Календарь на 15-е февраля

1563 — (22 Адара 5323) Во время войны России Ивана Грозного с Великим княжеством Литовским после трехнедельной осады взят Полоцк. В плен попал весь полоцкий гарнизон. Полоцкий воевода Довойна и епископы были отправлены в Москву, всех проживавших в Полоцке евреев утопили в Двине, а наемным воинам подарили шубы и отпустили, дав им волю, вступать ли в царскую службу, ехать ли к польскому королю или в другие земли.
 

Метки:

1798 — (29 Швата 5558) После оккупации Рима французскими войсками генерала Бертье местные республиканцы отменили указ Папы о ношении евреями отличительного знака жёлтого кружка, и ими было объявлено равноправие. Через 2 дня возле синагоги евреями в благодарнось было посажено дерево Свободы. Но уже 30 сентября 1798 г. в Рим вступили неаполитанские войска, и старые порядки были восстановлены.
 

Метки:

1850 — (3 Адара 5610) В Одессе родился Иона Кременецкий

Учился в Берлинском технологическом институте, участвовал в строительстве железной дороги Баку—Тифлис, несколько лет работал в Париже с изобретателем дуговой лампы П. Яблочковым. Кременецкий разработал новый метод сигнализации на железной дороге. В 1880 г. Кременецкий поселился в Вене, где построил первый в Австрии и крупнейший в Европе электроламповый завод. Был другом и помощником Т. Герцля, чей литературный архив помещался в доме Кременецкого в Вене. На 1-м Сионистском конгрессе (1897) был избран в правление Сионистской организации, в котором оставался до 1905 г., а на последующих конгрессах (1905–13) избирался в исполнительный комитет этой организации. На основании меморандума, предложенного Кременецким 5-му Сионистскому конгрессу (1901), был учрежден Еврейский национальный фонд, который Кременецкий возглавлял до 1907 г. После Первой мировой войны построил в Тель-Авиве завод электроприборов, а в 1920 г. вместе с Б. Гольдбергом основал там же завод строительных материалов.

 - сионистский деятель, электроинженер и промышленник.
 

Метки:

1870 — (14 Адара 5630) Ишув. Основано первое сельскохозяйственное поселение современного Израиля Микве Исраэль. Подробнее

Микве Исраэль (Надежда Израиля, см. Иер. 14:8 и 17:13), сельскохозяйственная школа, расположенная к востоку от Тель-Авива на границе с Холоном. Основанна в 1870 г., по инициативе И. (Ш.) Неттера, впервые посетившего страну в 1868 г. и ставшего первым директором Микве Исраэль (1870–73). Неттер видел в Микве Исраэль начало сети будущих еврейских сельскохозяйственных поселений. Концессия на земли Микве Исраэль (на 99 лет) была получена на имя Альянса. С 1914 г. по 1955 г. директором Микве Исраэль был Элияху Краузе (1876–1962). Уроженец Бердянска, он прибыл в Эрец-Исраэль в 1892 г. и начал работать в Микве Исраэль. Получив дальнейшее агрономическое образование в Высшей сельскохозяйственной школе в Париже, Краузе, после нескольких лет работы в сельскохозяйственных поселениях Галилеи, стал во главе Микве Исраэль. Здесь он ввел иврит (вместо французского) языком преподавания, а также порядок, согласно которому все работы, включая сторожевую службу, выполнялись евреями. В Микве Исраэль осуществлялись опыты по внедрению новых и улучшению имеющихся сельскохозяйственных культур и лесонасаждений в Эрец-Исраэль, разрабатывались новые методы возделывания цитрусовых и других культур, велись опыты культивирования авокадо, были акклиматизированы некоторые породы скота. С 1930-х гг. Микве Исраэль стала центром подготовки активистов молодежной алии, а также членов Хаганы. Во время Войны за Независимость (1948) Микве Исраэль несколько раз подвергалась нападениям. Школа имеет культурный центр, библиотеку, ботанический сад и коллекцию из 130 видов цитрусовых. Винодельня Микве Исраэль производит отборные вина и ликеры. Общая площадь Микве Исраэль — свыше 300 га; здесь живут и учатся около одной тысячи человек (начало 2003 г.)

 .
 

Метки:

1885 — Дневник доктора Х. Хисина, одного из пионеров заселения Эрец-Исраэль: "Настал день раздачи помощи. – Для вас у меня нет денег, – злобно обратился ко мне директор. <…> Вы здесь не колонист больше! Оссовецкий не имел, конечно, права исключить меня и хотел только напугать; но я принял его слова за чистую монету и на следующий день, несмотря на его намеки, чтобы я просил извинения, я заявил ему, что, так как я исключен, мне остается только оставить колонию. В этих обстоятельствах некоторые из билуйцев стали мне советовать, чтобы я примкнул к ним. <…> Половина партии Билу вернулась работать в М.-Израиль. Они предложили М.Пинесу быть их президентом, и он на некоторых условиях согласился. <…> Желая основать колонию, Пинес купил в расстоянии 30 верст от Яффы, к юго-востоку, участок земли в 250 дес., разделил ее на 25 частей, по 10 дес. на семейство. <…> Но так как не было денег для построек, то Пинес поставил из досок квадратный домик в 5х5 метр. и предложил пока билуйцам поселиться в нем. В ноябре прошлого года билуйцы в количестве девяти человек перешли на свою землю, чем и было положено основание новой колонии, названной Гедерой, так как в старину на этом месте, полагают, находился городок этого имени. <…> Президент Пинес обходится с билуйцами с редким тактом. Не легкое дело управлять хоть десятком евреев, но справиться с партией горячих, необузданных молодых людей очень трудно. А между тем в течение почти двухлетнего президентства Пинеса между ним и билуйцами не было еще ни одного разлада; последние его глубоко уважают и любят как отца и учителя и готовы за него на все. Пред его солидной, несокрушимой логикой, пред его глубоким умом, пред обаянием его личности смиряется всякая строптивость, утихают страсти. Его мнение у них свято. <…> Когда Пинес приезжает в Гедеру, у билуйцев настоящий праздник. <…> Мысль устроиться в Гедере пришлась мне весьма по душе.
 

Метки:

1889 — (14 Адара 5649) Вышел первый номер анархистской газеты на идиш «Вархайт».
 

Метки:

1910Имена.

Подробнее о людях февраля см. Блог рубрика "Имена".

(6 Адара 5670)   Родился Д. А. Драгунский, генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза. Возглавлял Антисионистский комитет советской общественности. Умер 12.10.1992.
 

Метки:

1910 — Родилась Ирена Сендлер

Отец был врачом, заведуюшим больницей в г. Otwock. Дочь врача, она выросла в доме, который был открыт для любого больного или нуждаюшегося, неважно, еврея или нееврея. В лекционных залах Варшавского Университета, где она изучала польский язык и литературу, она и её единомышленники намеренно садились на скамьях "для евреев". В последних рядах Университетских аудиторий на территории Польши устанавливались в 1930-е годы особые скамьи для еврейских студентов (так называемое гетто лавкове - "скамеечное гетто"). В знак протеста они и поддерживавшие их неевреи слушали лекции стоя. (http://www.eleven.co.il/article/15411). Когда националистические головорезы избили её еврейскую подругу, Ирина перечеркнула в своём студенческом билете печать, которая позволяла ей сидеть на "арийских" местах. За это её отстранили от учёбы на три года. Такой была Ирина Сендлер к моменту, когда немцы вторглись в Польшу. Ирина была, как говорила её подруга, "самоотверженна по рождению, а не образованию". Конечно, она унаследовала хорошие гены. Её прадед, - польский повстанец, - был сослан в Сибирь. Ее отец умер от сыпного тифа в 1917, заразившись от пациентов, которых его коллеги избегали лечить Ирина впоминала напутственные слова отца, сказанные незадолго до смерти: "Если ты видишь, что кто-нибудь тонет, нужно броситься в воду спасать, даже если не умеешь плавать" Многие из них были евреями. Еврейская община предложила денежную помощь её испытывавшей нужду матери для оплаты образования молодой Ирины. Подобно многим социально активным людям в довоенной Польше, госпожа Сендлер была членом Социалистической партии, но не, как она говорила, из-за её политической убеждений, а потому что это соединяло для неё сострадание с неприятием власти денег. Её мотивация не была связана ни с какой религией. Она действовала "z potrzeby serca", по зову сердца. При нацистской оккупации евреев Варшавы загнали как стадо скота в городское гетто: четыре квадратных километра для приблизительно 400,000 душ. По другим данным (http://www.telegraph.co.uk/news/obituaries/1950450/Irena-Sendler.html), в Варшавском гетто на территории 1 кв. км было около 500.000 душ Даже до того, как началась депортация в лагерь смерти Треблинка, смерть в гетто была повседневным бытом. Но, парадоксально, была и щёлочка для надежды. Нищета и полуголодное существование (ежемесячная порция хлеба была два килограмма) создавали идеальные условия для распространения сыпного тифа, эпидемия которого могла бы угрожать и немцам. Поэтому нацисты разрешили госпоже Сендлер и ее коллегам доступ в плотно охраняемое гетто для распределения лекарства и прививок. И эта "законная" лазейка позволила ей спасти больше евреев, чем намного более известному Оскару Шиндлеру. Это было исключительно опасно. Некоторых детей удавалось тайком вывезти в грузовиках, или в трамваях, возвращавшихся порожняком на базу. Чаще, однако, их проводили тайными проходами от зданий в окружавших гетто. Детям давали новые имена и размещали в женских монастырях, в сочувствующих семьях, приютах и больницах. Тех, кто был постарше и умел говорить, учили креститься, так, чтобы не вызвать подозрений в их еврейском происхождении. Младенцам вводили седативные средства, чтобы они не плакали, когда их тайком выносили. Водитель медицинского фургона научил свою собаку громко лаять, чтобы заглушить плач младенцев, которых он вывозил под дном фургона. Операции были рассчитаны по секундам. Один спасённый мальчик рассказывал, как он, затаившись, ждал за углом дома, пока пройдёт немецкий патруль, потом досчитал до 30, стремглав выбежал на улицу к канализационному люку, который к этому моменту открыли снизу. Он туда спрыгнул и по канализационным трубам был выведен за пределы гутто. Ирина Сендлер вспоминала потом, перед каким страшым выбором ей приходилось ставить еврейских матерей, которым она предлагала расстаться и их детьми. Они спрашивали, можете ли она гарантировать, что дети будут спасены. Конечно, ни о каких гарантиях не могло быть и речи, не говоря уже о том, что каждый раз не было никакой уверенности, что вообще удастся выйти из гетто. Единственно, в чём была уверенность, так в том, что, если бы дети остались, они бы почти наверняка погибли. Ирина говорила: "Я была свидетельницей ужасных сцен, когда, например, отец соглашался расстаться с ребёнком, а мать нет. На следующий день часто оказывалось, что эту семью уже отправили в концлагерь." Она рассчитала, что, чтобы спасти одного ребёнка, требовалось 12 человек вне гетто, работающих в условиях полной конспирации: водителей транспортных средств, священников, выдававших поддельные свидетельства о крещении, служащих достававших продовольственные карточки, но больше всего это были семьи или религиозные приходы, которые могли бы приютить беглецов. А наказанием за помошь евреям был немедленный расстрел. Но что было еще более опасным, госпожа Сендлер старалась сохранить записи о происхождении детей, чтобы помочь им впоследствии отыскать свои семьи. Эти записи были сделаны на кусочках папиросной бумаги, пачку которых она держала на своём ночном столике, чтобы можно было быстро вышвырнуть их из окна, если бы нагрянуло гестапо. Нацисты действительно арестовали её. 11 гестаповцев нагрянули ночью 20 октября 1943. Ирина хотела быросить пачку из окна, но увидела, что дом был окружен немцами. Тогда она бросила пачку своей подруге и сама пошла открывать дверь, а та спрятала пачку подмышкой. Её не взяли. Но они, не сумев найти документы, которые прятала её подруга, сочли, что она была маленьким винтиком, а не центральной фигурой сети спасения из гетто. Под пытками она не раскрыла ничего Нацисты держали Ирину в тюрьме Pawiak, где её пытали, а потом приговорили к расстрелу. Рассказывают также, что в тюрьме она работала в тюремной прачечной и вместе с другими такими же заключёнными портила бельё немецких солдат, которое они стирала. Когда немцы обнаружили это, они выстроили женщин и расстреляли каждую вторую. Благодаря удачной взятке, Ирина Сендлер избежала казни, Её имя внесли в список казнённых; официально она была казнена в начале 1944 г. а все записи о происхождении детей были зарыты в землю в стеклянных банках. под яблоней в саду её подруги Остальную часть войны Госпожа Сендлер жила под вымышленным именем. Она никогда не хотела, чтобы её называли героиней. Она говорила: " Я до сих пор чувствую себя виноватой, что я не сделала больше,". Кроме того, она чувствовала, что она была плохой дочерью, рискуя жизнью своей пожилой матери, плохой женой и матерью. Ее дочери, чтобы иметь возможность видеться с ней, однажды пришлось даже просить, чтобы ей позволили посещать детский дом, где ее мать работала после войны. В послевоенной Польше ей также угрожал смертный приговор за то, что ее работа во время войны финансировалась польским Правительством в изгнании в Лондоне, и она помогала солдатам Армии Краёвой. И Польское Правительство в Лондоне, и Армия Краёва считались тогда империалистическими марионетками. В 1948, когда она была на последнем месяце беременности, допросы в тайной полиции стоили ей жизни её второго ребенка, рожденного преждевременно. Она была "невыездной", и ее детям не разрешали поступать на дневное отделение Университета. "Какие грехи Вы приняли на вашу совесть, Мама?"- спрашивала её дочь. В СССР и, повидимому, в странах "народной демократии", к которым принадлежала и послевоенная Польша, для поездки за границу требовалось разрешение "органов безопасности" при правящих коммунистических партиях. И там существовали чёрные списки тех, кому выезд не разрешался независимо ни от чего. Это были "невыездные" Только в 1983, польские власти сняли с неё запрет на выезд и разрешили приехать в Иерусалим, где в её честь в Мемориальном Музее катастрофы европейского еврейства в Иерусалиме "Yad Vashem" было посажено дерево В 1965 Ирина Сендлер стала одной из первых Праведников Мира, в честь которых в музее Холокоста "Yad Vashem" садят деревья. Там много деревьев в память Праведников из Польши и других стран Европы Многие из детей, которых она спасла, уже будучи пожилыми людьими, старались отыскать её, чтобы отблагодарить, а также чтобы попробовать узнать что-нибудь о своих утерянных родителях Последние годы Ирена Сендлер провела в Варшавском частном санатории Елизаветы Фиковской (Elzbieta Ficowska), которую она спасла из гетто в июле 1942 в возрасте в шести месяцев: её вынесли в ящике с плотницкими инструментами. В 2003 она получила самую высшую награду Польши, орден Белого Орла. По правде сказать, немного поздновато. Мир вообще мало знал о Ирине Сендлер до 1999 г., когда несколько девочек-подростков из штата Канзас в США, Лиз Камберс (Elizabeth Cambers), Меган Стюарт (Megan Stewart), Сабрина Кунс (Sabrina Coons) и Джанис Андервуд (Janice Underwood) открыли её историю. Эти школьницы из сельской средней школы г. Uniontown искали тему для Национального проекта "Дня Истории". Их преподаватель, Норман Конрад (Norman Conrad) дал им почитать заметку под названием "Другой Шиндлер" об Ирене Сендлер из газеты "US news and world report" за 1994. И девочки решили исследовать ее жизнь. Интернет-поиск открыл только один вебсайт, который упоминал Ирину Сендлер. (Теперь есть более чем 300 000) С помощью своего преподавателя они начали восстанавливать историю этого забытого героя Холокоста. Девочки думали, что Ирена Сендлер умерла и искали, где она похоронена. К своему удивлению и восторгу, они обнаружили, что она жива и живёт с родственниками в маленькой квартире в Варшаве. Они написали пьесу о ней по названием "Жизнь в банке" , которая с тех пор игралась больше 200 раз в США, Канаде и Польше. В мае 2001 они впервые посетили Ирину в Варшаве и через международную прессу. сделали историю Ирины известной миру. С тех пор они посетили Ирину в Варшаве ещё четыре раза. Последний раз 3 мая 2008 за 9 дней до её кончины. Ирена была номинирована на Нобелевскую премию Мира, но получил её, как известно, Эл Гор и вот за что: "за его усилия по собиранию и широкому распространению максимального количества знаний об изменениях климата, вызванных деятельностью людей, и закладке оснований для мер противодействия таким изменениям". Источник

  (Ирена Кржановска) - Праведник мира, она спасла из Варшавского гетто 2,5 тысячи детей. Умерла в Варшаве 12 мая 2009 года.
 

Метки:

1919 — (15 Адара 5679) Гражданская война. Погром в Фельштине. ...

Приостановив погром в Проскурове, Самосенко направил тотчас же своих гайдамаков в соседний город Фельштин, где одновременно с Проскуровом произошло также большевистское выступление. Гайдамаки повторили в Фельштине свое кровавое дело и втечение нескольких часов зверски перебили и замучили около 600 человек. Из "героев" проскуровской резни следует отметить врача Сорокина, который собственноручно убивал и пытал несчастные жертвы, попадавшие в его руки. После окончания погрома, когда палачи подводили итоги устроенной ими кровавой тризны, этот врач-бандит цинично похвалялся тем, что он собственноручно убил еврейскую девушку поразительной красоты, на которую не поднялась рука ни одного гайдамака... В противоположность этим извергам необходимо отметить самоотверженную деятельность комиссара Тарановича и особенно гласного Проскуровской думы гражданина Верхолы, который с явным риском для собственной жизни смело и решительно выступал в защиту еврейского населения, изобличал Самосенко в погромах и убийствах и своим энергичным вмешательством оказал весьма ценную помощь еврейскому населению Проскурова

 

Метки:

1919 — (15 Адара 5679) Гражданская война. Погром в Проскурове. Атаман Самосенко приказал применять только холодное оружие, и 1.600 евреев были убиты в течение 4-х часов саблями и штыками. ...

Проскуровский погром представляет собою яркую картину "петлюровщины", ознаменовавшей свое существование рядом кровопролитных антиеврейских выступлений. До начала 1919 года в Проскурове было тихо, но затем, с вступлением в город Запорожской казачьей бригады имени атамана Петлюры, а также третьего гайдамацкого полка, настроение в городе стало тревожным и напряженным. По всему видно было, что комендант города Киверчук и атаман запорожской казачьей бригады Самосенко что-то затевают, но не было ясно, в какую форму это может вылиться. Погромщики же только ждали удобного момента. По роковому стечению обстоятельств местные революционные элементы, опиравшиеся на большевистски настроенные части местного гарнизона - 15-й Белгородский и 8-й Подольский полки, - задумали поднять восстание против власти "Директории". Это и послужило удобным предлогом к резне, которая втихомолку подготовлялась еще ранее. Восстание вспыхнуло 15 февраля рано утром, но через несколько часов оно было подавлено. Восставшие части под натиском превосходных сил противника отошли по направлению к Фельштину и к местечку Ярмолинцы. Тогда атаман Самосенко собрал весь гайдамацкий полк на вокзале и устроил для него по случаю "победы" торжественный обед с обильной выпивкой. За обедом Самосенко выступал перед охмелевшей аудиторией с пространной речью на тему о тяжелом положении Украины и о том, что самым опасным и непримиримым ее врагом, а также опаснейшим врагом всего казачества являются жиды, которых, поэтому, следует вырезать и уничтожить до единого. Эта погромная речь встретила глубокое сочувствие среди гайдамаков, которые по требованию атамана Самосенко тут же торжественно поклялись вырезать всех жидов, не тронув, однако, их имущества. Эта клятва была произнесена перед полковым знаменем и создала особое приподнятое настроение. После этого весь гайдамацкий полк, построившись в ряды, в полном боевом снаряжении, с оркестром музыки и особым санитарным отрядом торжественно направился с вокзала в город, где и перегруппировался в небольшие отряды по пять или десять человек. По данной команде отряды организованно и стройно принялись за дело. Население ничего не знало и не было совершенно подготовленно к этой катастрофе. И так как, согласно данной клятвы, убийства должны были производиться исключительно холодным оружием, то вначале даже соседи не знали о том, что происходит в ближайших домах и квартирах. Гайдамаки спокойно и не торопясь переходили из дома в дом и там, сразу накинувшись на обезумевших от страха и неожиданности жителей, резали, рубили, кололи всех попадавшихся им без разбора пола и возраста, обнаруживая при этом поразительную и совершенно не свойственную им стойкость в отношении грабежа еврейского имущества. Ни в одном доме палачи ничего не тронули, но зато они самым тщательным образом разыскивали спрятавшихся евреев по чердакам, сараям, погребам, бросая туда на всякий случай ручные гранаты и бомбы. Эта неслыханная по своей обдуманности и жестокости резня продолжалась четыре часа сряду, втечение которых было истреблено свыше 1600 человек. Рассвирепевшие гайдамаки намеревались выполнить свою клятву до конца и уничтожить все еврейское население Проскурова, но тут вмешался проскуровский комиссар Таранович, который совершенно не знал о замысле и уговоре атамана Самосенко с комендантом Киверчуком. Таранович немедленно снесся по телеграфу с командиром корпуса, который приказал Самосенку немедленно приостановить погром. По данному сигналу резня была приостановлена, при чем гайдамаки собрались в заранее условленное место, построились в колонны и с музыкой и песнями отправились на вокзал в свои вагоны, как будто они выполнили в высшей степени важное военное задание. Однако, разбушевавшаяся стихия не скоро улеглась, и после этого еще продолжались частичные эксцессы и убийства

 

Метки:

1919 — (15 Адара 5679) Гражданская война. Еврейская милиция сумела пресечь попытку погрома в Тернополе, предпринятую украинскими крестьянами из окрестных деревень.
 

Метки:

1923 — (29 Швата 5683) Выходящий в Берлине журнал "Ха-Олам": «Закончились работы по строительству электростанции в Тель-Авиве, которая является одним из пунктов программы Пинхаса Рутенберга. Станция начала подачу электроэнергии своим подписчикам. Первые питающиеся от этой станции лампы уже освещают улицы Тель-Авива. Первый электрический кабель проложен под землей под улицей Аленби». источник
 

Метки:

1929 — (5 Адара 5689) Ишув. На Неараим - местность в долине Кинерета обрушились проливные дожди, тонны воды затопили начальные постройки самой мощной в Палестине электростанции

В 1927 году началось осуществление разработанного Рутенбергом грандиозного для Ближнего Востока тех времен проекта ГЭС – у острова Нахарайим (в переводе «Две реки») при слиянии Иордана с Ярмуком (самый полноводный приток). Этот принадлежащий Иордании (тогда Трансиордании) район, обладающий максимальным для Палестины гидроэнергетическим потенциалом, Рутенбергу удалось получить в концессию у короля Абдуллы I, использовав все свое дипломатическое искусство и содействие тузов мировой политики, многих из которых он знал лично. Грандиозная по тем временам «великая стройка сионизма», потребовавшая сооружения трех мощных плотин, мостов, искусственного озера и четырехсотметрового бетонированного канала, была начата в 1927 году. В 1932 году первую на Святой земле ГЭС торжественно открыл ее номинальный хозяин – король Абдалла I. Мощность четырех гидроагрегатов составляла 26 МВт и в 16–17 раз превышала суммарную мощность всех ранее введенных в действие электростанций ПЭК. В связи со скудостью гидроресурсов Палестины в обеспечении ее растущих потребностей все более значительное место занимали ТЭС, и когда в 1948 году, во время первой арабо-израильской войны, Нахарайимская ГЭС была разрушена, восстанавливать ее не стали. И все же Рутенберг, ушедший из жизни в 1942 году, остался в памяти израильтян как «Нахарайимский старик», принесший свет и энергию в Тель-Авив, Хайфу, Иерусалим. Пущенной в 2000 году в Ашкелоне второй по мощности (2,25 МВт) и первой по экологической чистоте ТЭС (на угле) было дано имя Рутенберга. www.lechaim.ru

 , но плотина и стены турбинного зала выдержали.
 

Метки:

1939 — (26 Швата 5699) Ишув. Арабское нападение на район Хайфы Кирьят-Аман, террористы проникли в один дом и убили жильца. В ответ группа бойцов Хаганы под командой Леви Авраами пробрались в деревню Араб-Збийдат и застрелили трёх человек. Через несколько недель Авраами было поручена организация подразделение для специальных операций.
 

Метки:

1942 — (28 Швата 5702) Шоа. В поселке Соленое под городом Синельниково расстреляны 49 евреев, собранных по окрестным селам
 

Метки:

1948 — (5 Адара 5708) Израиль. Азриэлем Карлибахом и группой журналистов, покинувших редакцию «Иеди‘от ахаронот» основана вторая по тиражу после «Иеди‘от ахаронот» газета Страны - «Ма‘арив». В «Ма‘арив» постоянно сотрудничали известные израильские писатели, журналисты, общественные деятели, в том числе Э. Кишон, А. Рубинштейн, И. Лапид, А. Дранкер, Д. Маргалит.
 

Метки:

1961 — (29 Швата 5721) Израиль. Гроб с останками командира ЭЦЕЛа Д. Разиэла, погибшего в годы второй мировой войны, перевезён в Страну.
 

Метки:

1987 — (16 Швата 5647) Израиль. Начался суд над И. Демьянюком, обвиняемом в гибели тысяч евреев в Треблинке. Суд длился 4 года и оправдал Демьянюка за недоказанностью.
 

Метки:

1988 — (27 Швата 5748) Кнессетом принят Основной закон о государственном контролере.
 

Метки:

2002 — (3 Адара 5762) Во время боевой операции в деревне Сейба погиб командир спецподразделения Дувдеван Армии Обороны Израиля подполковник Э. Вайс.
 

Метки:

2003 — (13 Адар 5763) На севере Газы на мине подорвался танк Армии Обороны Израиля. Погибли танкисты Н. Бахагон, А. Белицкий, Д. Коэн, И. Мизрахи.
 

Метки:

2007 — (27 Швата 5767) Умер Ицхак Надель

Горькая весть пришла из Иерусалима – умер замечательный писатель и человек, один из самых неординарных и глубоких мыслителей и художников современного Израиля – Ицхак Орен (Исаак Львович Надель). Я имел счастье общения с этим удивительным человеком, правда, уже на излете его творческой и жизненной биографии. Шесть лет назад я впервые пришел к нему домой, на улицу Черняховского, и меня приветливо встретил невысокий, с всклокоченной гривой седых волос человек, очень похожий на Бен-Гуриона. Когда ему понадобилось разыскать для меня свою книгу, он лег прямо на каменный пол, пытаясь на ощупь найти ее на нижней полке стеллажа, поскольку когда-то зоркие глаза его, увы, потеряли былую остроту, стали почти незрячими. - Ох, старость – не радость, - пробормотал он, кряхтя, и добавил почти бесстрастно: - Я же вам говорю: этот Бог постарел! - Бог? Постарел? – недоверчиво спросил я. - Бог, Бог! Бетах, что постарел. Он бы себя вёл так? Он бы так вёл себя, если бы не постарел?.. Вы понимаете, я забываю слова, иногда самые элементарные вещи вдруг выскакивают из головы. И тогда становишься зверем по отношению к самому себе. Это убивает, это ужасно! А мой Бог не приходит ко мне на помощь. Но я понимаю, ведь он постарел вместе со мной… - Вы знаете, - продолжил Ицхак, поднявшись, наконец, с пола, - я думаю, что это не Всевышний сотворил человека, а человек создал себе Бога. Но хорошо уже то, что такая скотина, как человек, старается хоть как-то следовать указаниям Всевышнего, побаивается его. Я уважаю человечество за то, что оно – такое несовершенное – создало Бога, зовущего к совершенству. Но если действительно Бог создал человека – тогда я не в восторге от Создателя, я не люблю его. Но я не в восторге и от себя. Я говорю так: совесть моя нечиста. Почему? Потому что мне противен один человек. Этот человек – я сам. – Ицхак засмеялся и повторил: - И поэтому я говорю, что совесть у меня нечиста… Мне сразу же вспомнилась история про тезку Орена Исаака Бабеля, который на обороте своей фотографии, кому-то подаренной, написал: «В борьбе с этим человеком проходит моя жизнь». Я рассказал об этом Ицхаку. - Яфе меод, яфе меод, - покачал головой старый писатель, - я не знал этого. Бэемет… Таким вот – полным иронии, парадоксов и скепсиса и – вместе с тем – вполне открытым и доступным предстал передо мной один из крупнейших ивритоязычных израильских писателей 20-го века Ицхак Орен. … Когда-то, лет тридцать назад, отвечая своим обвинителям, которые усмотрели в его размышлениях о судьбах Израиля нападки на праотца Авраама, Ицхак Орен решительно заявил: «Я убежден, я знаю, я всем сердцем верю, что Авраам-авину любит меня!». Будучи человеком чрезвычайно скромным и сдержанным, никогда не стремившимся к популярности и славе, писатель в данном случае нисколько не преувеличивал свою самооценку. Ибо он считал, что тот, кто всей душой предан родной земле – Израилю, кто верит в безграничные возможности своего народа, кто терпеливо, честно и с тщанием возделывает свою делянку на ниве еврейской культуры, экономики или общественной жизни, того наверняка возлюбил и благословил могучий наш патриарх, ставший нравственным символом нации. Сам Ицхак Орен, безусловно, был одним из таких людей. Послушайте, как говорил он о своем Отечестве – Государстве Израиль, и вы тоже поверите в глубокую духовную связь писателя с первым евреем на земле - Авраамом-авину: «Государство, которое не только служит надежным убежищем для каждого гонимого еврея, но и является той спасительной гаванью, где может найти приют истерзанная еврейская душа, если только еврею не угодно терзать свою душу до бесконечности…». А вот его мысли о еврейском народе: «Я считаю, что народ Израиля был, есть и будет телом живым и животворящим, бродящим и вызывающим брожение, плодящимся и оплодотворяющим до тех пор, пока осмысленно само слово «история»… Я верю всей душой, что еврейскому народу предназначена в истории человечества миссия космического порядка, которая представляет собой ступенчатый процесс включения человеческого рода в творческую активность Вселенной». И в другом месте: «…в историческом плане народ Израиля предназначен или даже обречен быть направляющей винта, продвигающего бытие к его конечной цели». Несмотря на то, что сам Ицхак Орен довольно скромно оценивал свое место в израильской литературе, поскольку, по его собственным словам, «не писал бестселлеров», думаю, что этот выдающийся еврейский мыслитель, философ и художник слова все же еще недостаточно оценен широким израильским обществом. Хотя формальными признаками официального признания он не был обделен – Ицхак Орен - лауреат государственной премии Израиля, а также еще трех премий - премьер-министра страны, имени Зеева Жаботинского и Бар-Иланского университета. Он автор около двадцати книг, но, к сожалению, лишь одна из них вышла на русском языке – сборник рассказов и эссе «Моя каменоломня», изданная в серии «Библиотека – алия» в 1988 году и переизданная в 1990-м. Ицхак так объяснял мне свою якобы непопулярность: « Дело в том, что меня как-то больше интересовали определенные идеи – социальные, философские, научные, религиозные, - чем переживания моих героев. Моё внутреннее задание, моя претензия, если хотите, - как можно лучше показать, высветить ту или иную идею, которую я считаю новой. Хотя я выражаю эту идею литературными, художественными средствами, но при этом сама художественность, мои художественные образы, герои, которых я описываю, являются, как правило, всего лишь «материалом», инструментом для достижения этой цели. Иногда этих людей, эти образы я беру из жизни, а иногда и сам их «рожаю» для решения нужной мне задачи. Конечно, читатели и критики хотят видеть в художественном произведении прежде всего человека – его переживания, его смятения, его внутренний мир. Разумеется, я люблю человека. Я сострадаю ему. И все же в своих сочинениях я отдаю предпочтения не человеку как таковому (для этого есть немало подлинно великих писателей), а человеческим идеям, продукту творческой деятельности человека. В этом, как мне кажется, с одной стороны, моя ценность, а с другой – явная непопулярность моего творческого метода, его отрицательный аспект. То, что отпугивает некоторых читателей. И я прекрасно понимаю это». Вместе с тем сила художественного дарования писателя очень часто опровергала его собственную логику и приводила к созданию подлинных литературных шедевров, полных поэтической гармонии между чувством и мыслью, между рациональной идеей и живым – из плоти и крови – художественным образом. Самым ярким примером является его рассказ «Фукусю», который с полным правом можно назвать одной из вершин мировой художественной прозы. Думаю, что даже если бы Ицхак Орен не написал ничего другого кроме «Фукусю» (что по-японски означает «месть»), он все равно остался бы в истории израильской литературы как один из ее лучших представителей. История любви и страданий 12-летнего еврейского мальчика, приехавшего с родителями из России в китайский город Харбин, оккупированный японской армией, - это во многом история самого Ицхака Орена, о жизни которого можно написать увлекательный роман. Получив благодаря отцу начальное еврейское образование и, окончив в Харбине русскую среднюю школу, 18-летний юноша Исаак Надель в 1936 году в одиночку совершил путешествие из Китая в подмандатную Палестину, в Эрец-Исраэль. Он изучал литературу, историю и философию в еврейском университете в Иерусалиме, подрабатывая, как многие студенты на стройке, в каменоломне, жадно впитывая жизнь и непростые события тех лет. Оставив университет, молодой человек поступил на государственную службу, где проработал много лет, совмещая ее с писательским, журналистским, переводческим творчеством. Впервые рассказы Ицхака Орена были опубликованы в 40-х годах прошлого столетия в литературных приложениях израильских газет. С тех пор его произведения – рассказы, романы, эссе – постоянно появлялись в основных литературных журналах тех лет – «Молад», «Мознаим», «Кешет», «Ха-умма». А с начала 50-х годов стали выходить на иврите и его книги – «Где то в N-ской части», « В тылу», «Похождения Биньямина Пятого», «Отцы и кислый виноград», «Жаботниский и я», «Пять летящих свитков» и другие. Вместе с тем Ицхак известен и как талантливый переводчик. В частности, он перевел на иврит роман А.Гончарова «Обломов», повесть Н.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», исторический роман В.Жаботинского «Самсон Назарей». А с иврита на русский Надель переводил таких гигантов израильской литературы, как Нобелевский лауреат Шай Агнон и поэт Натан Альтерман. Нельзя не упомянуть и о том, что Ицхак Орен был одним из первых редакторов израильского радиовещания на русском языке. Большой кусок своей жизни – четверть века – писатель отдал работе главного редактора уникального издания – Краткой еврейской энциклопедии на русском языке, издание которой завершилось недавно в Иерусалиме. Произведения Ицхака Орена наполнены удивительными прозрениями и пророчествами, яркими и неожиданными идеями и мыслями, часто опережающими свое время. В то же время его взгляды на развитие событий в Израиле и вокруг него, высказанные много-много лет назад, весьма актуальны и сегодня. Так в рассказе «Пир» он воспроизводит диалог из своей статьи, написанной в период между Шестидневной войной и войной Судного дня: « - Неужели впереди еще одна война? - Надеюсь, что нет. - А если да? - Что ж, тогда мы и в этот раз победим… Победим, ибо народ Израиля – это закваска, превращающая бесформенное тесто человечества в великий фактор истории Космоса. И во имя исполнения этой миссии евреи должны обитать уединенно, не смешиваясь с другими народами… Хотя иногда рецепты оказываются все теми же. Возьмем антисемитизм. Пример весьма показательный. Ведь мечта Герцля как раз и состояла в том, что, когда возникнет еврейское государство, и евреи станут «как все народы», антисемитизм исчезнет. А смотрите, что получилось: создание Израиля не только не решило проблему, но даже породило новый тип юдофобства – ядовитый, всеобъемлющий, этакую дикую афро-азиатскую разновидность. Теперь кричат уже не о «народе-богоубийце», а о поработителе малых наций, эксплуататоре, только и делающем, что прибирающем к рукам чужое, унижающем, уничтожающем. И именно эта безмерная ненависть внушает уверенность, что в современном израильском государстве – и не только в нем – заключено наше будущее. Ибо любому ребенку известно, что случилось бы с еврейским народом, если бы не антисемитизм и не Талмуд, - от него давно и следа бы не осталось». …Бережно, как дорогую реликвию, храню я книгу Ицхака Орена «Моя каменоломня», где рукою автора почти на ощупь выведена дарственная надпись с пожеланием успехов в постижении ивритской литературы. И с боку прыгающими буквами подпись: «С уважением И.Орен. 1.05.01». Еще раз спасибо Вам, дорогой Ицхак. Я вас никогда не забуду.

  - писатель, многолетний главный редактор Краткой еврейской энциклопедии, один из основателей «Библиотеки-Алия».
 

Метки:

2008 — (9 Адара 5768) Израиль. Около полудня произошло землетрясение. Подземные толчки ощущались с 12:35 до 12:38 - в том числе, в Тель-Авиве. По предварительным данным, магнитуда землетрясения была от 4,2 (сведения властей Ливана) до 5,3 баллов (сведения пресс-службы полиции Израиля).
 

Метки:

2008 — (9 Адара 5768) Израиль. 54-летний генерал-майор Идо Нехоштан назначен новым командующим военно-воздушных сил ЦАХАЛа вместо генерал-майора Элиэзера Шкеди. Предыдущей должностью Нехоштана был пост начальника отдела планирования генштаба. За свою карьеру он успел пройти путь от командира эскадрильи F-16 "Нец" на базе ВВС "Рамон" Армии обороны Израиля и начальника отдела вооружений в штабе ВВС до командира базы ВВС "Хацор" и начальника штаба ВВС.
 

Метки:

2015 — (26 Швата 5775) Израиль. Новый автобусный маршрут №3 кооператива "Эгед" открыт от района Ар Ноф, через центр Димоны, до торгового центра "Перец" и в обратном направлении. Район Ар Ноф, находившийся в северной части Димоны, не имел прямого сообщения с центром города.
 

Метки:

2015 — (26 Швата 5775) Израиль. Вступила в строй железнодорожная станция в Нетивоте, которая стала 55 станцией на израильских железных дорогах.
 

Метки: