Календарь на 18-е марта

-1712 — До н. э. Родился библейский Исаак, сын Авраама и Сары. От него пошел род, давший миру Спасителя. Когда Исааку было 25 лет, бог велел Аврааму принести сына в жертву. Авраам подчинился, но ангел в последний момент отвел руку с ножом от горла сына. Это было испытанием веры Авраама. В сорок лет Исаак женился на Ревеке. 20 лет у них не было детей, а затем появились Исав и Иаков.(В. Алексеев "День в истории" www.citycat.ru ).
 

Метки:

1190 — (9 Нисана 4950) 57 евреев погибли от рук крестоносцев в Bury St Edmonds (Англия)
 

Метки:

1349 — (27 Адар-2 5109) По обвинению в распространении чумы убиты евреи Баден-Бадена.
 

Метки:

1389 — (20 Адар-2 5149) Погром в Праге (Чехия). Начался с уличной свары между играющими еврейскими детьми и священником, проходившим мимо. Мальчики, якобы, бросили в него песком. Священник обвинил евреев в нападениии на него.
 

Метки:

1478 — (14 Нисана 5238) Был канун еврейского Песаха и одновременно середина святой недели христиан. В эту трагическую ночь молодой кабальеро-христианин встречался в Juderia Севильи со своей подругой-еврейкой. Шуры-муры, разговоры и поцелуйчики закончились тем, что кабальеро впустили в дом. То, что он там увидел, сильно охладило его любовный пыл, но зато разгорячило христианское рвение. С нашей точки зрения в доме не происходило ничего особенного: просто евреи и marranos отмечали сейдер, но на юного «рыцаря» это произвело жуткое впечатление, и в ту же ночь подробный донос попал в нужные руки. Наутро Алонсо, главный священник Севильи, в присутствии всего двора поставил Изабеллу перед выбором, и королева сдалась

Будущий король объединенной Испании Фердинанд и его жена Изабелла вели постоянные войны на два фронта: с мусульманами на Юге и со своими соседями на Севере. Войны эти в основном финансировались специальными налогами на евреев, что привело к быстрому обнищанию еврейских общин. Всем ясно, что такой удобный источник скоро иссякнет. Воспользовавшись этим, церковь начала все больше давить на короля и королеву, объясняя, что новая золотая жила – бездонное Эльдорадо – находится совсем рядом, и имя ей – marranos. Но занятому войной Фердинанду пока не до этого, да и по складу характера он на дух не выносит любые советы. В 1477 году гражданская война заканчилась, и Изабелла перевела свой двор в Севилью, где попала под сильное влияние своего бывшего наставника, доминиканского священника Томаса Торквемады. Сам Торквемада, рожденный в семье marranоs, посвятил всю свою жизнь (подобные случаи нередки в еврейской истории) преследованию евреев. Когда-то, когда Изабелла была девочкой, он взял с нее слово, что если она станет королевой – почти невероятное событие по тем временам, - то посвятит все силы, «сердце и душу» борьбе с ересью и евреями. Однако, став королевой и сильно нуждаясь в еврейско-марранских деньгах, Изабелла, окруженная к тому же со всех сторон советниками- marranos, колебалась, пока не произошел случай, изменивший все и ставший началом конца двухтысячелетней истории евреев в Испании и началом дичайшего, более чем 300-летнего периода, известного под зловещим именем испанская инквизиция Завертелась бюрократическая машина. В ноябре 1478 года была получена папская булла, но еще около двух лет ушло на подбор кадров первого в Испании севильского трибунала. В одно из воскресений сентября 1480 о его создании с великой помпой сообщили населению Севильи. Игорь Юдович ОТ СЕВИЛЬИ ДО ГРЕНАДЫ www.berkovich-zametki.com

 

Метки:

1487 — (23 Адар-2 5247) В Неаполе печатником книг Иосефом бен Яковом Ашкенази Гунценхаузером и его сыном Азриэлем открыта первая еврейская типография. (Возможно, эта дата и событие 28 марта 1487 года - одно и тоже. Там первая печатная книга, здесь первая типография)
 

Метки:

1900 — (17 Адар-2 5660) В Амстердаме основан футбольный клуб "Аякс". Так как его владельцами были евреи, он долгое время имел прозвище "еврейский". Потому на трибунах его стадиона так часто были видны флаги Израиля. Сейчас это, кажется, в прошлом.
 

Метки:

1909 — (25 Адара 5669) Этим числом помечено частное Письмо

Поводом для написания письма послужил инцидент, случившийся в одном петербургском литературном обществе в феврале 1909 года. Писатель Шолом Аш читал пьесу. По прочтению пьесы, слово взял Евгений Николаевич Чириков, литератор, человек прогрессивных взглядов, ранее в юдофобстве не замеченный. Чириков начал с критики модной в ту пору концепции СМЕРТИ БЫТА. Затем он обратил внимание на наличие чуждых веяний в русской литературе. И указал на евреев, как на главных носителей этих веяний. Евреев, утверждал Чириков, в русской литературе развелось слишком много. И это дурно отражается на её национальном лице и вообще уводит в сторону. Чирикова поддержал некий Арабажин. Он тоже до сей поры, сносно относился к евреям и даже защищал их на страницах какого-то журнала. И, тем не менее, счёл нужным заметить, что в русской литературе евреев, действительно, больше, чем нужно. И это не идет литературе на пользу. Более того, вредит. Бог весть, что они говорили на самом деле. Литературное общество было не слишком представительным. Протоколы не велись. Но прошел слух. Мол, господа Чириков и Арабажин выступили против наплыва евреев в русскую литературу. Осудили, так сказать. Очевидно, эта мысль приходила в голову не только Чирикову и Арабажину. И развязалась оживленная полемика. Она захлестнула прессу. Каждый хотел высказаться. Осудить Чирикова. Или, напротив, поддержать его. В русском либеральном обществе, до сей поры, не принято было писать о евреях плохо. Не поощрялось. Считалось недемократичным. А тут прорвало. Куприн тоже решил поделиться наболевшим. Правда, с оговорками. В том смысле, что письмо это не для печати. И не для кого, кроме Батюшкова не предназначено. Судя по письму, Куприна уже просили подписать какое-то обращение в защиту Чирикова. Но он отказался ИЗ ЧИСТОПЛОТНОСТИ. И пояснил, не прибегая к камуфляжу. Как никак, частное, не предназначенное для печати письмо: Уж больно грязное и вонючее все это еврейское кодло. Если не зацикливаться на антиеврейских эпитетах и метафорах. Письмо изобилует ими. Не ставить в вину крупному русскому писателю тёмные стороны его большой души, то, в принципе, он горой за евреев. И даже готов защищать их. Но не всегда и не во всём - если еврей хочет полных гражданских прав, - пишет Куприн, - хочет свободы жительства, учения, профессии и исповедания веры, хочет неприкосновенности дома и личности, то не давать ему их - величайшая подлость. И всякое насилие над евреем - насилие надо мной, потому что всем сердцем я велю, чтобы этого насилия не было, велю во имя любви ко всему живущему. Более того, Куприн пеняет правительству за его антиеврейскую политику. И прозрачно намекает, что для правительства это может плохо кончиться. Нострадамус не Нострадамус. Но все же, какое-никакое понимание происходящего у Куприна имелось. Куприн считал, что для евреев должны быть открыты все сферы деятельности, предоставлены, несмотря ни на что, все возможности, кроме одной; кроме возможности заниматься литературой, претендовать на роль русского писателя, - Ради Бога, избранный народ, - пишет Куприн, - иди в генералы, инженеры ученые, доктора, адвокаты - куда хотите! Но не трогай нашего языка, который вам чужд и который даже от нас, им вскормленных, требует теперь самого нежного, самого бережного и любовного отношения. Евреи, как полагал Куприн, внесли и вносят в прелестный русский язык сотни немецких, французских, польских, торгово-условных, телеграфно-сокращенных нелепых и противных слов. Они создали ужасную к языку нелегальную литературу и социал-демократическую брошюрятину. Они внесли припадочную истеричность и пристрастность в критику и рецензию. И сделали это, Куприн уверен, НЕ СО ЗЛА, НЕ НАРОЧНО, А ИЗ ТЕХ ЖЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ГЛУБОКИХ СВОЙСТВ СВОЕЙ ПЛАМЕННОЙ ДУШИ - ПРЕЗРЕНИЯ, НЕБРЕЖНОСТИ, ТОРОПЛИВОСТИ. Сказанное выше, как бы постановляющая часть, вынесенного Куприным вердикта. Аргументация же сводится к, перечислению негативных свойств и качеств, которые, как полагает Куприн, присущи евреям - что бы ни надевал на себя еврей - пейсы и лапсердак или цилиндр и смокинг, крайне ненавистнический фанатизм, или атеизм, или ницшеанство, бесповоротную оскорбленную брезгливость к гойю (свинья, собака, гой, верблюд, осел, менструирующая женщина - вот нечистые по Талмуду), или ловкую философскую теорию о всечеловеке, всеблаге и вседуше - это все, - утверждает Куприн, - от ума и внешности, а не от сердца и души. В силу этого Куприн дистанцируется от евреев, отторгает их: И потому каждый еврей не связан со мной ни землей, которую я люблю, ни языком, ни природой, ни историей, ни типом, ни кровью, ни любовью, ни ненавистью, - провозглашает Куприн. - Даже ни ненавистью, потому что в еврейской крови ненависть зажигается только против врагов Израиля. Куприн уверен, что антиеврейски настроены буквально все русские литераторы. Но скрывают это, в части своей; то ли из боязни перед общественным мнением; то ли в силу недопонимания. То ли ещё почему-то. - Вот три честнейших человека: Короленко, Водовозов, Иорданский, - пишет Куприн, - скажи им о том, что я сейчас пишу, скажи даже в самой смягченной форме,- конечно же, они не согласятся и обо мне уронят несколько презрительных слов как о бывшем офицере, о человеке без широкого образования, о пьянице, ну в лучшем случае как о ... Но в душе им еврей более чужд, чем японец, чем негр, чем говорящая сознательная прогрессивная (представь себе такую!) собака. Можно, прямо или иносказательно ругать, кого угодно, - возмущается Куприн, - только не еврея. Стоит только заикнуться, как сразу же поднимется ВОПЛЬ И ВИЗГ. Мир полон неисчислимых страданий, но, о них как считает Куприн, пишут куда меньше, чем о том, что у какого-то ХАЙКИ МИНЬМАНА В ЛУЦКЕ ВЫПУСТИЛИ ПУХ ИЗ ПЕРИНЫ. Еврейские беды, еврейские страдания ничем не отличаются от страданий остального человечества, но - и это особенно злит Куприна, - евреи в силу ЕВРЕЙСКОГО галдёжа, еврейской истеричности, еврейской ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ выставляют свои беды и страдания на всеобщее обозрения, привлекают к ним намного больше внимания, чем они заслуживают; и, в силу этого, создают в обществе нестерпимую душную атмосферу - и слону и клопу одинаково больна боль, - полагает Куприн, - но раздавленный клоп громче воняет. Куприн вслед за Достоевским подчеркивает великое мировое загадочное предназначение России. Особые свойства русской христианской души. В том числе способность так великодушно, так скромно, так бескорыстно и искренне бросить свою жизнь псу под хвост во имя призрачной идеи о счастье будущего человечества. И настоятельно требует, чтобы евреи были изъяты из материнских забот горячо любимой Куприным страны. Куприн ополчается на всех более или менее известных еврейских писателей, противопоставляя им Чирикова. - Чириков и сам талантливее всех их евреев вместе - Аша, Волынского, Дымова, А. Федотова, Ашкинази и Шолом-Алейхема, - пишет Куприн, - потому что иногда от него пахнет и землей, и травами, а от них - всего лишь жидом. И заключает:- Эх, писали бы вы, паразиты, на своем говенном жаргоне и читали бы сами себе свои вопли и словесную блевотину и оставили бы совсем, совсем русскую литературу. А то ведь привязались к нашей литературе, не защищенной, искренней и раскрытой, отражающей истинно славянскую душу, как привяжется иногда к умному, щедрому, нежному душой, но мягкосердечному человеку старая, истеричная, припадочная блядь, найденная на улице Валентин Домиль ДВЕ ИПОСТАСИ АЛЕКСАНДРА КУПРИНА www.berkovich-zametki.com

  русского писателя А. Куприна своему давешнему приятелю Фёдору Дмитриевичу Батюшкову, профессору, историку литературы и критику.
 

Метки:

1912 — (5 марта по ст. ст.) Газета "Мариупольская жизнь": "КИЕВ. Каждую ночь производятся полицейские облавы на бесправных евреев. Каждая облава даёт богатую "добычу", так как на контрактовую ярмарку прибыло много евреев из всех мест края. Все они приехали в уверенности, что по примеру прошлых лет, пользуются на время контрактов правом беспрепятственного проживания. Тем не менее, полиция требует доказательств, что приезд имеет отношение к контрактам. Конечно, доказать это трудно, поэтому большинство высылается к месту прописки".
 

Метки:

1918 — (5 Нисана 5678) Харбинская организация сионизма подготовила и провела "Палестиннкую неделю". В здании коммерческого собрания прошёл большой концерт и были собраны деньги для палестинcкого фонда.
 

Метки:

1923 — (1 Нисана 5683) В Петах-Тикве родился Элиэзер Кашани - боец ЭЦЕЛя, казнёный англичанами 16 апреля 1947 года вместе с тремя товарищами Мордехаем Алкахи, Иехиэлем Дреснером, Довом Грюнером.
 

Метки:

1938 — (15 Адар-2 5698) Шоа. В Австрии закрыты еврейские общинные учреждения, все сионистские организации, их лидеры и руководители арестованы и отправлены в Дахау
 

Метки:

1941 — (19 Адара 5701) Во французской газете "Паризер цайтунг" чемпион мира по шахматам А. Алёхин начал опубликацию серии статей под общим названием "Арийские и еврейские шахматы". Закончил 23 марта.
 

Метки:

1942 — (29 Адара 5702) Катастрофа. Началась депортация 54000 евреев Словакии в Польшу, в Освенцим. Она продолжалась до конца июля.
 

Метки:

1943 — (11 Адар-2 5703) Катастрофа. Депортация евреев Македонии и Фракии в Освенцим. 11343 человека. Отправляли их из Болгарии, куда были собраны в начале марта. К ним должны были присоединиться местные евреи, но заступился король Болгарии Борис, евреев же новых областей государства он спасти был не в состоянии.
 

Метки:

1943 — (11 Адар-2 5703) В Эрец-Исраэль прибыли части польской армии Андерса.
 

Метки:

1943 — (5703, 11 Адар-2) Министр иностранных дел Великобритании Бевин объявил о возвращении Мандата на Эрец-Исраэль в ООН
 

Метки:

1944 — (23 Адара 5704) Партизаны отряда имени К. Ворошилова обезоружили 7 партизан-евреев отряда имени М. Калинина (см. 2 апреля ).
 

Метки:

1944 — (23 Адара 5704) Родился Амнон Липкин-Шахак - израильский государственный деятель, 15-й Начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля, министр, депутат кнессета. Начал военную карьеру в 1962 году в бригаде «Цанханим». После Шестидневной войны назначен командиром батальона «Духифат». В 1973 году принимал участие в спецоперации по ликвидации в Бейруте трёх лидеров Организации освобождения Палестины. В 1977 году назначен командиром бригады «Цанханим». С 1983 по 1986 занимал пост командующего Центральным военным округом. После этого был главой Управления разведки Армии обороны Израиля. С 1991 по 1995 занимал пост заместителя Начальника Генерального штаба. При его непосредственном участие проведена операция «Соломон» по вывозу эфиопских евреев в Израиль.В январе 1995 сменил Эхуда Барака на посту Начальника Генерального штаба Армии обороны Израиля. Принимал участие в секретных переговорах с Сирией, в том числе с сирийским начальником генерального штаба.После ухода из армии занялся политикой, Женат на известной израильской журналистке Тали Липкин-Шахак, отец пятерых детей.
 

Метки:

1948 — (7 Адар-2 5708) Встреча в Вашингтоне президента США Трумена с президентом Всемирной сионистской организации Вейцманом, в результате которой Трумен изменил своё решение блокировать план раздела Палестины, принятый ООН в 1947 году, удовлетворил просьбу поддерживать еврейскую эмиграцию В Эрец-Исраэль (см. 19 марта ).
 

Метки:

1948 — (7 Адар-2 5708) Война за Независимость. Разгромлен конвой, возвращавшийся из поселения Хар-Тов. Два броневика ушли с поля боя, оставив товарищей; помощь из Кирьят-Анавим (6-й батальон ПАЛЬМАХа) пришла слишком поздно. Штаб ПАЛЬМАХа опубликовал бюллетень о бое: "В ходе боя пальмахники убили значительное количество арабов и прорвались к месту, где погибло 8 бойцов Хаганы из Иерусалима. Под концентрированны огнем врага они доставили тела в Иерусалим. Из подразделения, которое участвовало в тяжелом бою, и победило, не пострадал никто".
 

Метки:

1955 — (24 Адара 5715) Начато строительство университета в Тель-Авиве.
 

Метки:

1964 — (5 Нисана 5724) Заложен краеугольный камень нового района в Бней Браке, названного в честь рабби Ицхака Исаака Халеви Герцога - Кирьят-Герцог.
 

Метки:

1968 — (18 Адара 5728) Теракт. Автобус со школьниками из Тель-Авива подорвался на мине близ Эйлата. Трое взрослых погибли, 16 детей ранены.
 

Метки:

1986 — (7 Адар-2 5746) Улица Нахлат Беньямин в Тель-Авиве стала пешеходной. Нахалат Беньямин является местным аналогом Арбата, Монмартра и прочих подобных... "Наследие старшего сына на весеннем холме" - вот как это переводится дословно. Улица художников, скульпторов, певцов, музыкантов, стеклодувов и других всевозможных творческих личностей. Она открыта два раза в неделю: во вторник и в пятницу. В эти дни там многолюдно, шумно и весело.
 

Метки:

1992 — (13 Адар-2 5752) Председатель Кнессета выступил с речью о теракте в Буэнос-Айресе 17 марта. Взрыв заминированной машины привел к крушению здания посольства Израиля в Аргентине. В этом теракте погибли 20 человек и около 200 получили ранения.
 

Метки:

2010 — (3 Нисана 5770) В Иерусалиме прошёл традиционный пробег на дистанцию, равную половине марафонской. В связи с этим были перекрыты несколько центральных улиц: Аразим, Шдерот Кирьят-Йовель, связка между зоопарком и стадионом "Тедди", Шдерот Рупин, Шдерот Герцль, Бейт а-Керем.
 

Метки:

2013 — (7 Нисана 5773) Вечером в Кнессете были приведены к присяге члены 33-го правительства Израиля. В коалицию вошли Ликуд; Исраэль Бейтейну (НДИ); А-Тнуа; Еш Атид; Байт Иегуди (Еврейский дом). В общей сложности, эти партии, по итогам выборов в Кнессет 19-го созыва, обладали 68 из 120 депутатских мандатов. С лидерами партий Еш Атид и Байт Иегуди коалиционные соглашения были подписаны в пятницу, 15 марта, незадолго до наступления шабата и за сутки до окончания второго срока, отпущенного Нетаниягу для того, чтобы сформировать новое правительство. Впервые за последние 10 лет была сформирована коалиция "без харедим": ультрарелигиозные партии ШАС и "Яадут а-Тора" остались в оппозиции.
 

Метки:

2013 — (7 Нисана 5773) Вечером в Кнессете были приведены к присяге члены 33-го правительства Израиля. В коалицию вошли Ликуд; Исраэль Бейтейну (НДИ); А-Тнуа; Еш Атид; Байт Иегуди (Еврейский дом). В общей сложности, эти партии, по итогам выборов в Кнессет 19-го созыва, обладали 68 из 120 депутатских мандатов. С лидерами партий Еш Атид и Байт Иегуди коалиционные соглашения были подписаны в пятницу, 15 марта, незадолго до наступления шабата и за сутки до окончания второго срока, отпущенного Нетаниягу для того, чтобы сформировать новое правительство. Впервые за последние 10 лет была сформирована коалиция "без харедим": ультрарелигиозные партии ШАС и "Яадут а-Тора" остались в оппозиции.
 

Метки:

2018 — (2 Нисана 5778). Теракт. В Старом городе Иерусалима ножом убит 32-летний Адиэль Кольман из поселка Кохав а-Шахар. Убийцу, араба из деревни Акраба, расположенной недалеко от Шхема, ликвидировал полицейский.
 

Метки: