Aristobulus II). Царство же, в свою очередь, было втянуто в более широкую геополитическую борьбу между римскими легионами на севере и западе и парфянами, историческими врагами Рима, на востоке. Отец Ирода, верховный советник Гиркана и одаренный военачальник присоединился к римлянам, которые изгнали Аристобула и сделали Гиркана царем Иудеи. С детства Ирод видел выгоды дружеских отношений с римскими правителями - позиция, которая долгое время осуждалась как предательство еврейского народа - и именно римляне фактически сделали Ирода царем. На протяжении всей карьеры он старался примирить их запросы с требованиями своих еврейских подданных, которые ревностно сохраняли политическую и религиозную независимость. Сохранение хрупкого равновесия было еще более трудным благодаря происхождению Ирода. Его мать была этнической арабкой, а отец - эдомитом (Edomite, Идумея), и, хотя Ирод вырос евреем, ему не доставало социального статуса влиятельных старых фамилий в Иерусалиме, которые имели право быть первосвященниками, как традиционно это делали Хасмонеи. Многие из подданных видели в Ироде чужака - «полуеврея», как позднее написал его ранний биограф, еврейский солдат и аристократ Иосиф Флавий (Flavius Josephus) - и продолжали сражаться за теократию Хасмонеев. В 43 г. до н.э. отец Ирода был отравлен шпионом Хасмонеев. Тремя годами позже, когда парфяне внезапно вторглись в Иудею, конкурирующая с Хасмонеями фракция стала на сторону захватчиков, сместила и искалечила Гиркана и обратилась к Ироду. В момент кризиса Ирод стал искать помощи у римлян. Он бежал из Иерусалима с семьей под покровом темноты и, после того, как парфяне и их еврейские союзники были побеждены в безнадежной битве на том месте, где позднее он построит Иродион, отправился в Рим. Там Сенат, помня о его стабильную лояльность, назвал его царем Иудеи. Он вышел из сената рука об руку с двумя самыми влиятельными людьми Рима - Марком Антонием (Mark Antony), воином и оратором, который правил римским востоком, и Октавианом (Octavian), молодым патрицием, который правил западом и который через девять лет, одержит победу над Антонием и возьмет управление всей империей, приняв впоследствии титул «Август» ("Augustus"). Затем, в знак того, как много уступок ему предстоит сделать на скользком пути к власти, Ирод повел процессию на Капитолийский холм (Capitoline Hill) к храму Юпитера (Temple of Jove), самому почитаемому в Риме, где царь Иудеи принес жертву языческим римским богам. Теперь у Ирода было царство, но еще предстояло его завоевать, что заняло три года тяжелых боев. Наконец, в 37 г. до н.э. он взял Иерусалим, и Иудея стала принадлежать ему - хотя бы политически. Для упрочнения своего социального и религиозного авторитета он развелся с первой женой, Дорис (Doris), и женился на Мариамне (Mariamne) из династии Хасмонеев. Но угроза от Хасмонеев осталась. Через два года, на Пасху, несовершеннолетний брат Мариамны, первосвященник Второго Храма, сорвал овацию толпы молящихся. Ирод, боясь, что молодой человек может в один прекрасный день узурпировать трон, утопил его в купальном бассейне во своем дворце в Иерихоне (Jericho). Хасмонеи были его не единственным беспокойством. С 42 по 31 гг. до н.э., когда Марк Антоний правил востоком Римской империи, Ирод оставался его верным другом и союзником несмотря на амбиции прекрасной египетской царицы, Клеопатры (Cleopatra), которая убеждала своего ослепленного любовью мужа отдать ей лакомые куски царства Ирода, и даже пыталась соблазнить того. (Он отклонил ее притязания). В 31 г. до н.э. политическую ситуацию изменила битва при мысе Акций (Actium), в которой Октавиан разбил объединенные армии Антония и Клеопатры и стал первым императором Рима. Ирод, зная, что Октавиан припомнит ему длительную дружбу с Антонием, бросился на остров Родос, чтобы встретить там императора и предстать перед ним без короны, но со всем царским достоинством. Вместо преуменьшения своей привязанности к Антонию он, наоборот, подчеркивал ее и обещал в будущем служить новому господину, Октавиану, так же верно. Октавиан был настолько впечатлен прямотой и самообладанием, что утвердил его царем Иудеи и позднее добавил другие территории к его владениям, говоря, что мегалопсихия (megalopsychia) Ирода - величие его духа - была слишком велика для маленького царства вроде Иудеи. За два последующих десятилетия экономического процветания и относительного мира Ирод сделал Иудею очагом эллинистической и римской культуры, собрав вокруг себя некоторых выдающихся ученых, поэтов, скульпторов, художников и архитекторов Востока и Запада. Он с царственной щедростью раздавал пожертвования собственным подданным во времена голода и природных катастроф и далеко за пределы царства, в Грецию и Малую Азию. Граждане Олимпии (Olympia) были столь благодарны за его щедрые дары, что выбрали его агонотетом (agonothete), или президентом, Олимпийских игр. Он осуществил строительные проекты, поразительные по размаху, амбициям и креативу. Так как на северном побережье Иудеи не доставало естественных достаточно глубоких гаваней, он построил одну с нуля в Кейсарии (Caesarea), воспользовавшись инновационным строительным методом постройки огромных волноломов из массивных блоков затвердевающего в воде бетона. Северный дворец Ирода в Масаде (Masada) захватывающе спускается вниз по холму тремя узкими террасами, создавая резиденцию, полную света и воздуха, которая также была фактически неприступной крепостью. Для перестройки Второго Храма Ирод использовал огромные камни фундамента, некоторые более 40 футов длиной и весом 600 тонн. Остатки этой кладки - Западная стена (Western Wall) - самое священное место иудаизма. Над ним находится третья святыня ислама - Купол Скалы (Dome of the Rock).Внешнее величие и благополучие царствования Ирода скрывало растущую нестабильность его частной жизни. Как у многих правителей эллинистического толка того времени, у него была большая и беспокойная семья - десять жен и более дюжины детей - чьи частые интриги вызывали у Ирода приступы жестокости и паранойи. В 29 г. до н.э. во время вспышки ревности, ловко спровоцированной его сестрой Саломеей (Salome), Ирод казнил свою жену Мариамне, хотя все еще очень любил ее, после чего в течение многих месяцев находился в глубочайшей депрессии, называя ее по имени, будто пытаясь призвать ее после смерти. В последующие годы он отправил в ссылку троих из своих сыновей, заподозрив в заговоре с целью свергнуть его, и менял решение шесть раз. Во время последней болезни он завещал погрузить после своей смерти все царство в траур, приказав армии взять под стражу многих видных граждан Иудеи на ипподроме в Иерихоне с тем, чтобы убить их, когда будет объявлено о его смерти. (К счастью для этих богатых граждан, его приказ не был выполнен). Последняя болезнь Ирода, как финал его карьеры, была больше жизни - по крайней мере, если верить Иосифу Флавию, который описывает ее симптомы с плохо скрываемым злорадством: внутренние боли и ощущение жжения, опухание ног, судороги, неутолимый голод, изъязвленная толстая кишка, сгнившие и изъеденные червями гениталии, и очень, очень зловонное дыхание. Поколения ученых упражняли воображение, пытаясь определить состояние Ирода и ставя диагноз, куда входил сифилис, диабет, приведший к циррозу печени, и хроническое заболевание почек, осложненное гангреной Фурнье (Fournier's gangrene). Однако, при окончательном анализе наиболее существенным «заболеванием» Ирода мог быть враждебно настроенный биограф. На самом деле, симптомы, описанные у Иосифа Флавия, были частью стандартного набора заболеваний высокопоставленных и распутных лиц, и считались обычно знаками Б-жьего гнева, что использовалось веками греческими и римскими историками для срывания завесы с развратных правителей. Однако, по описанию Иосифа Флавия, похоронная процессия наводит на мысль об уважении, даже благоговении, которое его подданные продолжали испытывать к нему. В Иерихоне, где Ирод умер в 4 г. до н.э., его тело поместили в золотой гроб, украшенный драгоценными камнями и царской пурпурной драпировкой, в правой руке был скипетр, а на голове - золотая корона. Его многочисленная семья расположилась вокруг гроба, «...За ними следовало ... остальное войско, ... снаряженное как бы на войну. Затем шли пятьсот служителей, несших курения...» Так они прошли 25 долгих, жарких миль на юго-восток, к конусообразному холму, слабо светящемуся белым камнем, на краю пустыни. Там они его похоронили. Через две тысячи лет я посетил Иродион вместе с Эхудом Нецером (Ehud Netzer) холодным бодрящим февральским утром. Нецер, 74-летний мужчина небольшого роста, с пепельного цвета волосами, слегка полноватый, с выступающей челюстью и тонкими прямыми губами, которые могут выражать застенчивость, молчаливость или даже агрессивность, хотя его суровость иногда исчезает под широкой улыбкой. Мы оставили машину у подножия холма, на краю бедуинской деревни клана Тамра (Taamra) с домами из шлакоблока, где шестифутовый знак запрещал вход гражданам Израиля. «Я часто здесь обедал и пил чай в домах», - рассказал Нецер. - «Дети из деревни приходили играть на раскопках. Первая интифада в 1987 прервала все это.» Работа Нецера в Иродионе так же, как и его карьера и жизнь, подчинена ритму политики, применению силы и войны. Он вырос в Иерусалиме, где его дом был разбит снарядом арабов, когда те захватили восточную часть города в 1948, незадолго до образования Израиля. Архитектор по первому образованию, Нецер начал принимать участие в археологических исследованиях в летние сезоны 50-ых годов, еще будучи студентом. Он продолжил параллельно заниматься и тем, и другим, продолжая вести раскопки используя деловые навыки независимого архитектора, добывая большую часть денег на раскопки самостоятельно, нанимая студентов, когда не мог позволить себе внешнюю помощь, и перевозя оборудование с одного раскопа на другой в своем универсале, загрузив четыре покрытые глиной тачки в багажник, а еще пять привязав на крышу. Его первая встреча с Иродом произошла в 1963 году, когда он начал трехлетнюю работу в качестве архитектора в команде, ведущей раскопки на Масаде (Masada), укрепленном сложном сооружении, построенном Иродом на плоской вершине холма, возвышающемся над Мертвым морем. В 1967 году, когда Шестидневная война и последующая оккупация Израилем Восточного берега сделала доступным для израильских археологов большое количество мест, связанных с Иродом, Нецер начал раскопки двух богатейших из них, в Иерихоне и Иродионе, а позднее - и в некоторых других. «Я обнаружил настолько много уникальных археологических идей и решений, что окончательно пришел к заключению, что за всеми ними стоял один разум - Ирод обладал глубоким пониманием архитектуры и городской планировки и играл активную роль в возведении многих из своих сооружений». Надвинув шляпу пониже на глаза от пронизывающего ветра, Нецер провел с гравиевой дороги к раскопкам. Следующие несколько часов мы карабкались вверх по склону холма, где козлы паслись в зарослях чертополоха и низкой зеленой сиды, а потрясающие руины напоминали о райском уголке, как будто мираж стал реальностью, который Ирод построил на краю пустыни. Иродион состоит из двух основных секторов: городского сада Нижнего Иродиона (Lower Herodium) у подножия холма и его нижней части (когда он был построен, то был, вероятно, самым крупным загородным дворцовым комплексом римского мира) и внушительного дворца-крепости Верхнего Иродиона (Upper Herodium) на вершине холма, чья мощная пятиэтажная Восточная башня (East Tower), будучи сейчас в руинах, когда-то возвышалась на фоне неба. «Иродион, будучи расположен на очень неровной местности и нескольких уровнях, является сложной системой строений, там огромное количество развалин», - сообщил мне Нецер, когда мы начали подниматься к Нижнему Дворцу (Lower Palace). «Это обширная четырехмерная загадка, поскольку время - отдельное измерение». Недалеко от того места, где мы оставили машину, Нецер показал мне Большой бассейн (Great Pool), где он начал раскопки в 1972 году: прямоугольный выложенный кирпичом резервуар, окруженный изящной колоннадой, который когда-то содержал плавательный бассейн размером почти с футбольное поле. Спустя годы он постепенно собирал другие кусочки головоломки Иродиона, проверяя и отвергая теории об особенностях отдельных строений, пока они не укладывались в общий смысл этого места. В нижней части холма мы прошли по плоской террасе, которая была вырезана в холме, около 100 футов в ширину и почти 1200 в длину. «Сначала мы думали, что это был ипподром», - сказал Нецер, когда мы туда добрались. «Но в конечном итоге пришли к заключению, что терраса слишком узка для поворотного радиуса несущихся колесниц. Поэтому мы сошлись во взглядах, что, вероятно, это был парадный плац, где войска Ирода собрались во время его похорон.» Архитектурное образование Нецера позволило ему распознать по результатам аэрофотосъемки точные оси симметрии, которые связывали здания Верхнего и Нижнего Иродиона. Одна ось проходила точно с севера на юг через центр крепости на вершине холма и Нижний дворец на склоне ниже; другая, примерно под 30 градусов к первой, делила пополам Восточную башню и Большой бассейн. Это означало, что Иродион был построен согласно исчерпывающему генеральному плану, который, как полагает Нецер, Ирод, возможно, задумал сам. «Иродион может хорошо представлять собой идеальный, по мнению Ирода, город», - сказал Нецер, - «чей порядок, дворцовые строения, колоннады и плеск воды создавали атмосферу мира и покоя, которой он жаждал где-то еще.» Вся эта красота от человека, который убил жену и сыновей, мучил придворных и провел долгие месяцы в перемежающихся приступах безумия. Когда Нецер начал раскопки Иродиона в 1972 году, он не был особенно заинтересован в обнаружении реально существующей могилы Ирода. Однако, по прошествии лет это стало чем-то вроде навязчивой идеи. «Мы сломали головы над вопросом о могиле», - с улыбкой сказал Нецер, воспользовавшись идиомой на иврите. В начале 2006 года вскоре после того, как они вернулись в Иродион после второй интифады, он попробовал новый подход. «Я сказал себе: «Мы копаем уже годы в Нижнем Иродионе, и могилы тут нет. Давайте попробуем холм.» Он выбрал точку высоко на склоне неподалеку от Восточной башни, где интуиция подсказала ему, что неровность в стене может быть сигналом наличия сооружения ниже. Мы с Нецером достигли места в тот момент, когда в деревне внизу с минарета раздался голос муэдзина, призывающий правоверных на молитву. В склоне холма был вырезан уступ, обнажая 30-ти футовую стену из известняковых блоков настолько хорошо отесанных и светящихся, что казалось, только что она только что поднялась или построена на диком склоне. Яаков Кальман (Yaakov Kalman) и Рои Порат (Roi Porath), старшие члены команды, ведущей раскопки, только что устроились с другими «копателями» на обед, состоящий из маслин, мелких белых луковиц, хумуса и плотных, цвета жженого сахара фиников. Весной 2007 года, через несколько месяцев после начала раскопок на новом месте, его команда начала находить прекрасно обработанные фрагменты объекта из плотного розового известняка, на одном из которых была изображена орнаментальная розетка - характерный элемент в погребальных украшениях. Порат отправил фотографии фрагментов Нецеру, который в тот момент был далеко от раскопа, с провокационным вопросом: «Может быть, саркофаг?» 27 апреля острие кирки Пората звякнуло, ударившись во что-то крупное и твердое, что покоилось в земле. Он постепенно извлек три крупных блока из белого известняка, называемого мелеке (meleke), в переводе с арабского «царский». «По высочайшему качеству камня, прекрасной кладке, количеству украшений я немедленно понял, что это была главная находка, часть крупного и величественного строения,» - сказал Порат. Он позвонил Нецеру, который в тот момент ехал со своей женой, Дворой, в машине. «Эхуд был очень спокоен во время разговора», - вспоминала она. «Он спросил Рои о каменной кладке, согласился, что она отличается от всего, что они ранее нашли в Иродионе. В заключение он сказал: «ОК, я думаю, это оно.» Но после того, как трубка была повешена, он выбросил обе руки вверх и прокричал: «Еш!» (что значит «есть!»). Это слово из молодежного жаргона, Эхуд так никогда не говорил! Я никогда еще не видела его таким счастливым.» Нецер и его команда полагают, что монумент, который они постепенно извлекают из земли, был когда-то высотой в 80 футов. Первый ярус его был в форме куба, второй - в виде цилиндра, а летящая высокая заостренная крыша была похожа на шпиль церкви. Рядом вскоре были обнаружены фрагменты двух других саркофагов, изящно украшенных, но из менее качественного камня, и некоторое количество человеческих костей. Теперь почти не оставалось сомнения, что могила Ирода была, наконец, найдена. Состояние фрагментов саркофагов подтверждает, что Ирода продолжали ненавидеть и после смерти: следы молотка показывают, что саркофаги интенсивно разрушали. Тот, который был из розового известняка, подвергся исключительно яростному обращению и был разбит на сотни осколков. Эти повреждения по всей видимости были причинены примерно через 70 лет после смерти Ирода, когда еврейские повстанцы захватили Иродион во время двух коротких обреченных на неудачу восстаний, именуемых Первым и Вторым восстаниями против оккупации римлянами. «Они видели в Ироде римского приспешника, предателя веры и политической независимости евреев», - рассказал мне Нецер. «Они не просто грабили. Это было мщение.» Три недели Нецер и его коллеги держали открытие в секрете. «Я хотел иметь проверенные факты, прежде чем делать объявление, потому что я предполагал, что могила привлечет много внимания.» Он был прав. Пресс-конференция Нецера 8 мая спровоцировала политический инцидент. Шауль Гольдштейн (Shaul Goldstein), лидер поселения Гуш-Эцион (Gush Etzion) к югу от Иерусалима, сказал, согласно израильскому армейскому радио, что могила представляет «новое доказательство связи между Гуш-Эционом, еврейским народом и Иерусалимом», и призвал, чтобы это место было признано национальным и религиозным памятником. Палестинские власти, явно обеспокоенные тем, что присутствие могилы усилит еврейские претензии на территории, открыто усомнились в принадлежности могилы самому Ироду и выразили несогласие с перемещением Нецером археологичческих находок с места обнаружения, Западного берега, якобы подконтрольного палестинцам, на израильскую территорию. «Это кража палестинских артефактов», - по сообщению «Вашингтон Пост» (Washington Post) сказал Набил Хатиб (Nabil Khatib), главный представитель палестинских властей в районе Вифлеема (Bethlehem). И как будто ситуация не была достаточно запутанной, раскоп вскоре посетила группа ультра-ортодоксов «Атра Кадиша» (Atra Kadisha), которая защищает еврейские могилы и от археологов, и от строителей дорог. Они настаивали, чтобы команда Нецера перезахоронила найденные кости и запечатала место захоронение бетоном. Некто, находящийся в курсе раскопок в Иродионе и просивший не называть его имени, сказал мне, что пока отношения с «Атра Кадиша» были совершенно теплыми, оставалась скрытая угроза того, что они могут силой остановить работы в Иродионе как длящееся посягательство на еврейскую могилу: «Они могут сесть в несколько автобусов, приехать сюда и закрыть раскопки». Спустя две тысячи лет после смерти Ирод все равно представлял значительную политическую силу. Ближе к вечеру мы с Нецером добрались до крепости на вершине Иродиона, кольцо его разрушенных стен образует кратер, который усиливает похожесть холма на вулкан. Небо очистилось, и мир заострился под холодным пустынным солнцем. Прямо под нами охотящийся сокол промчался поперек высохших полей, вдалеке три F-16 пролетели низко и громко в дымном голубом тумане Мертвого моря. В бедуинской деревне, где мы оставили машину, дети играли вокруг цистерны с водой, по улицам протащились два белых пикапа, громкоговорители орали по-арабски, что продаются бананы и покупается металлолом. На вершине холма к югу и западу были еврейские поселения Текоа (Tekoa), Кфар Эльдар (Kfar Eldar) и Нокдим (Nokdim). Их красные черепичные крыши и сады собраны в аккуратные защитные овалы, что резко контрастирует с гостеприимным песчаным расползанием и гофрированным металлом бедуинских деревень, минареты которых натыканы повсюду на близлежащих холмах. К востоку и западу раскинулась пустыня - негостеприимные Иудейские холмы и пустые кроваво-красные горы Моава (Moab), которые пересекают границу с Иорданом. Здесь, в центре неистового хаоса природы, Ирод решил построить город, который носил бы его имя и стал бы местом для его могилы. «Я уверен, что были времена, когда Ирод хватался за голову и говорил: «Какой же я был идиот, что приказал похоронить меня здесь!» - сказал Нецер. «Но он был расчетливым организатором, четко представляющим реальные возможности. Он превратил Иродион в прекрасное место, а также четко организовал сообщество - город, который функционировал.» Мечта Ирода не надолго пережила его. После его смерти преуспевание Иудеи сменилось упадком. Его наследники промотали несметное состояние, которое он им оставил, и растратили религиозную и политическую гармонию, которые он так аккуратно взращивал. Через десять лет неэффективного правления сына Ирода нетерпеливые римляне назначили прокуратора для управления Иудеей напрямую (в начале 30-х г.г. н.э. это руководство осуществлял Понтий Пилат (Pontius Pilate)). Для многих евреев римляне теперь выглядели угнетателями и язычниками. Во время Первого восстания в конце 60-х гг. н.э. повстанцы держались упорно до последнего против римских легионов в обеих крепостях Ирода, расположенных на вершинах холмов, - Иродионе и Масаде. В Иродионе они разрушили могилу Ирода и переустроили вершину холма: из триклиния (triclinium), богатого обеденного зала, они сделали синагогу, а во дворе вырыли две миквы (бассейн для ритуальных омовений иудеев). Восставшие, в конечном итоге, там сдались. Но в Масаде они сражались до конца. Когда поражение стало неизбежным, они, как говорят, совершили самоубийство, чтобы не стать римскими пленниками и рабами. Во время Второго восстания, в 130-х г.г. н.э., две крепости опять стали оплотом восставших. В Иродионе они выкопали внутри холма систему туннелей, которая позволила им устраивать неожиданные вылазки против римлян и которую можно все еще посетить в наши дни. Как и Храм Ирода в Иерусалиме, Иродион и Масада остаются выдающимися памятными местами для современных израильтян. Их непокоренные воины символизируют религиозный идеализм и благородную отвагу перед лицом иноземных захватчиков, что для многих израильтян явно перекликается с текущим положением их страны на Ближнем Востоке. В день Девятого Ава (Tishah b'Ab), когда евреи оплакивают разрушение Первого и Второго Храмов, некоторые начали молиться на вершине холма Иродиона, а не в Иерусалиме. На Масаде проводят кануны праздников при свете свечей и отмечают бар-мицвы (bar mitzvahs), и офицеры израильской армии клянутся, повторяя фразу: «Масада болше никогда не падет!» Однако, сегодня, как рассказал мне Нецер, растущее число израильтян рассматривает самоубийственную храбрость защитников Масады, как бессмысленный фанатизм. Многие говорят, что им надо было вести с римлянами переговоры, а не слепо биться до смерти. Возможно, соглашение Ирода с римлянами, долгое время считавшееся предательством, начинает быть больше похожим на искусное управление государством. Вопросы, поднятые его жизнью, касающиеся независимости и сотрудничества, религиозной чистоты и культурного многообразия, созидательности и власти остаются спорными и насущными и по сей день. источник

 
 

Метки:

2008 — (22 Нисана 5768) Израиль. На военной-воздушной базе Набатим в Негеве состоялась церемония ввода в эксплуатацию длиннейшей на Ближнем Востоке взлетно-посадчной полосы (ВПП). Ее длина – 3,9 км. На новую полосу первым приземлились три самолета ВВС: С-130 «Неrсules» военно-транспортной авиации в сопровождении двух истребителей F-16. Модернизация базы Набатим – первый росток, свидетельствующий о начале реализации проекта перевода основной массы инфраструктуры ЦАХАЛа в Негев. Инициаторы проекта – министр обороны Эхуд Барак и гендиректор министерства обороны бригадный генерал запаса Пинхас Бухрис. По нему к 2013 году в Негев должны быть переведны базы военно-транспортной авиации, базы боевой подготовки новобранцев и резервистов, базы спецподразделений разведки и других частей Армии обороны Израиля. На новых базах будут служить более 20 тыс солдат срочной службы и сверхрочников, а вновь отстроенные поселки примут 3500 семей кадровых военных. Стоимость проекта – 25 млрд шекелей.
 

Метки:

2009 — (3 Ияра 5769) Центральное бюро статистики опубликовало данные о населениии Израиля. Оно составило 7.411.000 человек (В прошлом году эти данные составляли 7.282.000 человек). 5.593.000 жителей Израиля составляют евреи (75,5% от общего числа населения страны), 1.493.000 граждан – арабы (20,2%). Число репатриантов, не записанных евреями, составляет 320.000 человек (4,3% от общего числа израильтян).
 

Метки:

2017 — (1 Ияра 5777) В районе международного аэропорта Дамаска израильскими ВВС были уничтожены склады вооружений ливанской террористической организации "Хизбалла", куда для "Хизбаллы" коммерческими и военными грузовыми самолетами доставлялись оружие и боеприпасы из Ирана. Склады располагались к востоку от Дамаска, в непосредственной близости от аэропорта. Их охраняли боевики "Хизбаллы" и представители иранского "Корпуса стражей исламской революции".
 

Метки: