Календарь на 10-е апреля

-1243 — До н. э. (26 Нисана 2517) Умер Иисус Навин (Йехошуа бин Нун) - предводитель израильских племен в период завоевания Ханаана. Иехошуа бин Нун был ближайшим сподвижником Моисея: он сопровождал Моисея, когда тот восходил на гору Синай (Исх. 24:13; 32:17), охранял в отсутствие Моисея скинию (Исх. 33:11), а также возглавлял израильтян в сражении с амалекитянами при Рефидим (Исх. 17:9–13). Будучи одним из 12 соглядатаев, посланных осматривать Ханаан, Иехошуа бин Нун вместе с Калевом бен Иефунне возражал десяти остальным, испугавшимся силы противника (Чис. 13; 14:6–9); за твердость и веру в победу лишь Иехошуа бин Нун и Калев из всего поколения были удостоены вступить в Ханаан, в Землю обетованную (Чис. 14:26–30). Моисей назначил Иехошуа бин Нуна своим преемником (Чис. 27:15–23; Втор. 1:38), возложив на него обязанность завоевания Земли обетованной и раздела ее между коленами Израиля (Чис. 34:17; Втор. 31:7, 23). В Иехошуа бин Нуне сочетались качества полководца и пророка. Его основная миссия — завоевание и заселение Ханаана (Втор. 3:21; 31:3–8), и в то же время он — человек, «исполненный духа премудрости», «раб Господень», подобно Моисею. Как и Моисей, Иехошуа бин Нун — тот, через кого Бог говорит со своим народом (Чис. 27:18–20; Втор. 34:9; ИбН. 20:1; 24:2). Большинство современных исследователей, не сомневаясь в историчности Иехошуа бин Нуна. (см. Пояснение -1312)
 

Метки:

73 — Иудейская война. (15 Нисана 3833) Пала крепость Масада. "Элеазар хотел еще продолжать свою речь, как они в один голос прервали его, бурно потребовали немедленного исполнения плана и, точно толкаемые демонической силой, разошлись. Всеми овладело ка­кое-то бешеное желание убивать жен, детей и себя самих; каждый старался предшествовать в этом другому, всякий хотел доказать свою храбрость и решимость тем, что он не остался в числе последних. Далее

При этом ярость, охватившая их, не ослабела, как можно было бы подумать, когда они приступили к самому делу — нет! До самого конца они остались в том же ожесточении, в какое привела их речь Элеазара. Родственные и семейные чувства у них хотя сохра­нились, но рассудок брал верх над чувством, а этот рассудок говорил им, что они таким образом действуют для блага любимых ими существ. Обнимая с любовью своих жен, лаская своих детей и со слезами запечатлевая на их устах последние поцелуи, они испол­няли над ними свое решение, как будто чужая рука ими повелевала. Их утешением в этих вынужденных убийствах была мысль о тех насилиях, которые ожидали их у неприятеля. И ни один не оказался слишком слабым для этого тяжелого дела, — все убивали своих ближайших родственников одного за другим...Не будучи в состоянии перенести ужас совершенного ими дела и сознавая, что они как бы провинятся пред убитыми, если переживут их хотя одно мгновение, они поспешно стащили все ценное в одно место, свалили в кучу, сожгли все это, а затем избрали по жребию из своей среды десять человек, которые должны были заколоть всех остальных. Распо­ложившись возле своих жен и детей, охвативши руками их тела, каждый подставлял свое горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Когда последние без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим, они с тем же условием метали жребий между собою: тот, кому выпал жребий, должен был убить всех девятерых, а в конце самого себя. Все таким образом верили друг другу, что каждый с одинаковым мужеством исполнит общее решение как над другими, так и над собой. И действительно, девять из оставшихся подставили свое горло десятому. Наконец оставшийся самым последним осмотрел еще кучи павших, чтобы убедиться не остался ли при этом великом избиении кто-либо такой, которому нужна его рука, и найдя всех уже мертвыми, поджег дворец, твердой рукой вонзил в себя весь меч до рукояти и пал бок о бок возле своего семейства. Рано утром римляне, в ожидании вооруженного сопротивления, приготовились к сражению, накинули наступательные мосты на крепость и вторглись в нее. Каково же было их удивление, когда вместо ожидаемых врагов на них отовсюду повеяло неприветливой пустотой и кроме клокотавшего внутри огня над всей крепостью царило глубокое молчание. Озадаченные этим явлением, они, наконец, как при открытии стрельбы, подняли боевой клик для того, чтобы этим вызвать находившихся внутри. Этот клик был услышан женщинами, которые вылезли из подземелья и по порядку рассказали римлянам о всем происшедшем. В особенности одна из этих женщин сумела передать в точности обо всем, что говорилось и делалось. Римляне все-таки не обратили внимания на их рассказ, так как не верили в столь великий подвиг, а постарались потушить пожар, быстро пробили себе путь и втеснились во внутренние помещения дворца. Увидев же здесь в самом деле массу убитых, они не возрадовались гибели неприятелей, а удивлялись только величию их решимости и несокрушимому презрению к смерти такого множества людей".(Иосиф Флавий)

 

Метки:

1096 — (15 Нисана 4856) К Триру подошли участники 1-го крестового похода под предводительством Петра Пустынника; он предъявил местным евреям письмо их французских единоверцев, содержавшее просьбу снабдить крестоносцев провизией. Эта просьба была выполнена, и войско покинуло город, не причинив общине вреда, однако через некоторое время после его ухода в Трире начался погром. Несколько евреев были убиты, некоторые покончили с собой, но большинству удалось укрыться во дворце архиепископа Экберта, где они надеялись дождаться возвращения в Германию императора Генриха IV, рассчитывая, что ему удастся прекратить бесчинства. Однако погромщики осадили дворец; сам Экберт и его свита подверглись нападению, после чего архиепископ уговорил евреев, включая их руководителя рабби Миху, принять крещение. Приехав через год в Германию, Генрих IV разрешил им вернуться в иудаизм.
 

Метки:

1510 — (30 Нисана 5270) У еврейской общины Франкфурта-на-Майне, одной из крупнейших в Германии, конфискованы все священный книги. Сделано это было в соответствии с указами императора Священной Римской империи Максимилианом I от 19 августа и 12 ноября 1509 года, ставшими результатом "антиеврейских сочинений — «Еврейское зеркало», «Еврейское вероисповедание», «Пасхальная книга» и «Враг евреев» - выкреста Иоханна Пфефферкорна, которые вышли почти одновременно на немецком языке и в латинском переводе". В них Пфеффекорн требовал запретить Талмуд, пресечь ростовщичество, обязать евреев посещать христианские проповеди, а в случае их отказа — изгнать их из тех германских городов. К счастью, в дело вмешался Йосель бен Гершон Лоанц

Служение еврейству Йосельман начал с участия в «споре о еврейских книгах». В ту пору ему было тридцать лет, и занимался он финансовой деятельностью, имея активную помощницу в лице жены. И ей чем дальше, тем больше приходилось заниматься делами мужа, поскольку его общественное служение поглощало все его силы и время. Рабби Йосельман принадлежал к семье известных талмудистов и кабалистов, из недр которой (по материнской линии) вышел когда-то Раши – рабби Шломо Ицхаки, великий комментатор Торы и Талмуда. Отец Йосельмана осел в Эльзасе, и его первенец родился в Росхайме. Их родственник был личным врачом императора Фридриха III, ему доверял и Максимилиан I. Очевидно, это облегчило рабби доступ ко двору. Рабби Йосельман оказался по своим делам в имперском городе Франкфурте как раз в тот момент, когда прозелит Пфефферкорн начал там свое черное дело: стал реквизировать еврейские свитки и книги. Евреи Франкфурта растерялись, не зная, как быть: то ли попытаться откупиться от злодея (тот потребовал неслыханную сумму – 100 тысяч талеров), то ли обратиться с жалобой к императору в Зальцбург. Это ныне на экспрессе «Иоганн Штраус» от Франкфурта до австрийского Зальцбурга рукой подать. А тогда путь был не близкий. Пока доберется ходатай до места, пока добьется приема (и примут ли?), глядишь – книги окажутся в костре. И тут рабби Йосельман подает своим соплеменникам спасительную идею – обратиться к архиепископу Майнца, тем более, что Пфефферкорн в своем рвении уже добрался и до его владений, реквизировал еврейские книги в местечке Визенау. Это хороший предлог осадить ретивого наглеца. Задача состояла еще и в том, чтобы опередить противника и предстать перед архиепископом до того, как Пфефферкорн успеет оболгать евреев в его глазах. Удача сопутствовала Йосельману. Его визиты к архиепископу Майнца и к известному гебраисту Иоганну Рейхлину, включенному в экспертную комиссию императора по решению вопроса о еврейских книгах, прошли успешно. Добровольный ходатай по делам евреев радовался, узнав, что Рейхлин не обманул его ожиданий. И в самом деле, отзыв Рейхлина был написан со страстью. Ученый защищал книги, говоря о том, что преступно лишать евреев их достояния, что из этих древних книг черпали на протяжении веков свою мудрость христианские теологи. В дневнике рабби Йосельман запишет (дневник сохранился!), что стал свидетелем настоящего чуда: нееврей отстаивал еврейские книги, да при том столь вдохновенно и убедительно! Но, кроме Рейхлина, высказались еще семеро. Неважно, что они повторяли лживые измышления Пфефферкорна, неважно, что они были невежами в гебраистике. Их было семеро! К тому же на их стороне оказалась любимая сестра императора – Кунигунда Баварская. И рабби Йосельман собирается в путь-дорогу: он решает ехать в Зальцбург добиваться аудиенции у императора. Император Максимилиан I почитался одним из величайших правителей из дома Габсбургов. Он был настоящим рыцарем – своевольным, амбициозным, склонным к рискованным приключениям и фантастическим прожектам. Рассказывают, что в Мюнхене он вошел в клетку ко льву и открыл ему пасть, а в Ульме забрался на самую высокую башню собора и балансировал на железной перекладине, стоя на одной ноге. При этом он был человеком живого ума и огромного честолюбия. Он никогда не забывал о своей главной миссии – «Римского императора германской нации». Он мечтал о лаврах Цезаря, хотел быть достойным потомком Карла Великого. Он жаждал выкинуть турок из Европы и под своей эгидой восстановить старую Византийскую империю. Он первым заключил союз с Россией, рассчитывая на ее мощь в своих далеко идущих планах. В своих мечтах он видел себя папой римским. Письмо к своей единственной дочери Маргарет, регентше Нидерландов, посланное 18 сентября 1511 года, он подписывает так: «Твой отец Максимилиан, будущий Папа». Стань Максимилиан I папой, он реформировал бы церковь. Идеи коренной, радикальной Реформации носились в воздухе, и он не был глух к ним. Вот каков был человек, перед которым предстал рабби Йосельман, сумевший добиться аудиенции. Выслушав еврея, его императорское величество повелело канцлеру огласить результаты «экспертизы». Увы! Большинство высказалось за сожжение книг, а воле большинства надлежит подчиняться... Но тут Йосельман испросил разрешения рассказать одну историю. Это была притча о короле, сын которого очень опасно заболел. Король собрал сотню старейших и уважаемых людей города, среди которых были купцы, законники, художники, ремесленники и один единственный – врач. Девяносто девять из собравшихся сочли нужным пустить кровь больному. И лишь доктор посоветовал довериться природе, которая поможет больному организму исцелиться. Король не принял сторону большинства, а последовал совету того, кто остался в одиночестве – но это был совет специалиста! И королевский сын выздоровел. Выдержав небольшую паузу, ходатай продолжил: – Имперский советник Иоганн Рейхлин, единственный человек во всей Германии, кроме евреев, сведущ в иврите. Лишь его мнение заслуживает доверия. – А мнение Рейхлина сводится к тому, – подхватывает канцлер, – что отцы церкви многое почерпнули из еврейских книг при толковании Священного Писания. Глупцы полагают, что сейчас еврейские книги без надобности, поскольку всю премудрость из них уже якобы извлекли. Тот, кто заявляет, что прекрасно обойдется и так, напоминает человека, который готов обойтись летним нарядом зимой лишь потому, что у него попросту нет теплой одежды. – Прекрасно! Узнаю своего храброго умницу Рейхлина! Прежде чем отпустить просителя, император пожелал узнать, действительно ли Талмуд содержит такие ужасные вещи, о которых твердят доминиканцы и Пфефферкорн? Его интересовало, как Талмуд толкует вечное спасение, только ли евреи его достигнут или... Ответ о том, что согласно Талмуду вечное спасение ждет всех добродетельных людей, которые веруют в единого Б-га, творят добро и не делают зла своим собратьям, – обескуражил, но и удовлетворил императора: – Клянусь Б-гом, наша церковь утверждает то же самое! Как подумаешь, что большинство ждет впереди вечное проклятие... Последний вопрос к Йосельману прозвучал еретически: – Скажи мне, почему маги и чародеи имеют власть над злыми духами, в то время как честный человек не может ничего добиться от ангелов? Йосельман напомнил императору, что тот ведь был однажды спасен ангелом от смерти на скалистом уступе в Тироле. Максимилиан рассмеялся и ответил, что спас его не ангел, а охотник, которому он за то пожаловал дворянство. – Ваше величество, у евреев ангела называют малах, или посланец. Это была милость Б-жия – послать охотника, чтобы спасти вас, так что охотник был ангелом, посланником Б-жественного провидения. Мысль о том, что на нем почиет милость Создателя, произвела впечатление на императора. Но еще более поразило его то, что этот пришлый еврей так просто и ясно объяснил случившееся и говорил так уверенно, будто ему была ведома воля Б-жия. – Не будь он евреем, сделал бы я его канцлером, – подумал Максимилиан. И распорядился подготовить указ о возвращении священных книг евреям. На следующий день вместе с указом рабби Йосельман получил мандат, удостоверявший, что он назначается попечителем и руководителем всего немецкого еврейства, – Befehlshaber und Regierer der Juden (как сказано в документе). Облеченный властью рабби Йосельман попытался создать сплоченную организацию германских евреев. Он разделил их на десять групп согласно десяти округам империи. Руководство организации находилось во Франкфурте. Так что вряд ли следует удивляться, что и сегодня «Совет еврейских общин Германии» под председательством Пауля Шпигеля заседает именно в этом городе: традиция! Дважды в год округа должны были посылать во Франкфурт своих представителей для обсуждения общих дел. В 1530 году рабби Йосельман представит рейхстагу в Аугсбурге свои «Уложение и правила», регулирующие жизнь евреев Германии. Но это время – впереди. Сокрушительное поражение разъярило не только самого Пфефферкорна, но и тех, кто стоял за ним – кельнских доминиканцев. Они обрушились на Иоганна Рейхлина как на спасителя Талмуда. Вот тогда и появился их памфлет «Ручное зеркало», на который последовал ответ Рейхлина, а затем подоспели и «Письма». Рейхлин отважно сражался с обскурантами. Но и рабби Йосельман не сидел сложа руки. Книги были возвращены, но вместе с императорским мандатом он принял на себя бремя ответственности за свой народ. В его помощи и защите нуждались многие евреи. Вступаясь за них, рабби Йосельман наживал могущественных врагов. К тому же щупальца Пфефферкорна тянулись не только к Рейхлину, но и к нему. Бургомистр Оберенхайма Якоб Брант, затаивший злобу на Йосельмана из-за его успешного заступничества за беззаконно брошенных в темницу евреев, а фактически – за вмешательство в свою епархию, охотно пошел на союз с Пфефферкорном. Брант арестовал рабби Йосельмана и посадил его на хлеб и воду, лишив воздуха и света. В ту пору не только князья и маркграфы, но и бургомистры вели себя достаточно вольно и независимо. Якоб Брант повел себя так, будто императорский мандат ему не указ. А между тем молва об аресте рабби Йосельмана распространялась. Однако она не достигла слуха императора, потому что двор в ту пору не находился в постоянном месте, а то и дело переезжал, и лишь немногие знали, где находится Максимилиан в данный момент. Далее

 , человек умный, инициативный, неравнодушный к делам соплеменников. Он смог убедить выступить в пользу евреев архиепископа Майнца, ответственного за политику в отношении евреев в Германии, гебраиста Иоганна Рейхлина, добился аудиенции по тому же вопросу у самого императора. В итоге Максимилиан 23 мая 1510 приостановил действие своего указа от 10 ноября 1509, а затем и вовсе приказал вернуть книги евреям, что и было сделано 6 июня. Впрочем, этим вопрос исчерпан не был, и в Германии развернулся так называемый "Спор о еврейских книгах" между "гуманистом" Рейхлиным и "консерватором" Пфефферкорном, за спиной которого стояли монахи-доминиканцы. Историки называют этот эпизод одним из первых и явных признаков надвигающейся Реформации. Но непосредственно евреев спор не касался. Их судьба не волновала ни ту ни другую сторону.
 

Метки:

1516 — (8 Ияра 5276) В соответствии с указом от 29 марта в Венеции созданно первое еврейское гетто. Квартал был в окружен стеной и объявлен единственной частью города, где разрешалось жить евреям. Термин «гетто» как исключительное обозначение замкнутого еврейского квартала появился именно тогда, видимо, потому, что этот венецианский квартал носил такое название из-за расположенной недалеко пушечной мастерской (по-итальянски ghetta).
 

Метки:

1563 — (17 Нисана 5323) В Гоа издана книга "Беседы о лечебных травах и лекарствах Индии" португальского маррана Гарсия де Орта (ок. 1500–1568) — выдающегося врача и фармаколога. Изучал медицину в университетах Саламанки и Алкала де Энарес, затем преподавал в Лисабонском университете. В 1534 отплыл в Португальскую Индию (Гоа). На протяжении своего 30-летнего пребывания там Орта служил врачом португальских вице-королей и знати, а также мусульманского правителя Бурхан ал-Дин Низам ал-Малика. В благодарность за его услуги, а также за некую сумму денег в 1548 вице-король Португальской Индии даровал Орте остров Бомбей. Сочинение Орты "Беседы о лечебных травах и лекарствах Индии" (Гоа, 1563) было первым европейским трудом по тропической медицине и новым словом в области фармакологии. Он также дал первое научное описание холеры. Книга была написана по-португальски в форме диалога. Она получила разрешение инквизиции и рекомендацию официального врача вице-короля. Труд Орты нередко рассматривается как одно из главных достижений европейской мысли 16 в., он был переведен на латинский, испанский, французский, итальянский и английский языки. Орта долгое время считался христианином, однако из опубликованных в 1934 актов инквизиции следует, что Орта тайно исповедовал иудаизм, в актах упоминается и его сестра, сожженная на аутодафе. Возможно, его отъезд в Португальскую Индию преследовал цель скрыться от инквизиции. Тем не менее, он был посмертно осуждён инквизицией в 1580, его останки были эксгумированы, сожжены, а пепел развеян над Индийским океаном.
 

Метки:

1571 — (15 Нисана 5331) Декрет короля Польши Сигизмунда-Августа о распространении его личной юриспруденции на евреев Галиции и Львова.
 

Метки:

1880 — (29 Нисана 5640) В Воложине родился раввин Меир Бар-Илан - один из один из лидеров религиозного сионизма, сын рабби Нафтали Цви Иехуды Берлина. Учился в иешивах в городах Воложине, Тельшяе, Брест-Литовске и Новогрудке. Представлял движение «Мизрахи» на 7-м Сионистском конгрессе в 1905 году. Был ярым противником плана Уганды. В 1915—1926 годах проживал в США и преподавал в Иешива-юниверсити. В 1926 году Бар-Илан поселился в Иерусалиме, где стал председателем Всемирного центра Мизрахи. В 1938—1949 годах Бар-Илан был главным редактором ежедневной газеты Мизрахи «Ха-Цофе» ("Обозреватель"). Бар-Илан — организатор и инициатор начатого в 1947 году издания «Талмудической энциклопедии». После образования Государства Израиль Бар-Илан организовал ученый комитет по изучению юридических вопросов нового государства с точки зрения еврейского права. Бар-Илан был организатором «Национального религиозного фронта», группировки религиозных партий, выступивших с единой платформой во время первых выборов в Кнессет. В честь Бар-Илана названы Университет Бар-Илана, основанный религиозным движением «Мизрахи», одна из крупнейших общеобразовательных иешив движения «Бней Акива», «Нетив Меир». Умер 17 апреля 1949 года в Иерусалиме.
 

Метки:

1882 — (21 Нисана 5642)Приказом военного министра России введена процентная норма (5%) для служащих в армии евреев-врачей и курсантов военно-медицинской академии.
 

Метки:

1900 — (11 Нисана 5660) Герцль встречается в Будапеште со знаменитым путешественником А. Вамбери (см. 19 марта ) в надежде использовать его связи в политических кругах Турции для пропоганды идей сионизма.
 

Метки:

1903 — (28 марта по ст. ст) Газета "Новости дня" сообщила": "23-го марта покинул Одессу и выехал в Париж одесский гравер Израиль Рухомовский, вызванный администрацией Луврского музея, которому он должен фактически доказать, что "знаменитая" тиара сработана им. [...] С собой Рухомовский повез целый транспорт сохранившихся у него рисунков, чертежей, надписей, относящихся к изготовленной им тиаре. [...] Как передают, Рухомовский намерен навсегда поселиться в Париже, откуда получил уже выгодные предложения лучших ювелиров". (см. 28 марта). 15 (02) апреля 1903 года та же газета сообщила: ""Веrliner Local Anzeiger" телеграфируют из Парижа об официальном признании тиары Саитафарнеса подложной. Тиара будет перемещена в отдел современного искусства и на ней будет выгравировано: "Сделал Рухомовский" (fecit Ruchomovsky)".
 

Метки:

1914 — (14 Нисана 5674) В Каире родился Манни Маккаби - командир ПАЛМАХа, герой Войны за Независимость. Погиб 23 апреля 1948 года, сопровождая конвой в Иерусалим. Операция Хаганы в начале мая в Иерусалиме названа его именем (см. 8 мая 1948 года).
 

Метки:

1919 — (10 Нисана 5679) В Киев ворвался отряд атамана Струка, который захватил Куреневку, Подол и часть городского центра. Результатом этого «визита» стал еврейский погром. Атаман пробыл в Киеве всего один день, и уже 11 апреля отступил, не вступая в затяжные бои с карательной экспедицией красных. Базировался Струк в Чернобыльском уезде, где также прославился погромами, во время которых евреев часто топили в Днепре. Впоследствии тела этих несчастных нередко вылавливали в Киеве, регистрируя в еврейских метрических книгах как «неизвестных евреев» – утопленников или утопленниц. источник
 

Метки:

1920 — (22 Нисана 5680) Гражданская война. Погромы. Местечко Тетиев: "...кровавый туман объял все местечко - повстанцы подожгли его со всех сторон и никому не дали выйти из его пределов. Посреди местечка бандиты разложили костер и бросали в огонь пойманных на улице евреев. Всех пойманных привязывали к лошадям и волокли к тому месту, где жарились человеческие тела. Три дня и три ночи жгли они местечко... Запах жареного человеческого мяса чувствовался за много верст. Синагога, переполненная взрослыми и детьми, была сожжена вместе с ними. Из 7-8 тысяч жителей осталось всего 10-15 семейств и то полуразгромленные... Точно так же пострадали Борщаговка и Лукашевка... Число убитых в этих двух местечках достигает 7 тысяч душ. Много женщин от ужаса сошли с ума... Я переехала в Винницу. По целым дням работаю в канцелярии, проходят светлые летние дни - противны они мне и с ненавистью смотрю на них, вспоминая своих родных, их ужасную смерть..." Соня Люмкис
 

Метки:

1931 — (23 Нисана 5691) Ишув. У арабов. Эрец-Исраэль закончился религиозный праздник Неби-Муса, у бойцов Хаганы - период повышенной готовности - мобилизации.
 

Метки:

1932 — (4 Нисана 5692) Ишув. В Самарии движением Мизрахи основано поселение Javits. Разрушено в Войну за Независимость. Вновь отстроено в 1951 году. Сегодня - религиозное поселение.
 

Метки:

1933 — (14 Нисана 5693) Дневник писателя Томаса Манна, комментирующий принятый 7 апреля закон «О восстановлении профессионального чиновничества»: «Евреи... В том, чтобы прекратились высокомерные и ядовитые картавые наскоки Керра на Ницше, большой беды не вижу; равно как и в удалении евреев из сферы права — скрытное, беспокойное, натужное мышление. Отвратительная враждебность, подлость, отсутствие немецкого духа в высоком смысле этого слова присутствуют здесь наверняка. Но я начинаю предчувствовать, что этот процесс все-таки — палка о двух концах».
 

Метки:

1938 — (9 Нисана 5698) Ишув. Газета "Палестин пост" сообщала о том, что 32-летний Ицхак Петренко и два арабских террористов были убиты в результате арабского нападения на карьер Нешер, неподалеку от Хайфы. Два других арабских террористов были убиты после того, как они попытались атаковать колонну сопровождения мэр Наблуса. Маэстро Тосканини, знаменитый дирижёр и виолончелист, прибыл в Хайфу с серией концертов. Церковь Святого Гроба Господня в Иерусалиме была закрыта для общественности из-за срочных ремонтных работ. Несколько невзорвавшихся бомб были обнаружены в Иерусалиме, в районе Бен-Иехуда.
 

Метки:

1948 — (1 Нисана 5708) Война за Независимость. Неудачная попытка арабов-добровольцев из Египта под командой египетских офицеров захватить кибуц Кфар-Даром в Негеве, арабы потеряли 160 убитыми.
 

Метки:

1948 — (1 Нисана 5708) Война за Независимость. Вечером тель-авивская радиостанция ЭЦЕЛ "Коль Цион а-лохемет" сообщила, со ссылкой на иерусалимский штаб ЭЦЕЛ, что нападавшие потеряли 4 человека убитыми и 32 раненными, а арабы потеряли 240 человек

Информация, переданная из Иерусалима на радио ЭЦЕЛ, не соответствовала действительности: -Командир иерусалимского ЭЦЕЛ Раанан сознательно преувеличил число погибших в деревне. Таковы были законы психологической войны. Раанан рассказывал, что когда он передавал сообщение для радио в Тель-Авиве, ему не было известно точное числи убитых. -240- он придумал, хотя знал, что число убитых намного ниже. Сообщение о таком большом количестве убитых, по мнению Раанана, посеет страх среди арабов, что осложнит их попытки атаковать евреев-. Дейр-Ясин Верховный Арабский Комитет тоже увидел выгоду в преувеличении количества убитых: это должно было вызвать желание отомстить и, тем самым, поднять боевой дух повстанцев. Поэтому, Комитет продублировал сообщение радио ЭЦЕЛ, но убитых стало уже 254. Лишь через какое-то время арабскому руководству стало ясно, что сообщение вызвало страх в сердцах арабов, но было уже поздно. Исследования арабского университета Бир-Зейт о Дейр-Ясине сообщают о том, что количество жертв едва превышало 100.В Хагане, как выяснилось, уже на третий день после боя знали, что количество убитых намного ниже, чем число, переданное по радио ЭЦЕЛ.Йеошуа Ариэли, сменивший с силами Хаганы ЭЦЕЛ и ЛЕХИ в деревне, и руководивший захоронением погибших, сообщает, что всего было похоронено 110 тел. Исследование из Бир-Зейта говорит о 107 погибших. Точный подсчет погибших был произведен после боя двумя врачами, посланными Сохнутом в деревню, чтобы проверить заявления о ЗВЕРСТВАХ. Д-р Авигдори (председатель профсоюза медработников в Иерусалиме) и его заместитель д-р Друян обошли каждый дом в Дейр-Ясине и проверили каждый труп. Из их рапорта выясняется, что в деревне ими обнаружено 46 убитых. Причина смерти всех - огнестрельные ранения или последствия взрывов. Все были одеты в свою одежду и никаких признаков ЗВЕРСТВ обнаружено не было. В телевизионной передаче Би-би-си, посвященной 50-летию арабо-израильского конфликта, было показано интервью с Хасаном Нусейба, бывшем в 1948 году редактором новостей на арабском языке на британской радиостанции в Палестине. Он рассказал о встрече у Яффских ворот между эвакуированными из Дейр-Ясина и арабскими руководителями, включая Хусейна Халиди, секретаря Верховного Арабского Комитета. Ныне живущий в Аммане Нусейба спросил у Халиди: -Как нам освещать всю эту историю в Дейр-Ясине?-Тот ответил: -Нам надо извлечь из неё максимальную выгоду-. Поэтому Нусейба и сообщил по радио об убийствах детей и насилованиях беременных женщин в Дейр-Ясине.В той же передаче, один из жителей деревни, Абу-Махмуд, рассказал, что жители тогда протестовали:-Мы им сказали, что никаких изнасилований не было-.Халиди им ответил: -Нам это необходимо для того, чтобы арабские армии пришли и спасли нас от евреев-. Понятие РЕЗНЯ означает убийство беззащитных людей. В августе 1929 года арабы устроили резню в Хевроне.В мае 1948 года Арабский Легион расстрелял жителей Кфар-Эцион, после того как те сдались в плен.А в Дейр-Ясине?Во-первых, нападающим приказали соблюдать женевскую конвенцию.Во-вторых, ЭЦЕЛ и ЛЕХИ приказали пожертвовать внезапностью и послать броневик с громкоговорителем в деревню, чтобы у мирных жителей была возможность уйти из деревни.В-третьих, все признают, что в Дейр-Ясине шел тяжелый бой. Между двумя вооруженными группами, одна из которых заняла оборону в жилых каменных домах со стальными дверьми. Вторая группа, поэтому, была вынуждена применять гранаты и заряды взрывчатки. Так появились жертвы среди мирных жителей.События 9 апреля 1948 года в Дейр-Ясине оказали огромное влияние на ход всей Войны за Независимость.Так описан этот бой в книге -История Войны за Независимость-, подготовленной отделом истории при Генштабе ЦАХАЛ:-События в Дейр-Ясине стали известны во всем мире как резня в Дейр-Ясине. Это нанесло вред доброму имени Ишува. Все арабские пропагандистские каналы, тогда и сейчас, старательно пересказывали и пересказывают свою версию произошедшего. Но нет никакого сомнения, что Дейр-Ясин способствовал разброду, шатаниям и неуверенности в арабских тылах. Даже не сам бой, нет, - а та истерия, начатая в арабских СМИ. Они хотели показать народу ЖЕСТОКОСТЬ ЕВРЕЕВ, чтобы поднять боевой дух, но получилось, что породили страх. Сегодня они признают свою ошибку-.

 убитыми. (см. 9 апреля ).
 

Метки:

1953 — (25 Нисана 5713) Израиль. Газета "Джерузалем пост" сообщила: министр иностранных дел Моше Шарет, провел краткую встречу в Белом доме с президентом США Д. Эйзенхауэром. Израиль получил в качестве подарка, и ради снижения цен из Америки излишки продуктов питания: пшеницу, бобы, картофель, сыр, порошковое молоко, сухие яйца и сливочное масло. В Америке закуплены 100000 тонн американских стальных труб для местной промышленности.
 

Метки:

1956 — (29 Нисана 5716) Теракты федаинов (египетских диверсантов) в этот день в Израиле. В Магене напоролась на мину командирская машина; трое получили ранения. Около Кисуфима подорвался на мине армейский бронетранспортер; трое раненых.
 

Метки:

1956 — (29 Нисана 5716) В Израиль прибыл Генеральный секретарь ООН Д. Хаммаршельд. Целью его поездки была попытка урегулировать отношения Израиля и Египта (см. 14 марта 1956 года). После бесед с израильтянами он отбыл в Каир и опять вернулся в Иерусалим, затем вылетел в Амман и снова в Иерусалим, потом опять в Каир. Все эти поездки Генеральный секретарь совершил на протяжении одной недели, и в какой-то момент показалось, что на сей раз его усилия увенчаются успехом (см. 17 апреля 1956 года).
 

Метки:

1957 — (9 Нисана 5717) Состоялось заседании Бюро ЦК ВЛКСМ, на котором рассматривался вопрос о вышедшем в конце декабря 1956 года в издательстве "Молодая гвардия" романа писателя Вал. Иванова ("Русь великая", "Русь изначальная") "Желтый металл", где автор очень откровенно высказал свое мнение о евреях, татарах и кавказцах. Подробнее

бюро определило, что в романе “грубо искажается наша советская действительность. Касаясь вопросов национальной политики, автор допускает националистические высказывания о некоторых народах нашей страны. Роман изобилует вульгарными, пошлыми, циничными выражениями”. Бюро постановило изъять книгу из книготорговой сети, снять с работы непосредственного редактора “Желтого металла” Г. Прусову (похоже, что наказание постигло ее за то, что она на проработках первоначально не пожелала каяться), а ее непосредственных начальников (но не директора издательства) наказать строгими выговорами. В тот же день редактор романа была вынуждена написать объяснительную — сразу на имя заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС А.В. Романова (в том же году он стал начальником Главлита и проработал на этом посту тридцать лет), в которой утверждала, что первоначальный текст романа В. Иванова, переданный для редактуры 15 мая 1954 года, по совету ее и старшего редактора, литературного критика М.С. Шкерина был подвергнут автором глубокой переработке. В частности, автора заставили отказаться от главы “Космополиты” и “целой сюжетной линии, связанной с цыганами”, а также добавить нескольких нерусских положительных персонажей. В работе над рукописью принимал участие и директор издательства “Молодая гвардия” И. Васильев — один из ближайших помощников первого секретаря ЦК ВЛКСМ А. Шелепина. 11 апреля объяснительную был вынужден писать уже сам Васильев. 15 апреля А. Романов вместе с одним из инструкторов отдела С. Аветисяном подготовил записку, в которой выразил удовлетворение решением Бюро ЦК ВЛКСМ и отдельно выразил обеспокоенность, что “многие высказывания в этом романе носят шовинистический, клеветнический характер и легко могут быть использованы за рубежом для антисоветских выпадов”, а потому он не только поддержал изъятие книги из продажи, но и порекомендовал перевести ее в “закрытый фонд” в библиотеках. Дело “Желтого металла” интересно и тем, что это, по всей видимости, был один из первых эпизодов деятельности формирующейся под эгидой ЦК ВЛКСМ и “группы Шелепина” “русской партии”. Впоследствии директор издательства И. Васильев лоббировал сочинения не только В. Иванова, но и такого известного антисемитского автора, как И. Шевцов, о чем тот с благодарностью упоминает в воспоминаниях. Старший редактор “Молодой гвардии”, принимавший участие в работе над романом Иванова, известный антисемит М.С. Шкерин входил в московское окружение М. Шолохова. Мягкость в наказании сотрудников издательства и полное отсутствие упреков в адрес самого автора свидетельствовали только об одном — идейной солидарности руководства ЦК ВЛКСМ с ксенофобской позицией автора и стремлением всеми силами уладить конфликт с внешними силами и в наименьшей степени пожертвовать “своими” источник

 
 

Метки:

1962 — (6 Нисана 5722) Премьер-министр Давид Бен-Гурион сообщил Кнессету о резолюции совета безопасности ООН осудить Израиль за инцидент (перестрелку) на сирийской границе.
 

Метки:

1970 — (4 Нисана 5730) Израиль. Опубликована статистика потерь ЦАХАЛа за год Войны на Истощение - 152 военнослужащих погибли, 726 ранены.
 

Метки:

1973 — (8 Нисана 5733) Операция "Весна молодости". Три группы из спецназа Генерального штаба, десантников и морских коммандос высадились ночью на бейрутском пляже. Их встретили агенты Мосада, препроводили к 7-этажному зданию на окраине, где находился штаб ООП. Здание было атаковано, убиты 50 террористов, в том числе несколько высокопоставленных. В бою погибли лейтенант А. Шор и сержант Х. Мааян, трое наших были ранены.
 

Метки:

1978 — (3 Нисана 5738) Израиль. Газета "Джерузалем пост" сообщила о перспективах скорейшего, полного вывода израильских войск из Южного Ливана. Возможных американских гарантиях поселениям. Строительстве при поддержке США воздушной базы в Синае и военно-морской базы в Яффе. Запрещении использования стеклянных бутылок на израильских пляжах.
 

Метки:

1995 — (10 Нисана 5755) Статистика. Евреев в мире 13 млн.
 

Метки:

1997 — (3 Нисана 5757) Тело сержанта Армии Обороны Израиля Шарона Эдри, пропавшего без вести 7 месяцами раньше, было обнаружено погребённым на территории деревни Цруриф на Западном берегу р. Иордан. Шарон Эдри был похищен и впоследствии убит ячейкой террористической организацией ХАМАС в сентябре 1996 года, когда стоял на «тремпиаде» у поселения Зануах.
 

Метки:

2002 — (28 Нисана 5762) Израиль. Теракт в автобусе Хайфа - Иерусалим, 8 погибших, 14 раненых.
 

Метки:

2002 — (28 Нисана 5762) Операция "Хомат маген", вертолеты ВВС Израиля уничтожили в одном из зданий Шхема четверых террористов ХАМАС.
 

Метки:

2007 — (22 Нисана 5767) Израиль. Разрешены к публикации сведения о том, что акануне праздника ШАБАК и ЦАХАЛ арестовали 19 членов террористических группировок в Калькилии (Самария), готовивших крупный теракт, который они намеревались осуществить в дни Песаха. Террорист-смертник должен был доставить автомобиль со 100 кг взрывчатки в Тель-Авив и там взорвать его. Араб имел израильское удостоверение личности в рамках воссоединения семей (его отец женился на женщине из Тайбе). Смертник на заминированной машине уже добрался до центрального района Израиля, но по не выясненной пока причине вернулся в Калькилию. Во время операции по задержанию террористов, автомобиль взлетел на воздух в результате самопроизвольного срабатывания взрывного устройства. В ШАБАКе подчеркивают, что израильское удостоверение личности позволило боевику свободно въезжать из Калькилии на территорию Израиля и возвращаться обратно, собирая разведывательные данные об израильских силовых структурах.
 

Метки:

2008 — (5 Нисана 5768) Израиль. Газета "Джерузалем пост" сообщила об итогах соцопроса еврейских родителей о профессиональном будущем их детей. Были опрошены 500 человек. 22 процента хотели бы видеть своих детей врачами, 16 - специалистами хай-тэк, юристами - 10.
 

Метки:

2009 — (16 Нисана 5769) Заместитель министра обороны РФ по вооружению Владимир Поповкин на пресс-конференции в Москве официально подтвердил информацию, опубликованную ранее газетой "Коммерсант", о том, что министерство обороны России заключило контракт с израильской фирмой на поставку партии беспилотных летательных аппаратов. Это три системы ближней и средней дальности компании Israel Aerospace Industries: легкий переносной комплекс мини-БПЛА Bird-Eye 400 (взлетная масса – 5 кг, радиус действия – 10 км), тактический I-View MK150 (соответственно 160 кг и 100 км) и БПЛА среднетяжелого класса Searcher Mk II (426 кг и 250 км). Общая сумма сделки – 50 миллионов долларов.
 

Метки:

2014 — (10 Нисана 5774) С полигона "Пальмахим" запущен в космос спутник-шпион "Офек-10", вышел на заданную орбиту и начал трансляцию данных в центр управления. "Офек-10" оснащен новейшим радаром с синтезированной аппаратурой, позволяющим получать снимки земной поверхности высокого качества вне зависимости от погодных условий и времени суток. в отличие от 11 других стран мира, имеющих возможность запускать спутники по движению Земли (на восток), Израиль такой возможности лишен, поэтому все израильские спутники запускаются против движения планеты (на запад). "Офек-10" создан концерном "Авиационная промышленность" (ТАА). Ракета-носитель "Шавит" разработана специалистами завода "Гивон", входящего в концерн "Военная промышленность" (ТААС). Стоимость спутника - около 300 миллионов долларов.
 

Метки:

2016 — (2 Нисана 5776) В Центре культуры и искусства "Бейт Наглер" в Кирьят-Хаиме открылось третье израильское Биеннале изделий из стекла (первое прошло в 2012 году). На выставке было представлено более ста произведений, созданных лучшими стеклодувами Израиля. Выставка действовала месяц.
 

Метки: