Календарь на 18-е февраля

1475 — (11 Адара 5235) Аврахамом бен Гартоном бен Ицхаком из Реджо-ди-Калабрия издан комментарий Раши к Пятикнижию. Это самая ранняя дошедшая до нас еврейская книга с полными выходными данными в колофоне. Первые книги не имели титульных листов, лишь в конце текста (в так называемых колофонах) приводилась не всегда полная информация о типографе, его помощниках, месте печатания и дате его окончания, а иногда также имя лица, финансировавшего издание. www.eleven.co.il
 

Метки:

1757 — (28 Швата 5517) В Авиньоне (Франция) местный житель, проходя ночью через гетто, споткнулся и упал в колодец рядом с синагогой. К счастью, он не пострадал. Этот день был объявлен праздником в общине, потому что, если бы горожанин утонул, евреям были бы предъявлены обвиненния в соучастии в его смерти.
 

Метки:

1788 — (10 Адара 5548) Указ императора Австрии о призыве евреев на воинскую службу.
 

Метки:

1839 — (4 Адара 5599) Родился Цадок Кан - главный раввин Парижа (1869–90) и Франции (с 1890 г.). Учился в иешиве в Страсбуре и в раввинской школе Меца. Примыкал к Ховевей Цион, активно поддерживал движение и содействовал контактам его руководителей с Э. де Ротшильдом. С большой симпатией относился к Т. Герцлю и к идеям политического сионизма. Однако, став главным раввином Франции, утвержденным правительством, и главой государственной еврейской консистории, в официальных выступлениях отмежевывался от планов создания еврейского государства в Эрец-Исраэль как несовместимых с французским гражданством. Сочувствуя эмиграции евреев из Восточной Европы, но опасаясь усиления антисемитизма во Франции, он в 1881 г. обратился в Альянс с просьбой ограничить въезд евреев в страну. Вел борьбу с антисемитизмом во Франции и в Алжире, активно добивался пересмотра дела Дрейфуса. Умер 8 декабря 1905 года.
 

Метки:

1842 — (8 Адара 5602) Львовский еврей, Маркус Вольф Этингер донёс в городскую канцелярию, что в доме на ул. Угольной происходят незаконные собрания «миньяна» (миньян – 10 еврейских мужчин, необходимых для произнесения коллективной молитвы). Жалоба повторяется 22.07.1842 г. Теперь в организации «незаконного богослужения» прямо обвинялись Якоб Гланзер (см. 11 сентября 1840), Даниэль Мунд, Арон Вебер и другие члены общины «Хидушим». В своих доносах жалобщики ссылались на распоряжение Галицкого губернатора от 22.08.1823 г., согласно которому евреям запрещено молиться в частных домах. Правление еврейской общины Львова находилось в состоянии острого конфликта с ортодоксальным духовенством и последователями хасидизма, которые собирались открыть на улице Угольной синагогу.
 

Метки:

1859 — (14 Адара 5619) В Переславле родился Шолом-Алейхем (ст. ст.). Писал в основном на идиш. Самые известные произведения "Блуждающие звёзды", "Мальчик Мотл", "Тевье-молочник". Издал на свои деньги серию книг еврейских писателей "Еврейская народная библиотека". В 1911 году переехал в Америку.
 

Метки:

1896 — Письмо Исаака Борисовича Фaйнермaна

Имя Исаака Борисовича Файнермана сейчас мало кому известно. Отметим, что нет однозначного мнения даже об его имени. В отдельных источниках, даже таких солидных, как "Еврейская энциклопедия" (в 16 томах, издание Брокгауза-Ефрона, 1908-1913 гг.), он фигурирует как Т. Файнерман.

Файнерман был толстовцем. Приверженность к взглядам Толстого привела его в Ясную Поляну в 1885 г. Он принимал активное участи в яснополянской жизни: косил и пахал, ухаживал за больными во время эпидемии, учил детей. Для того, чтобы преподавать в яснополянской школе, принял православие. "Еврейская энциклопедия" называет Л. Толстого крестным отцом Файнермана. Однако сам Толстой в письме жене указывал, что крестными были его дочь Татьяна и помещик Бибиков. В течение ряда лет Файнерман много общался с писателем - в философских дискуссиях, по переписке и в быту.

Несмотря на принятие православия, Файнерман много писал о евреях, стремясь в своих работах показать Толстого юдофилом. И. Тенеромо выпустил несколько книг и статей о лояльном отношении Толстого к евреям: «Л. Н. Толстой о юдофобстве» («Одесские новости», 1907), «Л. Н. Толстой о евреях» (СПб., 1908; 3-е дополнительное издание, 1910), «Живые речи Л. Н. Толстого» (Одесса, 1908).

Эссе "Что такое еврей?", на самом деле написанное неким Г. Гутманом на идиш и опубликованное аж в 1871 году в в «Еврейской библиотеке» (СПб., 1871, т. 1) вполне соответствует общему настрою этих работ. Эти обстоятельства и позволяют предположить участие автора многих публикаций по теме Толстой - евреи в присвоении ничего об этом не знавшему Толстому эффектной чужой публикации, "заклеймившей" Толстого сторонником евреев источник

  Льву Толстому: "Сегодня мне дaли читaть книжку Анны Серон. В глaве: "Крещение еврея" есть обо мне много непрaвды. Глaвнaя непрaвдa это то, будто я принял прaвослaвие с целью избaвиться от воинской повинности. Думaю, что в этом случaе не мне, a Вaм бы хорошо было нaписaть возрaжение" (Аннa Сейрон, родом из Бaденa, жилa в 1882-1888 годах в кaчестве гувернaнтки в семействе Толстых; aвтор книги "Graf Leo Tolstoi", Берлин, 1875 (в русском переводе - "Шесть лет в доме грaфa Л. Н. Толстого", перевод с немецкого А. Сергиевского, СПб. 1895). (см. 5 марта 1896 года)
 

Метки:

1897 — (16 Адара 5657) Погром в местечке Шполы киевской губернии. Продолжался 2 дня. Были разгромлены еврейские магазины и квартиры.
 

Метки:

1929 — (8 Адара 5689) Ишув. Репатриантами из Восточной Европы, вначале как сельскохозяйственное поселение - мошав - основана Нетания. Сегодня крупнейший курорт средиземноморского побережья Страны, по длине пляжной зоны превосходит другие города Израиля, даже Тель-Авив. Крупный центр цитрусоводства и один из крупнейших центров мощной алмазной индустрии Страны.
 

Метки:

1943 — (13 Адар 5703) Ишув. Прибыли 1230 репатриантов из Польши - 370 взрослых и 860 детей, из которых 719 были сироты. Евреи попали в Эрец-Исраэль из Ирана, а туда из - СССР, благодаря договору между советским и польским правительствами, согласно которому 24000 граждан Польши, оказавшиеся в результате её раздела в Союзе, переправляются в Иран и часть их вступает в ряды польской армии Андерса. Евреев спасла и помогла пробраться дальше еврейская община Ирана.
 

Метки:

1943 — (13 Адара 5703) Официальное провозглашение создания гетто в Шанхае. 15 тысяч еврейских беженцев (без гражданства) были переселены в район трущоб Хонк-кю. Их ограничивали в трудоустройстве, и имущество некоторых из них было конфисковано. Основную поддержку им оказывал Социальный еврейский совет ашкеназской ассоциации содействия и помощи (проводил также культурную и воспитательную работу) и через Национальный совет еврейские общины других городов Китая. 3 сентября 1945 года гетто было распущено. Подробнее

Еврейские беженцы из Польши, находившиеся в Японии, слышали, что Шанхай – это густонаселенное, грязное и преступное “логово”. Тем не менее, сойдя с парохода, они были шокированы видами и запахами, встретившими их. В европейском квартале города сотни тысяч нищих китайцев жили рядом с иностранной общиной, во главе которой находилась богатая элита британских и американских торговцев и финансистов. Беженцы встретили здесь и организованную общину русских евреев, насчитывавшую 4 000 человек, которые оказали им посильную помощь, а также более 17 000 немецких и австрийских евреев, бежавших от нацистских преследований. Застрявшие в Шанхае из-за войны на Тихом океане, еврейские беженцы страдали от недостатка пищи, одежды и медикаментов. Страдания усиливались постоянной безработицей и изоляцей при полном отсутствии вестей от родных, оставшихся в оккупации. Вынужденные подчиниться бесчисленным японским законам, они стали жить в “отведенным районе” для беженцев, “не имевших гражданства”. Тем не менее, отношение к евреям в Шанхае было относительно мягким – факт, который сами беженцы осознали только после окончания войны, узнав о Холокосте. Большинство немецких и австрийских евреев-беженцев, находившихся в Шанхае, жили в многонаселенных, полуразрушенных постройках барачного типа (иронически называвшихся Heime – домами), субсидированных Американским еврейским объединенным комитетом по распределению. Прибывшие первыми смогли как-то организовать свою жизнь. Некоторые открыли небольшие магазины и сыроварни. Другие стали строителями и арендаторами, занявшись перестройкой сектора Хонкю – промышленного района европейского квартала, сильно пострадавшего в 1932 и в 1937 годах во время китайско-японского конфликта. После того как Япония атаковала Перл Харбор, японские власти ввели более строгие меры безопасности. Приняв тот факт, что их нацистские союзники лишили немецких и австрийских евреев гражданства, в начале 1943 года японцы приказали беженцам без гражданства – включая евреев из Польши – поселиться в “специально отведенном районе” европейского квартала. Ограниченность в передвижении и лишения военного времени делали жизнь “Шанхайского гетто”, как называли его обитатели, очень непростой, хотя они не подвергались ежедневному террору как евреи, находившиеся в европейских гетто (см. 6 декабря 1938 года). “Это объявление ошеломило шанхайских евреев… Для беженцев это означало как будто с ними произошло самое ужасное, что могло произойти после всегo, что они уже пережили.” Польские писатели-евреи использовали выражение на идиш для описания Шанхая: “шонд хай” – позор жизни. Однако несмотря на это настроение, жизнь продолжалась в этом чужом и изолированном месте. Чтение стихов на идиш, выпуск газет на польском и идиш, создание произведений искусства и постановок, хоть и единичных из-за материальных трудностей и японской цензуры, поддерживали оставшихся в живых беженцев, переселившихся из Польши. Японцы запретили открытое выражение политических взглядов, но сионисты и бундовцы продолжали тайно действовать на протяжении всей войны. Бежавшие из Польши студенты ешивы во время войны продолжали свое образование. Они делали копии некольких книг, привезенных в Шанхай из Польши или посланных людьми, оказывавшими им пoддержку, в особенности раввином Калмановичем из Нью Йорка. Ешива “Мир” собиралась в синагоге Бейт Ахарон, построенной одним из самых богатых членов шанхайской сефардской еврейской общины. Прошедшая через многочисленные повороты судьбы, ведомая лидерами из Польши в Японию и Шанхай, ешива “Мир” стала единственной европейской ешивой, уцелевшей во время Холокоста. Назадолго до окончания войны во время бомбардировки американцами промышленного района Хонкю погибли 40 еврейских беженцев, в их числе семеро польских евреев, и сотни китайцев. Вступление американских войск в Шанхай было встречено ликованием, быстро омраченным известиями о Холокосте. Большинство беженцев с весны 1941 года ничего не слышали о родственниках, оставшихся в оккупированной Польше. Прошло много месяцев, прежде чем они смогли узнать о судьбах всех родных и друзей. Почти шесть миллионов евреев было уничтожено во время Холокоста, три миллиона из которых были евреями из Польши. “Слух о том, что все евреи Польши были уничтожены – правда. Мы, польские беженцы, бродим с заплаканными лицами, потому что мы оставили всех по ту сторону. Многие чувствуют себя виноватыми, что остались живы, когда их близкие погибли такой ужасной смертью.” —Роза Шошана Каган, Шанхай, 8 сентября 1945 года.

 
 

Метки:

1948 — (8 Адар 5708) Война за Независимость. Положение на этот день: Хагана имеет на вооружении 30 бронированных машин из них 18 в Негеве (см. 2 января). Заводы, преодолев период постановки нового образца в серию, сдавали "сэндвичи" во все увеличивающимся темпе - к 24 февраля действующие части получили уже 70 бронемашин, но еще быстрее росли аппетиты военно-политического руководства. Уже 12 февраля первоначальный заказ был увеличен до 150 машин с установленным сроком сдачи последних в конце марта, но даже это количество считалось недостаточным: Генштаб Хаганы считал необходимым иметь 300 "сэндвичей", а Бен-Гурион счел и эту оценку заниженной и предполагал, что "сэндвичей" понадобится не меньше тысячи.
 

Метки:

1957 — (17 Адара, 5717) Теракт. Два человека убиты минами, заложенными арабами рядом с Нир Ицхаком (на южной границе сектора Газы).
 

Метки:

1969 — (30 Швата 5729) В аэропорту Цюриха тремя террористами атакован самолёт Эль-Аль "Боинг". Один пилот погиб, пассажиров и других членов экипажа спас работник СБ М. Рахамим. Он вступил с арабами в перестрелку, убил одного, ещё одного ранил. Швейцарские власти арестовали Рахама по обвинению в убийстве и незаконном хранении оружия. Первое обвинние потом сняли, а по другому он провёл в тюрьме около месяца. Подробнее

18 февраля 1969 года Мордехай Рахамим сопровождал рейс Эль-Аль из Амстердама в Тель-Авив. Промежуточная посадка — в Цюрихе. Мордехай занял место в салоне. Его пистолет лежал в шкафу у пилотской кабины — оружие разрешалось брать только в полете. Самолет стал выруливать на взлет. Тут Мордехай услышал шум снаружи. Из пилотской кабины закричали: Всем лечь — по нам стреляют! Охранник бросился туда. В кабине свистели пули, окно разбито, на полу умирал командир корабля. — Нас учили противостоять захвату в самолете, — рассказывает Рахамим. — Как действовать, когда атакуют снаружи, я не знал. Армейский инстинкт сработал: первым делом — определить источник огня. Мордехай высунулся из окна. Увидел на бетонке террористов — двое с калашниковыми, один с гранатами, и женщина разбрасывает листовки. Расстояние — 50 — 60 метров, из -беретты- 22-го калибра не достать. С пистолетом в руке он помчался к хвостовому люку, спустился по аварийному трапу и, укрываясь за сугробами, побежал к террористам. Задача была отвлечь внимание на себя. Он бежал, стрелял и кричал: -Брось оружие!- Один уронил автомат. Второй стал поворачиваться в сторону Мордехая. Расстояние уже было подходящим. — Это такой момент — кто выстрелит первым, того и взяла. Я попал.У Мордехая кончились патроны. На третьего террориста он бросился врукопашную и уже схватил за горло. Но задушить не успел. В затылок уперся ствол, и швейцарский полицейский сказал по-английски: -Оставь его, или я буду стрелять-. В КПЗ его и уцелевших террористов везли в одном ВОРОНКЕ и долго не могли понять между ними разницу. На допросах Мордехай ушел в несознанку: фермер, требую встречи с послом. На следующий день к нему пустили консула. Но тот сказал: -Наши еще не знают, как себя вести. Не признавайся пока-. Он продолжал молчать, пока Иерусалим не дал добро. Больше месяца провел Рахамим в кутузке, пока его не выпустили под залог в 15 тысяч франков. Судья сказал: -Не в деньгах дело. Дай мне слово израильского солдата, что явишься на суд, — отпущу-. У трапа его встречало подразделение — все поле в красных беретах.

 

Метки:

1980 — (1 Адара 5740) В Каире открылось посольство Израиля.
 

Метки:

1988 — (30 Швата 5748) На 73 году жизни умер профессор И. Невада - писатель, историк сионизма, Государства Израиль, национального движения.
 

Метки:

2003 — (16 Адара 5763) В Петах-Тикве в возрасте 91 года умер бывший глава Мосада Иссер Харель. Родился в 1911 году в Витебске. С 1931 в Эрец-Исраэль, был одним из основателей кибуца Шфаим, в 1942 вступил в Хагану, с 1944 глава её разведки, в конце Войны за Независимость в звании подполковника возглавил Шабак, с 1952 по 1962 руководил "Га-Моссад ха-меркази ле-модиин у-битахон". Ушёл с поста из-за несогласия с Бен-Гурионом, который отказался начинать компанию против Германии, чьи учёные помогали Египту создавать химическое оружие.
 

Метки:

2010 — (4 Адара 5770) ВВС ЦАХАЛа продемонстрировали новейшую модификацию беспилотного самолета Eitan, имевшего наилучшие боевые показатели в мире для этого типа самолётов.
 

Метки:

2016 — (9 Адар-1 5776) Теракт. В супермаркете "Рами Леви" в промышленной зоне Шаар-Биньямин арабами ранены двое израильтян. Один из раненых, 21-летний сержант ЦАХАЛа Тувия Янай Вайсман, позже скончался (28 октября 2015 года)
 

Метки: