Календарь на 29-е января

1663 — (1 Адара 5423) В возрасте 41 года умер раввин Шабтай бар Меир Акоэн

Учился у рабби Йеошуа Харифа (Магиней Шломо) и у рабби Йеошуа-Эшиля из Кракова. Женился на дочери виленского богача рабби Вольфа Тойбера, который, взяв на себя заботу об обеспечении молодой семьи, предоставил зятю возможность посвятить все свое время Торе. Еще не достигнув возраста двадцати лет, рабби Шабтай стал даяном в суде, который возглавлял виленский раввин рабби Моше Лима. Начиная с восемнадцати лет рабби Шабтай писал комментарий на кодекс Шульхан арух – на раздел Йоре деа (Наставляющий мудрости), содержащий целый комплекс запретов и повелений, относящихся к самым разным сторонам еврейской жизни. Он разъяснял, почему рабби Йосеф Каро, составитель Шульхан аруха, пришел именно к таким законодательным выводам. А в тех многочисленных случаях, когда мнения рабби Йосефа Каро и Рамо, написавшего примечания к Шульхан аруху, не совпадали, рабби Шабтай, кратко поясняя суть разногласий, склонял чашу весов в ту или иную сторону. Его комментарии отличались исключительной глубиной и тонкостью анализа алахических проблем. Рассказывается, что когда рабби Шабтай обдумывал особо сложные вопросы, он прогуливался по крышам домов, где никто не мог отвлечь его или помешать разговором. В 5406 /1646/ году книга была завершена, и рабби Шабтай опубликовал свой труд в еврейской типографии Кракова – к этому моменту автору едва исполнилось двадцать четыре года. Книге, получившей название Сифтей коэн (Уста коэна), были предпосланы рекомендательные предисловия духовных лидеров поколения – рабби Йом-Това Геллера, рабби Шабтая-Шефтеля Гурвица и наставника автора рабби Эшиля из Кракова. Почти одновременно с книгой Сифтей коэн вышел в свет другой комментарий на тот же раздел Шульхан аруха. Этот, альтернативный, комментарий принадлежал перу общепризнанного главы поколения, главного раввина польской столицы – Познани, рабби Давида Алеви (Таз), который был почти на сорок лет старше автора Сифтей коэн. Естественно, что по многим вопросам мнения двух комментаторов расходились. И тогда рабби Шабтай пустился в алахический «бой» за истину, написав критические заметки на книгу Таза – он отстаивал свою точку зрения, убедительно опровергая доводы оппонента. Его новая книга, названная Некудот кесеф (Серебряные знаки), была завершена к началу 5408 /1648/ года, но опубликовать ее он уже не успел, так как Польшу захлестнула волна казацких погромов. Эта книга была впервые напечатана в типографии Франкфурта на Майне в месяце адаре 5437 /1677/ года – ровно через четырнадцать лет после смерти автора. А, начиная с 5640 /1880/ года, в большинстве изданий Шульхан аруха критические заметки рабби Шабтая печатаются рядом с комментарием Таза. В 5415 /1655/ году, когда русские войска и казаки подошли к Вильно, рабби Шабтай был вынужден бежать из города своей молодости и славы. Он нашел убежище в Люблине, а затем в столице королевства Богемии, Праге. Трагические события, связанные с хмельнитчиной, рабби Шабтай описал в книге Мегилат эйфа (Свиток мрака), а также в целом ряде траурных элегий (слихот). Его слихот ежегодно исполнялись двадцатого сивана, в день траурного поста, установленного во всех общинах Польши и Литвы. В тот день, двадцатого сивана 5408 /1648/ года, казаки, обманом – под польскими флагами – ворвались в укрепленный город Немиров и со зверской жестокостью уничтожили всех евреев, нашедших убежище в этой крепости. В своей книге рабби Шабтай так описывает эту бесчеловечную резню: «Они умертвили в городе около шести тысяч душ – мужей и немощных старцев, юношей и девушек, младенцев и женщин. Несколько сот человек утопили. В синагоге перед ковчегом со священными книгами зарезали канторов и служек, вытащили свитки Торы и понаделали сандалий и ботинок их них». Книга Мегилат эйфа, представляющая собой ценный исторический документ, была переведена на немецкий и русские языки. Последние годы жизни рабби Шабтай был главным раввином города Гольшау в Моравии. В этот период он завершил комментарий к еще одному разделу Шульхан аруха – Хошен мишпат (Судный нагрудник первосвященника): в этом разделе изложены основы гражданского и уголовного права. Комментарии рабби Шабтая Акоэна получили высокое признание у современников. В большинстве изданий Шульхан аруха, начиная с 5434 /1674/ года, его комментарии, наряду с комментариями его оппонента – Таза, печатается рядом с основным текстом. В последующих поколениях книгу Сифтей коэн стали сокращенно называть «Шах» (слово Сифтей начинается с буквы «шин», а неогласованная буква «каф» прочитывается как «хаф»). А в дальнейшем, как это часто происходило в нашей традиции, название популярной книги заменило собой имя автора. И по сей день, книга Шаха служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников. источник

 - выдающийся законоучитель
 

Метки:

1808 — (29 тевета 5568) Иезекииль Харт - первый еврей, избранный в парламент Канады, не смог подтвердить свои полномочия, поскольку отказался принимать присягу в соответствии с христианскими обычаями. А другой ритуал тогда предусмотрен не был. И. Харт был членом разветвленной семьи коммерсантов и общественных деятелей (основатель офицер штаба английской армии в 1759–63 А. Харт), игравшей в 18–19 вв. заметную роль в экономической и общественной жизни Канады. Члены этой семьи вместе с другими выходцами из Англии, а также из Нидерландов и Германии основали в 1768 г. первую в Канаде еврейскую общину (в Монреале; 107 человек к 1831 г.), воспринявшую от евреев Нью-Йорка сефардский ритуал. В 1832 г. община добилась для евреев Канады полных гражданских прав и освобождения от христианской формулы присяги, что открывало им доступ в парламент и к государственным должностям.
 

Метки:

1886 — (новый стиль) В местечке Ракитне Киевской губернии родился композитор Моисей Арнольдович Мильнер (1886-1953) – один из ведущих мастеров еврейской музыки советской эпохи. Его перу принадлежат симфонические и камерно-инструментальные произведения, хоровые и сольные вокальные циклы на стихи еврейских и русских поэтов, написал музыку более чем к пятидесяти спектаклям еврейских театров Москвы и Ленинграда, Украины и Белоруссии. источник
 

Метки:

1901 — (9 швата 5661) В Пинске родился Хаим Гивати - общественный и политический деятель Израиля. В 1950 - 1958 годах был генральным директором министерства сельского хозяйства. Занимал министерские посты в 12, 13, 14, 15, 16 правительствах Израиля. Умер 19.10.1990.
 

Метки:

1903 — (1 швата 5663) Родился Йешаяу Лейбовиц - израильский учёный, философ. Умер 19 августа 1994 года.
 

Метки:

1913 — (21 швата 5673) Родился Раввин Моше Цви Нерия (Манкин) - основатель и духовный лидер иешивы "Бней Акива". Был членом Кнессета, лауреат Государственной премии Израиля. Умер 12 декабря 1995 года.
 

Метки:

1948 — (18 швата 5708) Война за Независимость. Дневник Цви Зиппера (см. 12 декабря ): "За последние несколько дней много чего произошло. Мы спустились к Кельте (Хацерим) и перехватили две группы арабов, вступили с ними в перестрелку, сожгли два их грузовика и убили троих (может, и больше), ранили пятерых или шестерых. Мы были в бронетранспортере, и никто не получил ни царапины. Обстановка до сих пор держит нас в напряжении, но к этому более-менее привыкаешь, вырабатываешь подобие фаталистической философии и все воспринимаешь как рулетку. Не то чтобы мне было все равно, что со мной произойдет. Как бы то ни было, мне нравится жить, я получаю удовольствие от факта того, что я жив, хотя смысла в этом, подозреваю, маловато."
 

Метки:

1961 — (12 Швата 5721) Израиль. Муниципальный совет Хайфы и мэр города Аба Хуши приняли решение о создании первого в Стране муниципального театра. Художественным руководителем был избран режиссер Йосеф Мило. Первыми постановками театра стали "Кавказский меловой круг", "Матушка Кураж" и т.д.
 

Метки:

1992 — (24 Швата 5752) Установлены дипломатические отношения между Израилем и Индией.
 

Метки:

1993 — (7 Швата 5753) Цитаты и мнения. В телевизионной передаче на первом государственном канале Израиля (в то время – единственном канале) "Йоман Ха-Шавуа" ("Дневник недели") сообщалось, что щупальца организованной преступности из стран СНГ "дотягиваются" до маленького Израиля. Это была "первая ласточка", знаменовавшая рождение мифа о "русской мафии". Тогдашний начальник полиции Яаков Тернер выступил с категорическим опровержением этой информации. "Процент преступности среди олим не выше, чем среди коренного населения", - заявил он.
 

Метки:

2004 — (6 Швата 5764) Теракт в Иерусалиме, в автобусе №19. Одиннадцать погибших, около 50 раненых.
 

Метки:

2007 — (10 Швата 5767) Израиль. Открылись торжества, связанные с 40-летием главной танцевальной труппы страны – Израильского государственного балета. Датой основания Израильского государственного балета является 29 января 1967 года, когда состоялось первое представление с участием всего четверых артистов, - Берты Ямпольской, Гилеля Маркмана и двух приглашенных солисток. Сегодня театр насчитывает 35 танцовщиков, среди которых артисты, танцевавшие в прошлом в лучших балетных театрах России и СНГ, выпускники прославленных балетных школ всего мира.
 

Метки:

2010 — (14 Швата 5770) Израиль. Начался традиционный фестиваль Даром-Адом, то есть Красный юг. Назван в честь красных ковров анемонов, которые покрывают в это время южные просторы Страны. Места проведения мероприятий - поселок Мицпе-Гвулот, кибуц Беэри, кибуц Нир-Ам, поселок Битронот-Рухама, овечья ферма"Мешек цон", расположенная в полукилометре от поселка Эйн ха-Бсор, фермы Арнон и Цеэла.
 

Метки: