Календарь на 21-е января

1349 — (1 адара 1 5109) По обвинению в отравлении колодцев и распространении чумы сожжены евреи немецких городов Messkirch и Waldkirch,
 

Метки:

1393 — (7 швата 5153) Хуан I Арагонский, правивший на острове Мальорка, издал указ, гарантирующий местным евреям защиту. Подробнее

В 1391 г. погромы и резня во всей Испании привели к гибели многих евреев Пальмы и к полному истреблению общин в городах Инка, Сольер, Синеу и Алькудия. Части евреев Мальорки удалось бежать в Северную Африку, некоторые приняли христианство, а многие предпочли мученическую смерть (см. Киддуш ха-Шем) насильственному крещению. Власти пытались вернуть беженцев на Мальорку, обещая возместить им убытки и гарантируя неприкосновенность. Губернатор острова был казнен как главный виновник беспорядков; королева Виоланта присудила христианское население к значительному штрафу. Но через год король Хуан I отменил штраф, амнистировал погромщиков и аннулировал все долговые обязательства христиан евреям за последние 10 лет. В 1395 г. по приглашению короля, пытавшегося возродить еврейскую общину на Мальорке, туда переселились 150 еврейских семейств из Португалии.

 
 

Метки:

1393 — (28 Швата 5153) Привлекая на осторов Мальорка евреев, покинувших его после погрома 1391 года, губернатор острова издал указ, защищающий беженцев.
 

Метки:

1643 — (11 шваета 5403 года) В Иерусалиме родился Авраам Натан бен Элиша Хаим ха-Леви Ашкенази, известный как Натан из Газы - саббатианский пророк. Умер 12 января 1680 года в Скопье.
 

Метки:

1716 — (8 Швата 5476) Родился Джозеф Сальвадор - английский предприниматель. Происходил из рода португальских евреев, изгнанных инквизицией из города Томар и обосновавшихся сперва в Нидерландах, а затем в Великобритании. Продолжая поддерживать связь с землёй предков, Сальвадор владел значительной недвижимостью в Лиссабоне, вследствие чего оказался на грани разорения после Лиссабонского землетрясения , практически разрушившего город в 1755 году. В Англии Сальвадор стал первым евреем, вошедшим ( около 1753 года ) в число директоров Британской Ост-Индийской компании; в том же году он был одним из основных лоббистов так называемого Еврейского билля, согласно которому евреи получали возможность натурализации в Британской империи (билль был принят обеими палатами Парламента и подписан королём Георгом II, но отменён годом позже ввиду общественного недовольства). В 1759 г. Сальвадор был избран членом Королевского общества, в 1760 г. возглавил делегацию евреев, поздравлявшую короля Георга III с восхождением на британский трон. В самом конце жизни перебрался в Америку, где его младшие родственники владели земельными участками. Внучатый племянник Сальвадора, Фрэнсис Сальвадор (1747-1776), прибывший в 1773 г. в Северную Каролину, стал первым евреем, избранным в провинциальный конгресс на территории Тринадцати колоний, активно включился в борьбу за независимость и погиб в стычке с индейцами 1 июля (14 таммуза ) 1776 года
 

Метки:

1749 — (13 швата 5509) Родился Рабби Ицхак Бен-Хаим, известный под именем Хаим Воложинер

Воложинер Хаим бен Ицхак (1749, Воложин, Польша, — 1821, там же), раввин и педагог, ученик Виленского гаона Элияху бен Шломо Залмана. В 1803 г. основал знаменитую иешиву в Воложине, ставшую прототипом и образцом крупных талмудических учебных заведений в Восточной Европе в 19 и 20 вв., а также в Израиле, США и в других местах. Его иешива сформировала религиозно-духовный облик литовского еврейства. Ведущий религиозный авторитет митнагдим начала 19 в., Воложинер признавал ценность проповедуемого хасидизмом учения о значении религиозного чувства в служении Богу, но вместе с тем утверждал, что еврейская религиозная жизнь проявляется в неукоснительном исполнении всех предписаний, законов и обрядов иудаизма. Выступления Воложинера против хасидов умеренны по тону и даже несколько примирительны. Самый большой труд Воложинера «Нефеш ха-хаим» («Основа жизни») издан посмертно в 1824 г.

 , основатель иешивы в Воложине (см. 3 февраля).
 

Метки:

1786 — (22 швата 5546) В России издан сенатский указ, разрешающий евреям жить в деревнях и брать на откуп производство и продажу спиртных напитков.
 

Метки:

1812 — (7 швата 5572) Родился М. Гесс

Моше Гесс родился в Бонне, был воспитан дедушкой в духе ортодоксальных еврейских традиций. Родители Гесса переехали в Колонь в интересах бизнеса. Моше смог присоединиться к ним только в возрасте 14 лет. В 1837 - 1839 гг. он изучал философию в Боннском Университете, но не получил диплома. В Колоне Мозес Гесс основал первую социалистическую ежедневную газету и с конца 1842 года был её парижским корреспондентом. В качестве журналиста Гесс много путешествовал по Бельгии и в 1845 году примкнул к коммунистическому движению в Бельгии. В 1848 году он вернулся в Париж, в 1849 году попросил убежища в Швейцарии. Двумя годами позднее Гесс переехал в Бельгию и, наконец, в 1853 году окончательно поселился в Париже, где прожил до смерти. После смерти отца в 1851 году Мозес Гесс унаследовал состояние, обеспечившее ему экономическую независимость. Тогда же Гесс женился на Сибилл Пеш, своей политической единомышленице, исповедовавшей христианство. В 1861 - 1863 гг. Мозес Гесс жил в Германии, где опубликовал свою самую известную работу -Рим и Иерусалим-, представляющую из себя классическую теорию сионизма. В конце 1863 года Гесс вернулся в Париж, наладил сотрудничество с еврейскими и другими издательствами. Он также был парижским корреспондентом ряда социалистических газет Соединёных Штатов и Германии. Когда началась Франко-Прусская Война, Мозес Гесс, как подданый Пруссии, был изгнан из Франции. Он поехал в Бельгию, но после войны вернулся в Париж и начал новую философскую работу. Однако смерть оборвала её. В соответствии с последней волей Гесса, он был похоронен на еврейском кладбище возле Колони. В 1961 году останки Мозеса Гесса были перевезены в киббуц Кинерет. Издание первой книги Гесса, историко-философского произведения, написанного под воздействием философии Спинозы и Ветхого Завета, а также второй книги, в которой он ратовал за объединение трёх великих держав (Англия, Франция и Германия) в единое европейское государство, поставило его имя в одном ряду с именами известных писателей. Позднее имя Гесса ассоциировалось с именами первых известных немецких социалистов. Самой знаменитой книгой Гесса стало произведение -Рим и Иерусалим-, опубликованное в 1862 году в Германии. Мозес Гесс полагал, что свободный труд должен заменить капиталистическую систему, основанную на эксплуатации человека человеком. Хотя идеи Гесса были подвергнуты критике Марксом и Энгельсом в их Коммунистическом Манифесте, он был одним из первых, кто признал величие Маркса и непреложность его идей. Однако, следует отметить, что Гесс так и не стал марксистом. Отношение Гесса к еврейскому вопросу претерпело изменения в течение его жизни. В 20-ые годы он ощущал себя немцем и верил, что евреи должны ассимилироваться. Позднее, реагируя на всплеск антисемитизма в Европе, он выражал сострадание своим собратьям. Так, в -Риме и Ирусалиме- - своей классической сионистской книге - Гесс заявил, что он возвращается к своим людям. После певого личного столкновения с антисемитизмом Моше Гесс вернулся к еврейской национальной концепции, основанной на том, что еврейский народ, живя в изгнании, обязан сохранить свою национальную самобытность и стремиться к возвращению в Эрец Исраэль, на землю предков. Единственное средство сохранения национальной самобытности Гесс видел в еврейской религии. При этом он считал, что надо придерживаться всех религиозных традиций в их первозданном виде, не подвергая их никаким модификациям - до возвращения народа Израиля в Палестину. И только затем, Синадрион, высший совет мудрецов, сможет внести изменения в законы Галахи, в соответствии с требованиями времени. Будущее еврейское государство, писал Гесс, должно быть построено на своей земле, при соответствующих социально-экономических условиях, направленных на повышение благосостояния рабочих, стимулирующих их труд. Работы Мозеса Гесса были по настоящему оценены только с расцветом сионистского движения. Статьи о Гессе и ранние переводы его трудов стали появляться в 80-ые годы. -Избранное- Гесса было опубликовано на немецком, польском и иврите под редакцией Мартина Бубера. http://www.jafi.org.il/education/100/russian/people/Forerunners/MosesHess.html

  - писатель, автор знаменитого исследования под названием "Рим и Иерусалим".
 

Метки:

1908 — (18 швата 5668) Родился Мордехай Surks - общественный деятель Израиля, первый мэр Кфар-Сабы, депутат Кнессета 6, 7 созывов. Умер в 1995 году.
 

Метки:

1913 — (13 швата 5673) В Цинциннати, Огайо, была основана женская организация США National Federation of Temple Sisterhoods (NFTS). Сегодня в неё входят 75 000 участников пятисот групп во всем мире.
 

Метки:

1917 — (27 тевета 5677) В Екатеринославе (Днепропетровск) открыт частный политехнический институт без процентной нормы. Он принял триста первых студентов-евреев. Устав института предполагал изучение еврейской истории и литературы. Свободным от занятий днем стала суббота. Впоследствии институт вошел в государственную сеть вузов. Попытки организовать такое учебное заведение предпринимались еврейской общественностью России с 1911 года, а особенно активизировались, когда из-за первой мировой войны отпала возможность учиться за рубежом.
 

Метки:

1918 — Матильдой Шехтер, женой Соломона Шехтера, президента Еврейской теологической семинарии основана Лига женщин за консервативный иудаизм (Women's League of the United Synagogue), имеющая 600 отделений по всем США.
 

Метки:

1941 — (22 тевета 5701) Шоа. Румынская "Железная гвардия" попыталсь совершить государственный переворот. В то время как одни отряды Железной гвардии вели бои с частями румынской армии за контроль над Бухарестом, другие нападали на евреев столицы; в погроме было убито около 120 евреев, разрушено несколько синагог, в том числе Большая сефардская синагога.
 

Метки:

1942 — (3 швата 5702) В Вильнюсе образована Объединенная организация партизан, в которую вошли Дрор, ха-Шомер ха-ца‘ир, сионисты-ревизионисты и коммунисты, позднее к ней присоединился Бунд. Первым руководителем организации был коммунист И. Виттенберг, после его ареста в июле 1943 г. ее возглавил А. Ковнер.
 

Метки:

1943 — (15 швата 5703) Ишув. В Кейсарии открылся курс морского дела ПАЛМАХа - предтечи морских коммандос.35 лучших представителей "ударных отрядов" 3 месяца учились судовождению, умению осуществлять морские перевозки и диверсии, проводить десантные операции. Знания, приобретённые в Кейсарии, пригодились в действиях, связанных с нелегальной алией.
 

Метки:

1948 — (10 швата 5708) Речь Голды Меир на заседании Генеральной Ассамблеи еврейских федераций и благотворительных фондов в Чикаго. Подробнее

"Это не были сионистские организации. Палестина у них не стояла на повестке дня. Но это было совместное заседание профессиональных сборщиков денег, людей с огромным опытом, контролировавших еврейскую машину денежных сборов в Соединенных Штатах, и я понимала, что если мне удастся их пронять, то, возможно, и удастся собрать нужные суммы - ключ к нашей самообороне. Я говорила недолго, но высказала все, что у меня было на сердце. Я описала положение, создавшееся в Палестине ко дню моего отъезда, и продолжала: "Еврейское население в Палестине будет сражаться до самого конца. Если у нас будет оружие - мы будем сражаться этим оружием. Если у нас его не будет, мы будем драться камнями. Я хочу, чтобы вы поверили, что цель моей миссии - не спасение семисот тысяч евреев. За последние несколько лет еврейский народ потерял шесть миллионов евреев, и было бы просто дерзостью беспокоить евреев всего мира из-за того, что еще несколько сот тысяч евреев находятся в опасности. Речь не об этом. Речь идет о том, что если эти семьсот тысяч останутся в живых, то жив будет еврейский народ как таковой и будет обеспечена его независимость. Если же эти семьсот тысяч теперь будут перебиты, то нам придется на много веков забыть мечту о еврейском народе и его государстве. Друзья мои, мы воюем. Нет в Палестине еврея, который не верил бы, что, в конце концов, мы победим. Таков в стране моральный дух... Но этот дух не может противостоять в одиночку винтовкам и пулеметам. Без него винтовки и пулеметы не много стоят, но без оружия дух может быть сломлен вместе с телом. Наша проблема - время... Что мы сможем получить немедленно? И когда я говорю "немедленно", я имею в виду не месяц. И не через два. Я имею в виду - сейчас, сегодня. Я приехала довести до сознания американских евреев один факт: в кратчайший срок, не более, чем за две недели, нам нужно собрать чистоганом сумму от двадцати пяти до тридцати миллионов долларов. Через две-три недели после этого мы уже сумеем укрепиться. В этом мы уверены. Египетское правительство может провести такой бюджет, который поможет нашим противникам. То же самое может сделать и правительство Сирии. У нас нет правительств. Но в диаспоре у нас миллионы евреев, и я верю в евреев США не меньше, чем в нашу палестинскую молодежь; верю, что они поймут, в какой опасности мы находимся, и сделают то, что должно. Знаю, что сделать это будет нелегко. Мне приходилось участвовать во всяких кампаниях по сбору средств, и я знаю, как непросто сразу собрать ту сумму, которую мы просим. Но я видела таких людей там, дома. Видела, как, когда мы призвали общину отдавать кровь для раненых, они пришли прямо со службы в больницы и стояли в длинных очередях, чтобы отдать свою кровь. В Палестине отдают и кровь, и деньги. Мы не лучшей породы; мы не лучшие евреи из еврейского народа. Случилось так, что мы - там, а вы - здесь. Уверена, что если бы вы были в Палестине, а мы в Соединенных Штатах, вы делали бы там то же самое, что делаем мы, и просили бы нас здесь сделать то, что придется сделать вам. В заключение я хочу перефразировать одну из самых замечательных речей времен Второй мировой войны - речь Черчилля. Я не преувеличиваю, говоря, что палестинский ишув будет сражаться в Негеве, в Галилее, на подступах к Иерусалиму до самого конца. Вы не можете решить, следует нам сражаться или нет. Решать будем мы. Еврейское население Палестины не выкинет белый флаг перед муфтием. Это решение уже принято. Никто не может его изменить. Вы можете решить только одно: кто победит в этой борьбе - мы или муфтий. Этот вопрос могут решить американские евреи. Но сделать это надо быстро - за дни, за часы. И прошу вас - не запаздывайте. Чтобы не пришлось вам через три месяца горько сожалеть о том, что вы не сделали сегодня. Время уже настало". Они слушали, они плакали, они собрали столько денег, сколько еще не собирала ни одна община. Я провела в Штатах шесть недель - больше я не могла находиться вне дома - и повсюду евреи слушали, плакали и давали деньги, иногда даже делая для этого банковские заемы. В марте я вернулась в Палестину, собрав 50000000 долларов, немедленно ассигнованные на тайные закупки в Европе оружия для Хаганы. И даже когда Бен-Гурион сказал мне: "Когда-нибудь, когда будет написана история, там будет рассказано о еврейской женщине, доставшей деньги, необходимые для создания государства", я никогда не обманывалась. Я всегда знала, что эти доллары были отданы не мне, а Израилю" ГОЛДА МЕИР "МОЯ ЖИЗНЬ".

 
 

Метки:

1952 — (23 тевета 5712) Кнессет принял решение отстранить депутата Менахема Бегина от заседаний до конца сессии, из-за произнесенных им 7 января 1952 года угроз во время речи о Соглашении о репарациях между Германией и Израилем.
 

Метки:

1953 — (5 швата 5713) В газетах СССР опубликован указ о награждении Орденом Ленина врача Лидии Тимощук "за помощь, оказанную Правительству в разоблачении врачей-убийц". С закрытием "Дела врачей" орден у неё отобрали.
 

Метки:

1963 — (25 тевета 5723) Израиль. Кнессет повысил зарплату президенту Страны с 540 до 1500 лир. Президент Бен-Цви возражал против этого решения и объявил о том, что будет отдавать половину жалования в фонд исследования Эрец-Исраэль.
 

Метки:

1968 — (20 тевета 5728) Три израильских левых партии, в том числе МАПАЙ, объединилсь в одну - лейбористскую Партию труда (Авода).
 

Метки:

1970 — (14 швата 5730) Война на Истощение. Израильские морские десантники высадились на острове Шедуан, что расположен к югу от Шарм-аш-Шейха. В течении 2-х суток израильские бойцы удерживали остров, уничтожив его гарнизон и все находившиеся на нем военные обьекты.
 

Метки:

1981 — (16 швата 5741) Йорам Аридор сментл Игаля Хоровица на посту министра финансов в правительстве Израиля. Хоровиц подал в отставку после того, как правительство, вопреки мнению министра финансов, приняло отчёт Ациони о зарплате учителей.
 

Метки:

1991 — (6 швата 5751) Председатель Кнессета одобрил поведение населения в тылу во время бомбежек ракетами «Скад», начавшимися 18 января 1991-го года.
 

Метки:

1992 — (16 швата 5752) Кнессет отметил 50 годовщину Ванзейской конференции, на которой было принято решение об окончательном решении еврейского вопроса – программа уничтожения евреев Европы. Кнессет обсудил инициативу о приватизации государственных больниц.
 

Метки:

1994 — (9 швата 5754) Израиль. На телевидении вышла в эфир первая передача на русском языке. Называлась "Калейдоскоп", рассказывала о новостях политики, культуры, спорта. Появлялась в эфире каждую пятницу в 15 часов.
 

Метки:

1998 — (23 тевета 5758) Израиль. Запуск в космос израильского спутника «Офек-4» сорвался в результате системной аварии во второй ступени ракеты-носителя «Шавит». 19 сентября
 

Метки:

1998 — (23 тевета 5758) Обсуждение Кнессетом запланированного визита Ясира Арафата в музей Холокоста в Вашингтоне, а также приглашения его в дом воинов гетто в кибуце Яд Мордехай.
 

Метки:

2001 — (26 тевета 5761) В Табе начались очередные мирные переговоры Израиля с руководством арабской автономии Эрец-Исраэль. Безрезультатно завершились через 6 дней.
 

Метки:

2003 — (18 тевета 5763) Боевики организации "Хизбаллах" нанесли удары противотанковыми ракетами по израильским позициям в Кфар-Шеба, на Голанских высотах.
 

Метки:

2008 — (14 швата 5768) Индийская ракета-носитель вывела на орбиту вокруг Земли израильский разведывательный спутник TECSAR. TECSAR, разработанный и построенный Концерном авиапромышленности (КАП) Израиля, обладал более высокими техническими характеристиками в области фотосъемки из космоса, чем спутник «Офек-7», который был выведен на орбиту в июне 2007 года. В частности, аппаратура TECSARа могла делать отличные снимки и ночью, и в условиях плотной облачности.
 

Метки:

2011 — (16 шват 5771) Весь день проходили мероприятия в честь праздника Ту би-Шват, организованные Еврейским Национальным фондом (Керен Каемет ле-Исраэль). Десятки тысяч человек приняли участие в них и около 200 тысяч выезжали на отдых в леса и парки ККЛ. Подробнее

Около 15 тысяч человек посетили мероприятия «Та ве-са» («Посади деревом проездом»), в том числе 3 тысячи на севере в лесу Масад, на юге – вдоль шоссе 40 между развязками Хативат ха-Негев и Сара – было роздано 7 тысяч саженцев (выдавался только один саженец на семью), и около 3 тысяч человек посадили 2 тысячи саженцев в парке Модиин. Люди парковались на обочине, шли пешком к месту посадки, получали саженец и сажали его в землю всей семьей. Тысячи людей приняли участие в массовых посадках в пятницу в Модиине и Омере. В парке Иерушалаим состоялся хэппенинг для всей семьи с посадкой саженцев в Эмек-Аразим – Эйнот-Телем. Кроме посадок ККЛ организовал развешивание скворечников и кормушек для птиц, уголки детского творчества, театр историй, можно было покататься верхом на лошадях и совершить прогулку по лесу в сопровождении экскурсовода. В Тель-Авиве на бульваре Ротшильда было столпотворение. С раннего утра воспитанники детских садов устроили настоящий уличный спектакль, посвященный празднику Ту би-шват. К полудню на бульваре расположились инструкторы и экскурсоводы ККЛ. Было открыто 15 разных уголков, начиная от раздачи саженцев и семян растений, включая инструктаж по уходу за ними, и заканчивая историческими рассказами о выдающихся людях, чья судьбы была связана с ККЛ и чьи имена носят тель-авивские улицы. Или, например, уголок синей «пушки» - копилки ККЛ, или уголок, где любой желающий мог научиться украшать домашний вазон с цветами. А уголки детского творчества, конечно, были самыми популярными среди молодой публики. Дети сами изготавливали израильские флажки

 
 

Метки:

2013 — (10 Швата 5773) Ограблено почтовое отделение на улице Ибн-Гвироль в центре Тель-Авиве. Двое неизвестных в масках, угрожая пистолетом, отняли у работников почты выручку (несколько тысяч шекелей) и скрылись. Никто из почтовиков не пострадал.
 

Метки:

2015 — (1 Швата 5775). Теракт. 11 человек получили ножевые ранения в результате нападения араба из Туль-Карема на пассажиров автобус кооператива "Дан", следовавшего по маршруту номер 40 в районе моста "Маарив" на улице Менахем Бегин в Тель-Авиве. Террорист был ранен сотрудниками спецподразделения "Нахшон" и задержан.
 

Метки: